Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 15:15, курсовая работа
Цель - особенность диагностики и коррекции психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Задачи исследования:
1. Теоретически исследовать проблемы психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
2. Отобрать методики, необходимые для диагностики и коррекции психологической готовности дошкольников к школе.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по изучению психологической готовности дошкольников к обучению.
Введение
1. проблемы психологической готовности ребенка к обучению в школе
1.1 Понятие психологической готовности к школе
1.2 Ориентировка в окружающем мире, запас знаний, отношение к школе
1.3 Умственное и речевое развитие. Развитие движений
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
2.1 Диагностика психического развития дошкольников, готовности их к школе
2.2 Формирующий эксперимент
2.3 Контрольный эксперимент
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Рисунок 2 - Результаты проведения методики «Домик»
Показатель умения ориентироваться на образец, точно скопировать его, степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия в достаточной степени с 53 % детей увеличился до 71,5 %. Прирост качества составил 18,5 %.
Методика «Узор».
Таблица 7 - Результаты проведения методики «Узор»
эксперимент
уровни |
Констатирующий | Формирующий | |||
Кол-во | % | Кол-во | % | ||
Высокий | 6 | 29 | 9 | 43 | |
Хороший | 10 | 48 | 11 | 52 | |
Средний | 3 | 14 | 1 | 5 | |
Низкий | 2 | 9 | 0 | 0 | |
Рисунок 3 - Результаты проведения методики «Узор»
Вместо шести девять человек (43%) показали достаточно высокий уровень умения действовать по правилам, то есть в работе одновременно учитывали несколько правил. В результате формирующего эксперимента нет ни одного ребенка в группе, у которого умение действовать по правилу не было бы сформировано. Качественный прирост составил 18 процентов.
Методика «Графический диктант».
Таблица 8 - Результаты проведения методики «Графический диктант»
эксперимент
уровни |
Констатирующий | Формирующий | |||
Кол-во | % | Кол-во | % | ||
Высокий | 5 | 24 | 9 | 43 | |
Хороший | 11 | 52 | 9 | 43 | |
Средний | 3 | 14 | 3 | 14 | |
Низкий | 2 | 10 | 0 | 0 | |
Рисунок 4 - Результаты проведения методики «Графический диктант»
Определяя уровень развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства, мы выявили, что 9 человек (43%) обладают высоким уровнем развития, что на 4 человека (19%) больше по сравнению с констатирующим экспериментом. Низкий уровень не зафиксирован. Прирост качества составляет 29%.
Таким образом, в результате проведенного эксперимента мы можем заключить, что гипотеза, выдвинутая нами, целиком подтвердилась и эксперимент проведен успешно.
Заключение
Несмотря на
наличие разнообразных
Основной стратегией современного общего образования является повышение его качества. Имеется в виду, прежде всего, совершенствование ведущего вида деятельности в начальной школе - учебной, чтобы каждый ученик научился ставить перед собой цель при выполнении задания; осознавать, чем это задание отличается от предыдущих и чему он научился при выполнении этого задания; какие практические и умственные действия ему в этом помогут, какими способами он может осуществить самоконтроль и попытаться выделить трудности, с которыми он встретился, чтобы задать учителю вопрос и убедиться, правильно ли он выбрал способ их преодоления. Несомненно, все это связано с гуманизацией отношений между учителем и учащимися. Учитель должен не только вести ребенка к успеху в учении, но и давать каждому ученику право на ошибку, помогать ему в поиске способов преодоления этих ошибок, тем самым снимая тревогу и неуверенность перед учебным трудом.
Отбирая знания для изучения новой темы, учителю целесообразно подумать о качественных характеристиках усвоения этих знаний: их полноте (в объеме, предусмотренном учебной программой), действенности и гибкости (умении использовать их в нестандартных ситуациях), системности (умении устанавливать связи между изучаемыми объектами, например, между фактами по природоведению или в рассказах по истории, усвоении знаний в структурированной форме), прочности (умение сохранять знания в памяти и актуализировать их в нужный момент).
Важную роль
в повышении эффективности
Разнообразие коммуникации и последовательность включения в них учащихся открывает обучаемых к контакту, преодолевает их страхи и неуверенность в учении, расширяет сферу общения, позволяет высказать догадку, то есть приводит к взаимообогащению каждого.
Констатирующий
этап проведенного нами эксперимента
позволил установить пробелы в психологической
готовности ребенка к школе. В
процессе формирующего этапа мы имели
возможность развивать
Список использованных источников
1 Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. Изд-во: Ин-т практической психологии, 1998
2 Асеев В.Г. Возрастная психология: учебное пособие. - Иркутск, 1989.
3 Балин В.Д.
Теория и методология
4 Баскакова И.Л. Изучение внимания школьников: Метод. рекомендации. М.: Изд-во МГПИ им. В.И.Ленина, 1987
5 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
6 Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956
7 Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. - М., 1985.
8 Мухина В.С. Детская психология. - М., 1985.
9 Немов Р.С. Психология. Книга 2. - М., 2001.
10 Общая психодиагностика / под ред. Д.А.Бодалева, В.В.Столина. - М., 1987.
11 Орлов Р.Б. Методы современной возрастной и педагогической психлогии. - М., 1982.
12 Практикум по возрастной психологии / Под. ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. - Санкт-Петербург. - 2002.
13 Проблемы дошкольной
игры: психолого-педагогический
14 Проскура Е.В.
Развитие познавательных
15 Урунтаева
Г.А. Диагностика
16 Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие. - М., 1995.
17 Усова А.В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе: Избранное. Челябинск: ЧГПУ, 2000
18 Шадриков В.Д. Способности человека. М.: Воронеж, 1997
19 Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960.
20 Эльконин Д.Б.
Психологическое развитие в
21 Эльконин Л.Б. Избранные педагогические труды. М.: Междунар. пед. академия, 1995
Приложение А
Карта проведения диагностики
1. «Бусы»
2. «Домик»
3. «Узор»
Образец:
4. «Графический диктант»
? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | |
? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | |
? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | |
? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | |
? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | |
? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | |
? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | |
? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | |
? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | |
? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | |
? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | |
? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | |
Информация о работе Диагностика психологической готовности к школьному обучению в школе