Диагностика психологической готовности к школьному обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 15:15, курсовая работа

Описание

Цель - особенность диагностики и коррекции психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Задачи исследования:

1. Теоретически исследовать проблемы психологической готовности дошкольников к обучению в школе.

2. Отобрать методики, необходимые для диагностики и коррекции психологической готовности дошкольников к школе.

3. Провести опытно-экспериментальную работу по изучению психологической готовности дошкольников к обучению.

Содержание

Введение

1. проблемы психологической готовности ребенка к обучению в школе

1.1 Понятие психологической готовности к школе

1.2 Ориентировка в окружающем мире, запас знаний, отношение к школе

1.3 Умственное и речевое развитие. Развитие движений

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

2.1 Диагностика психического развития дошкольников, готовности их к школе

2.2 Формирующий эксперимент

2.3 Контрольный эксперимент

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 381.00 Кб (Скачать документ)

 

Рисунок 2 - Результаты проведения методики «Домик»

Показатель умения ориентироваться на образец, точно  скопировать его, степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия в  достаточной степени с 53 % детей  увеличился до 71,5 %. Прирост качества составил 18,5 %.

Методика «Узор».

Таблица 7 - Результаты проведения методики «Узор»

 
эксперимент

уровни

Констатирующий  Формирующий  
  Кол-во % Кол-во %  
Высокий 6 29 9 43  
Хороший 10 48 11 52  
Средний 3 14 1 5  
Низкий  2 9 0 0  
           

Рисунок 3 - Результаты проведения методики «Узор»

 

Вместо шести  девять человек (43%) показали достаточно высокий уровень умения действовать  по правилам, то есть в работе одновременно учитывали несколько правил. В  результате формирующего эксперимента нет ни одного ребенка в группе, у которого умение действовать по правилу не было бы сформировано. Качественный прирост составил 18 процентов.

Методика «Графический диктант».

Таблица 8 - Результаты проведения методики «Графический диктант»

 
эксперимент

уровни

Констатирующий Формирующий  
  Кол-во % Кол-во %  
Высокий 5 24 9 43  
Хороший 11 52 9 43  
Средний 3 14 3 14  
Низкий  2 10 0 0  
           

Рисунок 4 - Результаты проведения методики «Графический диктант»

Определяя уровень  развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства, мы выявили, что 9 человек (43%) обладают высоким уровнем развития, что на 4 человека (19%) больше по сравнению с констатирующим экспериментом. Низкий уровень не зафиксирован. Прирост качества составляет 29%.

Таким образом, в результате проведенного эксперимента мы можем заключить, что гипотеза, выдвинутая нами, целиком подтвердилась  и эксперимент проведен успешно.

Заключение

Несмотря на наличие разнообразных отечественных систем развивающего обучения в начальной школе, доминирование воспроизводящей деятельности учащихся над творческой остается, а количество неуспешных и проблемных детей возрастает из года в год. Причин здесь много: неэффективная служба родовспоможения, в результате чего значительное количество детей рождается с задержкой психического развития: отсутствие серьезной социальной защиты детства и семьи со стороны государства привело к снижению материального положения и росту неблагополучных семей; слабый медицинский контроль за здоровьем детей увеличил заболеваемость детей и ослабление их организма. Недостатки в организации учебно-воспитательного процесса также вызывают ряд негативных последствий в обучении и развитии детей, тревожность и закомплексованность учащихся, слабая мотивация учения, несформированность рациональных способов в работе с учебным материалом, слабое развитие приемов логического мышления, способов систематизации учебного материала и комбинаторных действий и т.п. Эти и другие причины снижают устойчивость внимания, прилежание, работоспособность у значительной части младших школьников.

Основной стратегией современного общего образования является повышение его качества. Имеется  в виду, прежде всего, совершенствование  ведущего вида деятельности в начальной школе - учебной, чтобы каждый ученик научился ставить перед собой цель при выполнении задания; осознавать, чем это задание отличается от предыдущих и чему он научился при выполнении этого задания; какие практические и умственные действия ему в этом помогут, какими способами он может осуществить самоконтроль и попытаться выделить трудности, с которыми он встретился, чтобы задать учителю вопрос и убедиться, правильно ли он выбрал способ их преодоления. Несомненно, все это связано с гуманизацией отношений между учителем и учащимися. Учитель должен не только вести ребенка к успеху в учении, но и давать каждому ученику право на ошибку, помогать ему в поиске способов преодоления этих ошибок, тем самым снимая тревогу и неуверенность перед учебным трудом.

Отбирая знания для изучения новой темы, учителю  целесообразно подумать о качественных характеристиках усвоения этих знаний: их полноте (в объеме, предусмотренном  учебной программой), действенности  и гибкости (умении использовать их в нестандартных ситуациях), системности (умении устанавливать связи между изучаемыми объектами, например, между фактами по природоведению или в рассказах по истории, усвоении знаний в структурированной форме), прочности (умение сохранять знания в памяти и актуализировать их в нужный момент).

Важную роль в повышении эффективности учебно-познавательной деятельности дошкольников играет усиление коммуникативной стороны процесса обучения, то есть использование диалоговых форм в организации занятия. Этот прием позволяет обеспечить активную позицию каждого будущего школьника на уроке, учит их взаимодействовать при выполнении заданий, доверяя друг другу ошибки, одновременно осуществляя взаимопроверку и элементы самоанализа удач и недостатков выполненного задания, осознанно и с уверенностью обсуждать правильность выполнения работы.

Разнообразие  коммуникации и последовательность включения в них учащихся открывает  обучаемых к контакту, преодолевает их страхи и неуверенность в учении, расширяет сферу общения, позволяет  высказать догадку, то есть приводит к взаимообогащению каждого.

Констатирующий  этап проведенного нами эксперимента позволил установить пробелы в психологической  готовности ребенка к школе. В  процессе формирующего этапа мы имели  возможность развивать отсутствующие  или недостаточно развитые умения дошкольников, необходимые ему в школьном обучении. По результатам контрольного этапа мы можем заключить, что гипотеза, выдвинутая нами, целиком подтвердилась и эксперимент проведен успешно.

Список  использованных источников

1 Амонашвили  Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. Изд-во: Ин-т практической психологии, 1998

2 Асеев В.Г.  Возрастная психология: учебное  пособие. - Иркутск, 1989.

3 Балин В.Д.  Теория и методология психологического  исследования. - М - 1988.

4 Баскакова И.Л.  Изучение внимания школьников: Метод. рекомендации. М.: Изд-во МГПИ им. В.И.Ленина, 1987

5 Божович Л.И.  Личность и ее формирование  в детском возрасте. - М., 1968.

6 Выготский Л.  С. Избранные психологические  исследования. М., 1956

7 Гуревич К.М.  Что такое психодиагностика. - М., 1985.

8 Мухина В.С.  Детская психология. - М., 1985.

9 Немов Р.С.  Психология. Книга 2. - М., 2001.

10 Общая психодиагностика / под ред. Д.А.Бодалева, В.В.Столина. - М., 1987.

11 Орлов Р.Б.  Методы современной возрастной  и педагогической психлогии. - М., 1982.

12 Практикум  по возрастной психологии / Под.  ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. - Санкт-Петербург. - 2002.

13 Проблемы дошкольной  игры: психолого-педагогический аспект. - М., 1987.

14 Проскура Е.В.  Развитие познавательных способностей  дошкольника. - Киев, 1985.

15 Урунтаева  Г.А. Диагностика психологических  особенностей дошкольников. - М., 1995.

16 Урунтаева  Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум  по дошкольной психологии: Пособие. - М., 1995.

17 Усова А.В.  Проблемы теории и практики  обучения в современной школе: Избранное. Челябинск: ЧГПУ, 2000

18 Шадриков В.Д.  Способности человека. М.: Воронеж, 1997

19 Эльконин Д.Б.  Детская психология. - М., 1960.

20 Эльконин Д.Б.  Психологическое развитие в детских  возрастах. М.: Воронеж, 2001

21 Эльконин Л.Б.  Избранные педагогические труды. М.: Междунар. пед. академия, 1995

Приложение  А

Карта проведения диагностики

1. «Бусы»

2. «Домик» 

3. «Узор»

Образец:

 

4. «Графический  диктант»

 
? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?  
? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?  
? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?  
? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?  
? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?  
? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?  
                                         
 
? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?  
? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?  
? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?  
? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?  
? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?  
? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?  
                                         

Информация о работе Диагностика психологической готовности к школьному обучению в школе