Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:10, курсовая работа
Цель: Изучить теории процесса умственного развития младшего школьника, выявить наиболее эффективные пути диагностики, и разработать рекомендации, направленные на улучшение умственного развития.
Задачи:
1. Изучить уровень умственного развития до прихода в школу.
2. Изучить особенности умственного развития младших школьников в процессе обучения.
3. Определить роль психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...3
Диагностика умственного развития младшего школьника………………………………...4
Роль психодиагностики в преодолении неуспеваемости школьников………………………………………………… ………………………………...5
Особенности умственного развития младшего школьника при обучении в школе……...7
Методы исследования умственного развития младшего школьника……………………………………………………………………………………..9
Практические рекомендации по улучшению умственного развития младшего школьника…………………………………………………………………………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..13
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………………14
Великий Эйнштейн
утверждал, что « фантазия важнее
знания». Способность к воображению,
фантазии присуща только человеку и
отличает его от всех других существ.
Практик доказывает, что приемы диагностики
развития воображения детей одновременно
выступают и материалом для его
развития. О. М. Дьяченко предлагает для
диагностики воображения
Лучше всех с заданием справился Саша (3 балла). (Приложение 8) Его рисунки отличались оригинальностью и были с легкостью названы. Немного хуже были рисунки Насти (2 балла), т. к. не наблюдалась сложность и оригинальность. (Приложение 9) Павел (1 балл) изобразил простые рисунки, некоторую сложность вызвало название рисунков. (Приложение 10)
Проанализировал результаты всех исследований можно сделать вывод об умственном развитии учащихся в целом. У Саши наблюдаются наилучшие результаты, это связано с разницей в возрасте. У него хорошо развиты все психические процессы, это дает право говорить о высоких результатах в учебе. У Насти хорошо развита память и воображение, эти процессы дают предпосылки к творческому мышлению. Ей с легкостью дается материал, предназначенный для заучивания. Павел относится к среднему ученику, у него средние результаты. Затруднения вызывает воображение и память.
Практические рекомендации по улучшению умственного развития младшего школьника
Для улучшения умственного развития существует множество разнообразных заданий. Для детей младшего школьного возраста эти задания представлены в форме игр и развлечений. Так, например, Е. Л. Яковлева для развития внимания рекомендует различные задания. Одним из них является упражнение «Перепутанные линии», это задание ориентировано на развитие концентрации у детей. (Приложение 11) Также подходит упражнение « Найди отличия»: ребенку даются две очень похожие картинки, различающиеся определенным числом мелких деталей, необходимо обнаружить имеющиеся различия. (Приложение 12) Интересным заданием является упражнение «Найди все детали», ребенку необходимо на многофигурной картинке отыскать все детали, преложенные в списке. (Приложение 13) Похожим является задание «Найди десять улиток», на рисунке спрятано десять улиток, ребенок должен их отыскать. (Приложение 16)
Для развития мышления
также существуют различные задания,
упражнения, игры. Для развития у
детей наглядно-образного
Для развития речи можно использовать разнообразные скороговорки, разучивание стихотворений, пересказы. Существует ряд игр со словами: «Дополни слово» (ведущий называет часть слова кни… и бросает мяч, ребенок ловит мяч и дополняет слово га…), «Кто больше сочинит» (подбирается несколько предметных картинок, по которым ребенок находит рифму к названиям изображенных предметов), «Перевернутые слова» (ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами, необходимо восстановить нормальный порядок слов). Оно из заданий – это составление слов, каждое из которых начинается и оканчивается на одни и те же слоги. Не меньшую роль в разгадывании речи играет разгадывание ребусов. (Приложение 17)
Для развития воображения
и представления можно
Чтобы развивать память детей, целесообразно использовать задания, основанные на запоминание одного изображения и отыскивания такого же. (Приложение 19)
Использование викторин
и головоломок оказывают
Существует множества журналов содержащих комплексы упражнений направленных на развитие всех психических процессов. Путешествуя по страницам этих журналов, дети выполняют задания, обучаются, узнают много нового. (Приложение 21)
Заключение
Заканчивая раскрытие темы курсовой работы – диагностика умственного развития младших школьников отмечу:
Умственное развитие - это развитие, характеризующееся видами мышления (творческое, познавательное, теоретическое и др.), стилем мышления (аналитический склад ума, образное мышление, наглядно-образное мышление), качествами ума (сообразительность, гибкость, самостоятельность, критичность, способность действовать в уме и др.), познавательными процессами (внимание, воображение, память, восприятие), мыслительными операциями (вычленение, сличение, анализ, синтез, систематизация и др.), познавательными умениями (умение поставить вопрос, вычленить и сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, доказать ее, сделать выводы, применить знания), умениями учиться (планировать, ставить цели, читать и писать в должном темпе, конспектировать и пр.), внепредметными знаниями и умениями, предметными знаниями, умениями и навыками, целостной системой общеобразовательных и специальных знаний.
На основе данного представления об уровне развития, возможно, сформулировать цели ее развития - необходимо развивать психические процессы в различных их видах и типах.
Нужно отметить, что интеллектуальная сфера развивается не по частям, а целостно: невозможно, например, развивать только сообразительность, не развивая при этом гибкость ума. Поэтому в педагогике существует система методов проблемного обучения, система интерактивных методов, приемы диагностики.
Цели, поставленные в начале работы, были достигнуты. Я изучила теорию процесса умственного развития младшего школьника и выявила наиболее эффективные пути диагностики, которые и предложила в своей работе. Рассмотрев ряд заданий и методик, выбрала наиболее эффективные для улучшения умственного развития и предупреждения отставания умственной деятельности детей младшего школьного возраста.
Во время работы над данным материалом я определила для себя роль психодиагностики в преодолении неуспеваемости детей, продиагностировала уровень интеллектуального развития младших школьников, исследовала психолого-педагогическую литературу.
Моя гипотеза звучала так: «Уровень умственного развития зависит от количества и качества выполняемых заданий, направленных на развитие психических процессов». Она подтвердилась, на самом деле, чем раньше выявить отклонение и провести ряд мероприятий: выполнение заданий и тестов, тем выше будет уровень развития ребенка в дальнейшем.
Литература:
1. Иващенко Т.И.
Актуальные проблемы
2. Коломинский Я. Л. Детская психология. Мн., 1988. 399 с.
3. Конспект лекций
по возрастной и
4. Конспект лекций по психологии / Под общ. ред. М. А. Дыгун. Мозырь, 2004. 151 с.
5. Крутецкий В. А. Психология. М., 1986. 336 с.
6. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. М., 1977. 224 с.
7. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. М., 1997.225 с.
8. Незнайка // Газета. 2006 №4,10,13,14,15,16,21
9. Неугомонные детки // Журнал. 2007 №27
10. Познай мир с Воли // Журнал. 2006 №38
11. Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. Ярославль, 1997. 192 с.
12. Школьный тест умственного развития / Сост. Шумский П. П. Мозырь, 1997. 24 с.
Информация о работе Диагностика умственного развития младшего школьника