Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:57, реферат
Воображение - это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако, с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления.
Воображение - это присущая
только человеку возможность создания
новых образов (представлений) путем
переработки предшествующего
Воображение и фантазия присущи каждому человеку, а особенно эти качества присущи детям. Действительно, возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, к числу которых относится и воображение. Именно развитию воображения необходимо уделять внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, то есть наиболее благоприятным для развития когнитивных функций ребенка.
Нет сомнения, что воображение и фантазия являются важнейшими сторонами нашей жизни. Если бы люди не обладали этими функциями, человечество лишилось бы почти всех научных открытий и произведений искусства, дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры, не смогли бы усваивать школьную программу. Ведь любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Вся художественная деятельность строится на активном воображении. Эта функция обеспечивает ребенку новый, необычный взгляд на мир. Она способствует развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащает индивидуальный жизненный опыт.
Но, к сожалению, учебная
программа начальных классов
в современной школе
Доказано, что воображение теснейшим образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитию воображения, учителя начального звена снижают качественный уровень обучения.
Вообще, каких-либо проблем,
связанных с развитостью
В связи с этим можно использовать ряд методик:
1. Методика “Вербальная
фантазия” (речевое
Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, а после этого ребенок приступает к рассказу.
В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:
скорость процессов
необычность, оригинальность образов воображения;
богатство фантазии;
глубина и проработанность (детализированность) образов;
впечатлительность, эмоциональность образов.
По каждому из этих признаков рассказ оценивается от 0 до 2 баллов.
0 баллов ставится тогда,
когда данный признак в
Если в течение одной минуты ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставится 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенного времени (1 минута), то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 секунд, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку “скорость процессов воображения” ребенку ставится 2 балла.
Необычность, оригинальность
образов воображения
Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов. Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл. В том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-то видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.
Богатство фантазии ребенка
проявляется также в
Глубина и проработанность образов определяются по тому, на сколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу, играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.
0 баллов ребенок получает
тогда, когда центральный
1 балл - если при описании
центрального объекта его
2 балла - если главный образ его рассказа расписан достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.
Впечатлительность или эмоциональность
образов воображения
0 баллов - образы малоинтересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего.
1 балл - образы рассказа
вызывают некоторый интерес со
стороны слушателя и некоторую
ответную эмоциональную
2 балла - ребенком были
использованы яркие, весьма
Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное - 0.
2. Методика “Рисунок”
В данной методике ребенку предлагается стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее 6 разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут.
Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производилась таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.
3. Методика “Скульптура”.
Ребенку предлагается набор пластилина и задание, пользуясь им, за 5 минут, смастерить какую- либо поделку, вылепить ее из пластилина.
Фантазии ребенка оцениваются примерно по тем же параметрам, что и в предыдущих методиках от 0 до 10 баллов.
0-1 балл - за отведенные для работы 5 минут ребенок так и не смог ничего придумать и сделать руками;
2-3 балла - ребенок придумал и вылепил из пластилина что- то очень простое, например, кубик, шарик, палочку, кольцо;
4 -5 баллов - ребенок сделал
сравнительно простую поделку,
в которой имеется небольшое
количество простых деталей,
6 - 7 баллов - ребенок придумал
что- то необычное, но вместе
с тем не отличающееся
8 - 9 баллов - придуманная ребенком вещь достаточно оригинальна, но детально не проработана;
10 баллов - ребенок может
получить лишь в том случае,
если придуманная им вещь и
достаточно оригинальна, и
Таким образом, протестировав учащихся экспериментального и контрольного классов, мы можем оценить общий уровень развития их воображения следующим образом.
25- 30 - баллов - очень высокий уровень;
19 - 24 баллов - высокий уровень;
10 -18 баллов - средний уровень;
5 - 9 баллов - низкий уровень;
0 - 4 баллов - очень низкий уровень.
Виды воображения
У детей младшего школьного
возраста различают несколько видов
воображения. Оно может быть воссоздающим
(создание образа предмета по его описанию)
и творческим (создание новых образов,
требующих отбора материала в
соответствии с замыслом). Создание
образов воображения
Агглютинация, то есть “склеивание” различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица;
Гиперболизация. Это парадоксальное
увеличение или уменьшение предмета
или отдельных его частей. Примером
могут служить сказочные
Схематизация. В этом случае
отдельные представления
Типизация. Характерно выделение существенного, повторяющегося признака и воплощение его в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы врача, космонавта, шахтера и т. д.
Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль - отдаленная аналогия с космическим кораблем.
В процессе учебной деятельности
школьников, которая идет в начальных
классах от живого созерцания, большую
роль, как отмечают психологи, играет
уровень развития познавательных процессов:
внимания, памяти, восприятия, наблюдения,
воображения, памяти, мышления. Развитие
и совершенствование
Таким образом, нельзя не согласиться с выводами ученых-психологов, исследователей о том, что воображение является одним из важнейших психических процессов и от уровня его развития, особенно у детей младшего школьного возраста, во многом зависит успешность усвоения школьной программы.
Несмотря на большую занятость педагогов начального звена, учителю необходимо ставить задачу подбора дополнительного материала к изучаемым произведениям, предусмотренным программой, позволяющего наиболее эффективно соединить обучение младших школьников с развитием их познавательных возможностей, в том числе и воображения, и наиболее полно использовать при этом специфику чтения как учебного предмета.
Формы и методы по развитию воображения
у детей младшего школьного возраста на уроках чтения
Программное содержание чтения как учебного предмета состоит из ряда разделов:
устное народное творчество, куда включены русские народные песни, сказки, былины;
русская классика (поэзия и проза);
литературные сказки (и др.).
Представленные в учебниках литературные произведения, на мой взгляд, открывают широкий простор учителю для подбора упражнений и заданий на развитие воображения и творческой фантазии у учащихся начального звена.
Воображение тесным образом
связано с такими качествами, как
эмоциональность, интерес, многими
личностными качествами. На основе
взаимосвязи воображения с
Воображение и эмоции
Любая эмоция имеет внешнее
выражение. Каждый человек имеет
свое представление о внешних
признаках того или иного чувства.
Умение правильно распознать состояние
героя литературного
На каждом уроке чтения
основным для развития воображения
и эмоций, является использование
схематических изображений
Эпизод 1. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.
Эпизод 2. А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась….. Встанет, попрыгает, да и сядет к окошку мух считать: сколько прилетело да сколько улетело. Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку, да спать не хочется; ей бы покушать, да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать - да и то надоело. Сидит, горемычная, плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.