Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 18:10, доклад
Дидактика как теория обучения и образования своими корнями уходит в глубь веков. Обучение было всегда, когда существовал человек. Теория обучения начала формироваться уже тогда, когда возникла осмысленная необходимость передать потомкам не только накопленные достижения, но и то, как их передавать дальше. Впервые, насколько известно, термин "дидактика" появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIX века немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. В отечественной педагогике активное развитие дидактика получила в конце XIX века благодаря трудам которые написал К.Д. Ушинский и его последователи, среди которых: Каптерев Пётр Фёдорович , Бунаков Николай Фёдорович, Корф Николай Александрович, Стоюнин Владимир Яковлевич, Острогорский Алексей Николаевич и др. В советский период проблемы дидактики разрабатывали П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.В. Занков Неизменным со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики — исследование проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: кого, когда, где и зачем учить.
Дидактика
Дидактика (др.-греч. διδακτικό
Дидактика (от греч. «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.
Основные вопросы дидактики: -чему учить? -как учить?
История
Дидактика как теория обучения и образования своими корнями уходит в глубь веков. Обучение было всегда, когда существовал человек. Теория обучения начала формироваться уже тогда, когда возникла осмысленная необходимость передать потомкам не только накопленные достижения, но и то, как их передавать дальше. Впервые, насколько известно, термин "дидактика" появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIX века немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. В отечественной педагогике активное развитие дидактика получила в конце XIX века благодаря трудам которые написал К.Д. Ушинский и его последователи, среди которых: Каптерев Пётр Фёдорович , Бунаков Николай Фёдорович, Корф Николай Александрович, Стоюнин Владимир Яковлевич, Острогорский Алексей Николаевич и др. В советский период проблемы дидактики разрабатывали П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.В. Занков Неизменным со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики — исследование проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: кого, когда, где и зачем учить.
Объект и предмет дидактики
Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Объект дидактики — обучение.
Существуют «частные дидактики» — методики обучения отдельным учебным предметам, отдельных категорий учащихся (методика начального обучения, дидактика высшей школы), в разных типах учебных заведений и формах образования. У каждой методики обучения свой объект — обучение предмету, обучение определённых категорий учеников и т. д.
Предмет дидактики — связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие.
Задачи дидактики:
Основные категории дидактики
Дидактика как отрасль педагогики,
имеющая свои предмет и область исследования,
решая четко очерченный круг вопросов,
оперирует определенным кругом понятий.
Наиболее важными и значительными из них,
носящими в силу этого характер дидактических
категорий, являются процесс обучения,
принципы обучения, содержание образования,
методы, формы организации обучения.
Процесс обучения — это целенаправленный
процесс взаимодействия учителя и учащихся,
в ходе которого осуществляется образование,
воспитание и развитие учащихся.
Принципы обучения представляют собой
систему важнейших дидактических требований,
соблюдая которые можно обеспечить эффективное
функционирование учебного процесса.
Принципы обучения опираются на выявленные
научные закономерности и передовой опыт
педагогической деятельности. Например,
очень важным, универсально применимым
(т. е. применяемым в преподавании всех
дисциплин и в обучении учащихся всех
возрастов) является принцип наглядности,
требующий, чтобы все то, что можно в обучении
предоставить восприятию с помощью органов
чувств учащихся, было преподнесено им
именно таким образом, т. е. чтобы учащиеся
могли это новое увидеть, услышать, пощупать
и потрогать, почувствовать запах, вкус
(хотя вовсе не обязательно стремиться
к тому, чтобы воздействие было оказано
на все органы чувств). Этот принцип основывается
на важнейшей закономерности процесса
обучения, устанавливающей тот факт, что
процесс познания начинается с чувственного
восприятия предметов или явлений.
Содержание образования представляет
собой систему знаний, умений и навыков,
овладение которыми закладывает основы
для развития и формирования личности
человека.
Изучение каждого учебного предмета предполагает
усвоение знаний и формирование определенных
умений и навыков.
В процессе обучения формируются также
общеучебные интеллектуальные умения,
связанные с овладением способами работы
с различными источниками получения знаний,
ведением записей, приемами запоминания
учебного материала и т. д.
Методы обучения это способы взаимосвязанной
деятель ности учителя и учащихся по вооружению
обучаемых зна ниями, умениями и навыками,
их воспитанию и общему развитию в процессе
обучения. Метод обучения всегда пред
полагает побуждающую деятельность учителя,
вовлекающую учащегося в соответствующий
вид познавательной деятельности Так,
рассказ учителя — это метод, побуждающий
учащегося слушать, осмыслить услышанное,
беседа — метод, стимулирующий мыслительную
деятельность учащегося и побуждаю щий
его к ответу на задаваемые учителем вопросы.
Формы организации обучения отражают
особенности объединения учащихся для
организуемых учителем занятий, в процессе
которых и совершается учебно-познавательная
деятельность.
Общая дидактика решает следующие задачи.
1. Она определяет цель
2. Из цели вытекает и содержание образования
и обучения. То есть дидактика ищет ответ
на вопрос: чему учить?
3. Возникает еще один вопрос: как учить?
Это значит, что дидактика разрабатывает
вопрос о формах, методах и организации
учебной работы.
4. В процессе обучения используются соответствующие
дидактические средства: учебники и учебные
пособия, наглядно-изобразительные, звуковые,
различные технические средства, радио-
и электронная техника, учебное оборудование.
Все они играют существенную роль во взаимосвязи
преподавания — учения. Одна из задач
дидактики — разработка общих принципов
создания и использования этих средств
в учебных целях.
5. Дидактика изучает общие законы, закономерности
и тенденции в учебном процессе. На их
основе, как уже было сказано, формулируются
принципы и правила обучения. Соблюдение
последних обеспечивает успех обучения.
Знание их позволяет эффективно и целенаправленно
варьировать учебный процесс в зависимости
от возраста учащихся, индивидуальных
особенностей ученика, особенностей содержания
учебного материала, межпредметных связей,
форм, методов и приемов учебной работы.
6. В дидактике также разрабатываются вопросы,
связанные с источниками и методами исследования
проблем обучения; рассматриваются перспективы
развития и совершенствования содержания,
форм, методов и организации образования.
Дидактика анализирует и обобщает конкретные
данные частных дидактик, вместе с тем
общая дидактика сама служит научной основой
частных методик и выполняет для них роль
методологии. Дидактика имеет непосредственную
связь с гносеологией (теорией познания),
формальной логикой (воспитание культуры
мышления), психологией, социологией, историей
педагогики, кибернетикой (организация
обратной связи в процессе обучения) и
другими науками.