Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 18:10, доклад
Дидактика как теория обучения и образования своими корнями уходит в глубь веков. Обучение было всегда, когда существовал человек. Теория обучения начала формироваться уже тогда, когда возникла осмысленная необходимость передать потомкам не только накопленные достижения, но и то, как их передавать дальше. Впервые, насколько известно, термин "дидактика" появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIX века немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. В отечественной педагогике активное развитие дидактика получила в конце XIX века благодаря трудам которые написал К.Д. Ушинский и его последователи, среди которых: Каптерев Пётр Фёдорович , Бунаков Николай Фёдорович, Корф Николай Александрович, Стоюнин Владимир Яковлевич, Острогорский Алексей Николаевич и др. В советский период проблемы дидактики разрабатывали П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.В. Занков Неизменным со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики — исследование проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: кого, когда, где и зачем учить.
Дидактика
Дидактика (др.-греч. διδακτικό
Дидактика (от греч. «didaktikos» — поучающий и «didasko» — изучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.
Основные вопросы дидактики: -чему учить? -как учить?
История
Дидактика как теория обучения и образования своими корнями уходит в глубь веков. Обучение было всегда, когда существовал человек. Теория обучения начала формироваться уже тогда, когда возникла осмысленная необходимость передать потомкам не только накопленные достижения, но и то, как их передавать дальше. Впервые, насколько известно, термин "дидактика" появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIX века немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. В отечественной педагогике активное развитие дидактика получила в конце XIX века благодаря трудам которые написал К.Д. Ушинский и его последователи, среди которых: Каптерев Пётр Фёдорович , Бунаков Николай Фёдорович, Корф Николай Александрович, Стоюнин Владимир Яковлевич, Острогорский Алексей Николаевич и др. В советский период проблемы дидактики разрабатывали П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.В. Занков Неизменным со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики — исследование проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: кого, когда, где и зачем учить.
Объект и предмет дидактики
Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Объект дидактики — обучение.
Существуют «частные дидактики» — методики обучения отдельным учебным предметам, отдельных категорий учащихся (методика начального обучения, дидактика высшей школы), в разных типах учебных заведений и формах образования. У каждой методики обучения свой объект — обучение предмету, обучение определённых категорий учеников и т. д.
Предмет дидактики — связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие.
Задачи дидактики:
Основные категории дидактики
 
  Дидактика как отрасль педагогики, 
имеющая свои предмет и область исследования, 
решая четко очерченный круг вопросов, 
оперирует определенным кругом понятий. 
Наиболее важными и значительными из них, 
носящими в силу этого характер дидактических 
категорий, являются процесс обучения, 
принципы обучения, содержание образования, 
методы, формы организации обучения. 
Процесс обучения — это целенаправленный 
процесс взаимодействия учителя и учащихся, 
в ходе которого осуществляется образование, 
воспитание и развитие учащихся.  
  Принципы обучения представляют собой 
систему важнейших дидактических требований, 
соблюдая которые можно обеспечить эффективное 
функционирование учебного процесса. 
Принципы обучения опираются на выявленные 
научные закономерности и передовой опыт 
педагогической деятельности. Например, 
очень важным, универсально применимым 
(т. е. применяемым в преподавании всех 
дисциплин и в обучении учащихся всех 
возрастов) является принцип наглядности, 
требующий, чтобы все то, что можно в обучении 
предоставить восприятию с помощью органов 
чувств учащихся, было преподнесено им 
именно таким образом, т. е. чтобы учащиеся 
могли это новое увидеть, услышать, пощупать 
и потрогать, почувствовать запах, вкус 
(хотя вовсе не обязательно стремиться 
к тому, чтобы воздействие было оказано 
на все органы чувств). Этот принцип основывается 
на важнейшей закономерности процесса 
обучения, устанавливающей тот факт, что 
процесс познания начинается с чувственного 
восприятия предметов или явлений. 
  Содержание образования представляет 
собой систему знаний, умений и навыков, 
овладение которыми закладывает основы 
для развития и формирования личности 
человека. 
  Изучение каждого учебного предмета предполагает 
усвоение знаний и формирование определенных 
умений и навыков. 
В процессе обучения формируются также 
общеучебные интеллектуальные умения, 
связанные с овладением способами работы 
с различными источниками получения знаний, 
ведением записей, приемами запоминания 
учебного материала и т. д. 
Методы обучения это способы взаимосвязанной 
деятель ности учителя и учащихся по вооружению 
обучаемых зна ниями, умениями и навыками, 
их воспитанию и общему развитию в процессе 
обучения. Метод обучения всегда пред 
полагает побуждающую деятельность учителя, 
вовлекающую учащегося в соответствующий 
вид познавательной деятельности Так, 
рассказ учителя — это метод, побуждающий 
учащегося слушать, осмыслить услышанное, 
беседа — метод, стимулирующий мыслительную 
деятельность учащегося и побуждаю щий 
его к ответу на задаваемые учителем вопросы. 
  Формы организации обучения отражают 
особенности объединения учащихся для 
организуемых учителем занятий, в процессе 
которых и совершается учебно-познавательная 
деятельность.
Общая дидактика решает следующие задачи.
 
1. Она определяет цель 
2. Из цели вытекает и содержание образования 
и обучения. То есть дидактика ищет ответ 
на вопрос: чему учить? 
3. Возникает еще один вопрос: как учить? 
Это значит, что дидактика разрабатывает 
вопрос о формах, методах и организации 
учебной работы. 
4. В процессе обучения используются соответствующие 
дидактические средства: учебники и учебные 
пособия, наглядно-изобразительные, звуковые, 
различные технические средства, радио- 
и электронная техника, учебное оборудование. 
Все они играют существенную роль во взаимосвязи 
преподавания — учения. Одна из задач 
дидактики — разработка общих принципов 
создания и использования этих средств 
в учебных целях. 
5. Дидактика изучает общие законы, закономерности 
и тенденции в учебном процессе. На их 
основе, как уже было сказано, формулируются 
принципы и правила обучения. Соблюдение 
последних обеспечивает успех обучения. 
Знание их позволяет эффективно и целенаправленно 
варьировать учебный процесс в зависимости 
от возраста учащихся, индивидуальных 
особенностей ученика, особенностей содержания 
учебного материала, межпредметных связей, 
форм, методов и приемов учебной работы. 
6. В дидактике также разрабатываются вопросы, 
связанные с источниками и методами исследования 
проблем обучения; рассматриваются перспективы 
развития и совершенствования содержания, 
форм, методов и организации образования. 
Дидактика анализирует и обобщает конкретные 
данные частных дидактик, вместе с тем 
общая дидактика сама служит научной основой 
частных методик и выполняет для них роль 
методологии. Дидактика имеет непосредственную 
связь с гносеологией (теорией познания), 
формальной логикой (воспитание культуры 
мышления), психологией, социологией, историей 
педагогики, кибернетикой (организация 
обратной связи в процессе обучения) и 
другими науками.