Дислалия: обследование детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 10:54, контрольная работа

Описание

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно. Родители должны всегда помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира, следовательно, и его личность будет наиболее гармонично развита. Самое незначительное расстройство речи может отразиться на деятельности и поведении ребенка.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по дислалии.docx

— 37.10 Кб (Скачать документ)

Сравнительно  часто причиной механической дислалии является:

  1. Дефект уздечки - укороченная уздечка языка (подъязычная связка). При этом дефекте оказываются затрудненными движения языка, так как слишком короткая уздечка не дает ему возможности высоко подниматься (при верхних звуках). Уздечка может быть растянутой.
  2. Дефекты строения языка - толстый, малоподвижный, массивный, длинный, короткий.
  3. Дефекты строения челюстей ведут к аномалии прикуса. Наиболее распространённым дефектом в строении челюстей является неправильный прикус, то есть неправильное расположение зубов верхней и нижней челюстей по отношению друг к другу. При нормальном прикусе верхние резцы перекрывают нижние на 1,5 — 3 мм, то есть примерно на '/з высоты коронок зубов. Аномалии прикуса чаще всего встречаются у физически ослабленных детей, причём у мальчиков они наблюдаются значительно чаще, чем у девочек. Аномалии прикуса могут иметь несколько вариантов.

  Открытый передний прикус - при смыкании коренных зубов между верхними и нижними резцами остается щель большей или меньшей величины.

  Открытый боковой прикус может быть левосторонним, правосторонним и двусторонним, при смыкании резцов между коренными зубами с одной или с обеих сторон остается щель.

Глубокий  прикус - верхние резцы слишком глубоко перекрывают нижние, так что последние почти не видны.

Прямой  прикус при смыкании зубов верхние резцы прямо становятся на нижние, нисколько не перекрывая их.

Перекрёстный  прикус нарушено нормальное соотношение зубных дуг, которые оказываются смещёнными вбок по отношению друг к другу. Перекрёстный прикус может иметь место, в частности, при сужении одной из челюстей.

Прогнатия - верхняя челюсть сильно выдается вперед. В результате этого нижние передние зубы не смыкаются вовсе с верхними.

  Прогения - нижняя челюсть выступает вперед, передние зубы нижней челюсти выступают впереди передних зубов верхней челюсти.

  1. Дефекты строения зубов. Неправильное строение зубов, зубного ряда также может привести к дислалии. Зубы - мелкие, крупные, редкие, ровные, неровные, кариозные, наличие диастемы ( щели между верхними резцами), зубы вне челюстной дуге. Например, при больших расщелинах между зубами язык в момент речи часто просовывается в них, искажая звукопроизношение.

Регуляция зубов и челюстей проводится в  зубных кабинетах врачом-стоматологом при помощи наложения на зубы специальных шин. Наибольший эффект наложение шин приносит в возрасте от 5 до 6 лет, когда кости еще достаточно пластичны.

  1. Дефекты строения неба - высокое и широкое, высокое и узкое, готическое (слишком высокое твердое небо), плоское, куполообразное, расщелины мягкого и твердого неба.
  2. Дефекты строения губ - толстые, тонкие, ассиметричные, укороченные, расщелина верхней губы, недоразвитие губ.
  3. Увуля – норма, есть девиация  (отклонения).

Отмеченные аномалии в строении артикуляторных органов  по-разному влияют на звукопроизношение. Одни из них (в частности, короткая уздечка языка) отражаются на произношении лишь отдельных звуков, другие же (например, расщелины нёба) нарушают произношение практически всех звуков речи. Аномалии в строении челюстей и зубов больше всего влияют на произношение свистящих и шипящих  звуков,   при  нормальном    артикулировании которых  между  верхними  и  нижними  резцами должна    образовываться   очень  узкая   (не  более 1,5-2 мм) щель. Наличие прогнатии, прогении, открытого переднего прикуса, отсутствие передних зубов   лишает  ребёнка   возможности   обеспечить этот момент артикуляции, что и приводит к дефектам в произношении названных звуков. Боковые открытые прикусы способствуют «утечке» воздуха по бокам, что может обусловить «боковое» произношение многих речевых звуков.

Короткая уздечка  языка чаще всего приводит к неправильному  произношению звука Р, иногда Л и  даже шипящих верхней артикуляции, поскольку для нормального артикулирования этих звуков необходим   достаточно высокий  подъём кончика языка. Слишком высокое твёрдое нёбо также может обусловить дефекты произношения звука Р, так как в этих   условиях даже при достаточно длинной уздечке языка нормальное артикулирование этого звука может быть затруднено.

Аномалии в  строении губ отражаются преимущественно на произношении губных звуков. Что касается слишком массивного языка, то это может приводить к неотчётливости звучания многих звуков речи.               Нарушения  звукопроизношения  при  механической дислалии имеют некоторые особенности.

Во-первых, в  этих случаях одновременно страдают целые группы звуков, имеющие какие-то общие моменты в артикуляции. Например, при наличии у ребёнка открытого переднего прикуса обычно наблюдается межзубное произношение сразу всех переднеязычных звуков (С, 3, Ц, III, Ж, Ч, Щ, Т, Д, Н, Л), поскольку данная аномалия не позволяет удерживать кончик языка за передними зубами.

Во-вторых, дефекты звукопроизношения при  механической дислалии выражаются главным  образом в искажённом произношении звуков, а не в заменах их другими звуками. Это объясняется тем, что ребёнок, различающий звуки на слух, стремится произнести именно нужный звук, не допустив его замены другим звуком, но из-за дефектов в строении артикуляторного аппарата звучание получается искажённым. (Например, Р произносится картаво, но не заменяется другим звуком). Правда, вследствие неправильного артикулирования звуков и постоянного в связи с этим восприятия на слух неверного их звучания при механической дислалии вторично может страдать и слуховая дифференциация звуков (неумение отличить нормальное звучание Р от «картавого»).   

Однако  дефекты в строении артикуляторного  аппарата играют роль лишь предрасполагающего момента и только в 33% случаев  приводят к неправильному произношению звуков. Чаще же всего физически и психически здоровые дети самостоятельно находят пути компенсации имеющихся у них анатомических дефектов. Особенно большое компенсирующее воздействие в этих случаях оказывает благоприятное речевое окружение и должное внимание со стороны взрослых к речи ребёнка.                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Детство — это  экологическая ниша нашего общества, нашей духовности. Важно эту нишу сохранить, иначе экология погибнет, а общество потеряет свою духовность. Речь открывает доступ ребенку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребенка связано формирование как личности в целом, так и основных психических процессов.

Исключительное  значение речи в развитии ребенка  делает важным знание условий и факторов, способствующих ее развитию на разных этапах становления личности. Это невозможно без равенства позиций, без духовной общности, взаимного доверия, откровенности, доброжелательности. Речь открывает доступ ребенку к достижениям человеческой культуры. При полноценном общении с окружающими людьми дети чрезвычайно быстро овладевают накопленным опытом. Если же контакты нарушены, общение со старшими сокращено, то жизнь ребенка значительно обедняется. Поэтому задача взрослых помочь ребенку преодолеть все  речевые  нарушения которые у него есть, при ранней диагностики и своевременно начатом коррекционном воздействии.  
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Логопедия : Под ред. Волковой Л.С. – М., 2004.
  2. Логопедия для всех : Парамонова Л.Г. – М., 1997.
  3. Логопедия : Правдина О.В. – Челябинск ., 1998.
  4. Логопедия: Флерова Ж. М. – Ростов на Дону., 2001.
  5. Основы логопедии : Филичева Т.Б.,  Чевелева Н.А.,  Чиркина Г. В., М., 1989.

Информация о работе Дислалия: обследование детей