Единство мира и проблема психики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 12:53, доклад

Описание

С древних времен человек верил в феномен единства мира, в то, что многообразие, сложность и множественность мира, природной жизни предполагает или содержит в себе также и существенное единство, самотождественность мира, что мир имеет какой-то единый первоисточник, первичный источник энергии и материи. Но откуда у нас такая уверенность в единстве мира? Классический ответ на этот вопрос гласит следующее. Эта наша уверенность исходит из устройства нашего сознания, из его принципа самотождественности ("Я" = "Я"). Условием существования нашего сознания является некоторое определенное устройство мира. Причем само сознание это мировое устройство как-то обозначает, "снимает" в себе и опирается на него. Если существует единство мира, то должна существовать и некая сущность, субстанция, которая это единство выполняет. По-этому обычно вводились и существовали в человеческом сознании понятия, аналогичные мировой душе. Понятие (именно как понятие) мировой души для нас может обозначать довольно простую вещь. А именно тот факт, что мы всегда включены в какую-то глобальную связность мира, всегда существуем внутри глобальной цепи мировых событий.

Работа состоит из  1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 18.25 Кб (Скачать документ)

 
Единство  мира и проблема психики

С древних времен человек верил в феномен единства мира,  в то, что многообразие,  сложность и множественность мира, природной жизни предполагает  или содержит в себе также и существенное единство,  самотождественность мира,  что мир имеет какой-то единый первоисточник,  первичный источник энергии и материи. Но откуда у нас такая уверенность в единстве мира? Классический ответ на этот вопрос гласит следующее. Эта наша уверенность исходит из устройства нашего сознания, из его принципа самотождественности ("Я" = "Я"). Условием существования нашего сознания  является  некоторое  определенное устройство мира.  Причем само сознание это мировое устройство как-то обозначает,  "снимает" в себе и опирается на него.  Если существует единство мира, то должна существовать и некая сущность, субстанция, которая это единство выполняет. По-этому обычно вводились и существовали в человеческом сознании понятия, аналогичные мировой душе. Понятие (именно как понятие) мировой души для нас может обозначать довольно простую вещь. А именно тот факт, что мы всегда включены в какую-то глобальную связность мира, всегда  существуем внутри глобальной цепи мировых событий.  Иными словами, факт включенности в мировую связность, которая замыкается в какое-то единство (существующее и везде и нигде, точно так же, как и наша психика по отношению к нашему телу). Поэтому Гегель как начальное, наиболее абстрактное  определение  психики вообще вводит понятие всеобщей души или мировой души,  которая,  по сути дела,  есть просто всеобщая сущность, субстанция,  то есть первичное основание мира, из которого все исходит и куда все возвращается. В такой субстанции должна сниматься вся  разобщенность и разнообразие природной жизни. Гегель любил повторять, что душа (как сущность природной жизни, ее субстанция) есть "имматериальность", то есть истина всякой материальности. Хотя, по тому же Гегелю, душа и тело неразличимы и тождественны, душа есть тело, а тело есть душа, в том смысле, что как органического тела не может быть без души (психики), так же и психики не может быть без тела. И живой организм, его единство мы должны понимать в связи с этим базовым единством мира. Психика,  которая организует единство этого организма, должна обязательно содержать в себе, "снимать" определения природы,  так что многообразие этих определений свертывается в единство. В этом смысле, психика есть микрокосмос, где макрокосмос сжимается, свертывается, собирается в своей самотождественности, таким образом теряя свою внеположность. То, что в природе самостоятельно, в психике сжимается до простых качеств, из которых сплетается психическое единство. Эти психические качества имеют, конечно, в природной жизни свои подобия, эквиваленты, но только существующие как разобщенные друг от друга. И в этом принципиальное отличие природных качеств от качеств психических. В таком случае говорят, что природа, природные качества удерживаются в психике идеально, психика, чтобы выполнять функции психики организма, органического тела должна в свернутом виде содержать в  себе  природу. Таким образом,  психику следует понимать как виртуальное сжатие природы, психика - это такая сущность, где внеположность  и многообразие природы собирается к своему единству, собирается в целое организма. Но организм - это такое целое, которое включено в более широкое целое, из которого оно происходит, наш человеческий организм есть дитя природы, и обязательно удерживает в себе и интенсивно использует физические закономерности природы уже в силу того, что осуществляет себя, становится внутри них, т.е.  организм существует только в природной среде, в процессе  систематического обмена продуктами с природной средой и существует глубинная, фундаментальная связь нашего органического существования с природой. А функция психики и состоит, собственно, в отображении, удержании, воспроизведении и развитии этого единства всех существенных сил природы.

Тот факт, что наше тело и его психика включены во всеобщую связность мировых процессов  и как-то удерживают в себе природу  вообще как целое, предполагает существенное непосредственное влияние этого  целого на нашу психику, влияние природных  пульсаций и ритмов на наш организм и наши психические состояния. Нужно  оговориться только,  что на этом уровне описания психики нет принципиального различия психики и тела, т.е. психика и тело здесь неразличимо тесно переплетены и взаимосвязаны. Поэтому не будем специально оговаривать, на что (психику или тело) оказывает действие то или иное влияние. Все эти влияния природы на нашу психику можно представить в виде некоторых кругов влияния:

1. Наиболее фундаментальным  кругом, описывающим такое влияние,  является  круг  или  целое вообще космической жизни.  В древности в этом смысле говорили о рождении под определенной звездой, т. е. о некотором состоянии мира и космических процессов, которые оказывают первичные (а затем и последующие) влияния на  нашу  психику  и,  соответственно, и жизнь, ее образ. Здесь, по сути дела, речь идет о каком-то изоморфизме состояний мира, космоса и наших психических состояний, космических процессов и динамики нашей жизни. Всеобщая жизнь природы, целостность космической жизни как-то воспроизводится в нашей психике  и  есть  ее, по-видимому,  наиболее глубинный пласт.

2. Второй, более узкий,  круг составляет целое жизни  солнечной системы, в которое  мы включены. Обратим внимание, что  второй круг снимает, удерживает  в себе предыдущий круг, первый  круг, так же как и каждый  последующий круг влияний удерживает  в себе предыдущий круг, частью  которого он является. Солнечная  система уже более непосредственно  задает условие нашей жизни,  определяет ее характер и структуру.  И нет ничего удивительного,  что мы чутко реагируем на  ритмику солнечной системы. Уже  давно появились и соответствующие  научные дисциплины, которые исследуют  эти влияния (космобиология, гелиобиология,  гелиопсихология и пр.). Давно  было замечено, что, например, солнечные  вспышки, повышение его радиоактивности  оказывают непосредственное влияние  на массовые  психические состояния. Такие влияния представляют собой именно общие влияния, а психику, которая это воспринимает, следует рассматривать как надиндивидуальную составляющую психики.

3. И третьим,  еще более непосредственным, кругом влияний является жизнь Земли. По своей природе, биологии, устройству нашей психики (а затем и сознания) мы являемся детьми Земли, земных природных условий. И наше историческое бытие, история вообще имеют своим условием специфическое земное бытие, которое определяют особые природные условия нашей планеты и ее планетарная жизнь. Правда, эти наши психобиологические особенности не так просто точно описать, поскольку у нас нет критериев, нет в наличии других условий жизни, но некоторые корреляции все-таки очень явно бросаются в глаза.

А. Несомненно влияние  на психобиологическую организацию  климата в совокупности с целостностью природных условий. В условиях теплого  климата можно констатировать  некий специфический психический комплекс, психическую структуру, которые можно обозначить как "душевную легкость",  и,  действительно, люди в условиях теплого климата более экспрессивны, подвижны, "свободны", динамичны. Напротив, в условиях холодного климата преобладает строгость, организованность, ритмичность жизни и соответствующие такой жизни свойства психики. А умеренный климат  определяет нечто вроде средней психической организации (уравновешенность, сдержанность и пр.). Это, конечно, не точное описание, оно скорее  имеет задачу указать на сам факт существования такого пласта психики и необходимости его понимания и учета.

Б. Частям света, географическим условиям среды обитания соответствуют  расовые биопсихические особенности,  которые формируются в  процессе приспособления  организма  к наличной среде. И поскольку здесь среда общая для всех индивидов, проживающих в данной части света, то и психобиологические особенности, образующиеся в процессе приспособления к среде, являются общими всем индивидам данной группы.

В. Природные условия  определяют также и первичные  условия производственной деятельности людей, определяют  характер, способы, ритм производственной деятельности,  вообще общий характер движений, психодинамику, ритм всего поведения и реагирования. Так, степной житель привык  просматривать пространство одним взором, другое дело житель гор, у него ориентировка строится уже по-другому. Таким образом, психика и ее состояния имитируют внешние условия в процессе приспособления к ним, и через воспроизводство таких имитаций они удерживаются в самой психике и становятся ее моментом.

4. Ритмы природные  оказывают свое влияние на  психику  человека. Например, смена времен года отражается в психических состояниях человека (сравни "весеннее настроение" и "осеннее настроение"). Так же и времени суток тоже соответствуют определенные склонности. Утру более соответствует рассеянность, днем - сосредоточенность, активность, вечеру соответствует выход из деятельности,  склонность к размышлению, рефлексии, а ночи - покой,  сон, вхождение в глубь себя, в собственное самочувствие и одновременно отдых. Сюда можно добавить еще метеорологические изменения и их ритмику, у людей в таких состояниях болят раны, обостряются заболевания (так что они могут играть роль вроде барометра). Гегель говорит по этому поводу, что душа чувствует состояния природы, ибо она сама природа.

Таким образом,  у нас речь идет о природной психике, которая находится в существенной гармонии с природными состояниями. Развитие психики в этом смысле не должно идти вразрез с природными процессами, не должно противоречить закономерностям природы. Необходимо систематическое исследование природных условий и их влияния на психику, а затем, с опорой на систему таких знаний,  организация оптимального функционирования и развития психики, использование максимально возможного количества психических ресурсов. Эта проблема особенно актуальна сегодня, когда человек все более отчуждается от природы и его существование искусственно подчиняется техническим закономерностям.

Следующим шагом  развития организма и вообще живой  материи является постепенное обособление  организма от среды, и чем более  происходит такое обособление в  сторону самостоятельности, тем  более завершенной и закрытой системой становится сам организм, что порождает индивидуализацию организма и его психики, порождает  индивидуальную  психику.

Информация о работе Единство мира и проблема психики