Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 12:53, доклад
С древних времен человек верил в феномен единства мира, в то, что многообразие, сложность и множественность мира, природной жизни предполагает или содержит в себе также и существенное единство, самотождественность мира, что мир имеет какой-то единый первоисточник, первичный источник энергии и материи. Но откуда у нас такая уверенность в единстве мира? Классический ответ на этот вопрос гласит следующее. Эта наша уверенность исходит из устройства нашего сознания, из его принципа самотождественности ("Я" = "Я"). Условием существования нашего сознания является некоторое определенное устройство мира. Причем само сознание это мировое устройство как-то обозначает, "снимает" в себе и опирается на него. Если существует единство мира, то должна существовать и некая сущность, субстанция, которая это единство выполняет. По-этому обычно вводились и существовали в человеческом сознании понятия, аналогичные мировой душе. Понятие (именно как понятие) мировой души для нас может обозначать довольно простую вещь. А именно тот факт, что мы всегда включены в какую-то глобальную связность мира, всегда существуем внутри глобальной цепи мировых событий.
Единство
мира и проблема психики
С древних времен
человек верил в феномен
Тот факт, что наше тело и его психика включены во всеобщую связность мировых процессов и как-то удерживают в себе природу вообще как целое, предполагает существенное непосредственное влияние этого целого на нашу психику, влияние природных пульсаций и ритмов на наш организм и наши психические состояния. Нужно оговориться только, что на этом уровне описания психики нет принципиального различия психики и тела, т.е. психика и тело здесь неразличимо тесно переплетены и взаимосвязаны. Поэтому не будем специально оговаривать, на что (психику или тело) оказывает действие то или иное влияние. Все эти влияния природы на нашу психику можно представить в виде некоторых кругов влияния:
1. Наиболее фундаментальным кругом, описывающим такое влияние, является круг или целое вообще космической жизни. В древности в этом смысле говорили о рождении под определенной звездой, т. е. о некотором состоянии мира и космических процессов, которые оказывают первичные (а затем и последующие) влияния на нашу психику и, соответственно, и жизнь, ее образ. Здесь, по сути дела, речь идет о каком-то изоморфизме состояний мира, космоса и наших психических состояний, космических процессов и динамики нашей жизни. Всеобщая жизнь природы, целостность космической жизни как-то воспроизводится в нашей психике и есть ее, по-видимому, наиболее глубинный пласт.
2. Второй, более узкий,
круг составляет целое жизни
солнечной системы, в которое
мы включены. Обратим внимание, что
второй круг снимает,
3. И третьим, еще более непосредственным, кругом влияний является жизнь Земли. По своей природе, биологии, устройству нашей психики (а затем и сознания) мы являемся детьми Земли, земных природных условий. И наше историческое бытие, история вообще имеют своим условием специфическое земное бытие, которое определяют особые природные условия нашей планеты и ее планетарная жизнь. Правда, эти наши психобиологические особенности не так просто точно описать, поскольку у нас нет критериев, нет в наличии других условий жизни, но некоторые корреляции все-таки очень явно бросаются в глаза.
А. Несомненно влияние на психобиологическую организацию климата в совокупности с целостностью природных условий. В условиях теплого климата можно констатировать некий специфический психический комплекс, психическую структуру, которые можно обозначить как "душевную легкость", и, действительно, люди в условиях теплого климата более экспрессивны, подвижны, "свободны", динамичны. Напротив, в условиях холодного климата преобладает строгость, организованность, ритмичность жизни и соответствующие такой жизни свойства психики. А умеренный климат определяет нечто вроде средней психической организации (уравновешенность, сдержанность и пр.). Это, конечно, не точное описание, оно скорее имеет задачу указать на сам факт существования такого пласта психики и необходимости его понимания и учета.
Б. Частям света, географическим условиям среды обитания соответствуют расовые биопсихические особенности, которые формируются в процессе приспособления организма к наличной среде. И поскольку здесь среда общая для всех индивидов, проживающих в данной части света, то и психобиологические особенности, образующиеся в процессе приспособления к среде, являются общими всем индивидам данной группы.
В. Природные условия определяют также и первичные условия производственной деятельности людей, определяют характер, способы, ритм производственной деятельности, вообще общий характер движений, психодинамику, ритм всего поведения и реагирования. Так, степной житель привык просматривать пространство одним взором, другое дело житель гор, у него ориентировка строится уже по-другому. Таким образом, психика и ее состояния имитируют внешние условия в процессе приспособления к ним, и через воспроизводство таких имитаций они удерживаются в самой психике и становятся ее моментом.
4. Ритмы природные оказывают свое влияние на психику человека. Например, смена времен года отражается в психических состояниях человека (сравни "весеннее настроение" и "осеннее настроение"). Так же и времени суток тоже соответствуют определенные склонности. Утру более соответствует рассеянность, днем - сосредоточенность, активность, вечеру соответствует выход из деятельности, склонность к размышлению, рефлексии, а ночи - покой, сон, вхождение в глубь себя, в собственное самочувствие и одновременно отдых. Сюда можно добавить еще метеорологические изменения и их ритмику, у людей в таких состояниях болят раны, обостряются заболевания (так что они могут играть роль вроде барометра). Гегель говорит по этому поводу, что душа чувствует состояния природы, ибо она сама природа.
Таким образом, у нас речь идет о природной психике, которая находится в существенной гармонии с природными состояниями. Развитие психики в этом смысле не должно идти вразрез с природными процессами, не должно противоречить закономерностям природы. Необходимо систематическое исследование природных условий и их влияния на психику, а затем, с опорой на систему таких знаний, организация оптимального функционирования и развития психики, использование максимально возможного количества психических ресурсов. Эта проблема особенно актуальна сегодня, когда человек все более отчуждается от природы и его существование искусственно подчиняется техническим закономерностям.
Следующим шагом развития организма и вообще живой материи является постепенное обособление организма от среды, и чем более происходит такое обособление в сторону самостоятельности, тем более завершенной и закрытой системой становится сам организм, что порождает индивидуализацию организма и его психики, порождает индивидуальную психику.