Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:38, курсовая работа
Целью моей работы является рассмотреть факторы, которые влияют, а также могут влиять на формирование личности.
Задачами работы являются:
- понять сущность личности;
- изучить формирование личности и факторы;
Введение…………………………………………………………………………...3
I. Сущность понятия личность…………………………………………………...4
II. Формирование личности и факторы………………………………………….7
1. Факторы, влияющие на формирование личности……………………………7
2. Биологические факторы. Наследственность………………………………….7
3. Психолого-педагогические факторы познавательной
деятельности будущего учителя ………………………………………………...8
4. Психологические характеристики личности
4.1 Психологические характеристики личности………………………………11
4.2 Мотивация поведения личности……………………………………………13
4.3 Психологические установки………………………………………………14
4.4 Ценностные ориентации, интересы, идеалы……………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….15
Литература……………………………………………………………………….18
Содержание Введение………………………………………………………… I. Сущность
понятия личность…………………………………………………... II. Формирование личности и факторы………………………………………….7 1. Факторы, влияющие на формирование личности……………………………7 2. Биологические
факторы. Наследственность…………… 3. Психолого-педагогические факторы познавательной деятельности будущего учителя ………………………………………………...8 4. Психологические характеристики личности 4.1 Психологические характеристики личности………………………………11 4.2 Мотивация
поведения личности……………………………… 4.3 Психологические установки………………………………………………14 4.4 Ценностные ориентации, интересы, идеалы……………………………….14 Заключение…………………………………………………… Литература…………………………………………………… Введение Как происходит становление личности, как она формируется, как из «неличности» или «еще неличности» рождается личность. Младенец, очевидно, личностью быть не может. Взрослый, бесспорно, личность. Как и где произошел этот переход, трансформация, скачок к новому качеству? Этот процесс имеет постепенный характер; шаг за шагом мы продвигаемся вперед к тому, чтобы стать личностью. Есть ли в этом движении какая-либо закономерность или все это носит чисто случайный характер? Социальное
происхождение и классовое Предметом данного исследования является выявление факторов влияющих на формирование личности. Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с определенного этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из социального окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологического и социального факторов. Раздвоение личности – отнюдь не фигуральное выражение, а реальный факт. Целью моей работы является рассмотреть факторы, которые влияют, а также могут влиять на формирование личности. Задачами работы являются: - понять сущность личности; - изучить формирование личности и факторы; - «Мы постоянно узнаем о себе что-то новое. Год за годом открывается нечто такое, чего мы раньше не знали. Нам всякий раз кажется, что вот теперь-то нашим открытиям наступил конец, но этого никогда не будет. Мы продолжаем обнаруживать в себе то одно, то другое, порой переживая потрясения. Это говорит о том, что всегда остается часть нашей личности, которая по-прежнему бессознательна, которая по-прежнему находится в становлении. Мы незавершенны; мы растем и изменяемся. Хотя та будущая личность, которой мы будем когда-то, уже присутствует в нас, просто она пока что остается в тени. Это подобно бегущему кадру в фильме. Будущая личность не видна, но мы движемся вперед, где вот-вот начнут вырисовываться ее очертания. Таковы потенциалы темной стороны эго. Мы знаем, какими мы были, но не знаем, какими станем!» К.Г.
Юнг I. Сущность понятия личность Столь же необходимы для педагогики, как анализ структуры общества и общественных институтов, является учение о личности. Говоря
о человеке, мы можем рассматривать
его я, как высшую ступень эволюции
на Земле, и как сложную систему,
соединяющую природное и Может сложиться впечатление, что педагогическая характеристика личности мало чем отличается от психологической. Действительно, между ними есть немало общего. Да по-другому и быть не может: ведь, речь идет об одном и том же объекте - личности. В
повседневном и научном языке
очень часто встречаются Каждой человек - индивид, имеющий свое особое "лицо". С этим термином и связано понятие личности (сравните древнерусское слово личина маска). Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими, ему подобными, в рамках конкретных социальных общностей он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества. У каждого человека формируются свои, особые ценностные ориентации, мотивы поведения социальные установки, интересы. Но лишь выявляя среди них типичные, характерные для большинства групп людей, можно обнаружить действия определенных тенденций, наличие закономерностей, что позволит делать те или иные умозаключения и выдавать рекомендации как теоретического, так и практического характера. Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру. Согласно
Л.С. Выготскому и его последователям,
инт-рапсихологические Ни педагогика, ни психология, ни другие науки, имеющие дело с проблемой личности, не могут осмысленно изучать свой материал, не имея ясной философской постановки вопроса о соотношении личности и общества. Общество и личность не тождественны, мало того, в повседневном опыте они выступают как противоположности. Общество воспринимается как граница, рамка моей деятельности, а личное — как то, что принадлежит только мне и отличает меня от других. Так или иначе, в этом опыте сознание индивида противостоит общественному сознанию как чему-то внешнему». Личность
- особое системное качество человека,
которое приобретается при Отсюда вопрос о структуре личности. Религиозные учения видят в личности низшие пласты (тело, душа) и высшие - дух. Сущность человека духовна и изначально задана верховными сверхчувственными силами. Смысл человеческой жизни - приближение к богу, спасение через духовный опыт. З. Фрейд, стоя на естественнонаучных позициях, выделял в личности три сферы: Предлагаемая
модель личности представляет собой
взаимодействия трех уровней, находящихся
между собой в определенных соотношениях.
Это «Оно» (Id) , т.е. глубинный уровень
бессознательных влечений, своеобразный
резервуар бессознательных Но, понятно, что безоглядная тяга к наслаждению, удовлетворению эгоистических потребностей, не учитывающая реальных жизненных условий, привела бы человека к гибели. Поэтому в процессе эволюции у человека появляется «Я» (Ego) как сознательное начало, действующее с учетом принципа реальности и выполняющее функции посредника между иррациональными стремлениями и желаниями «Оно» и требованиями человеческого сообщества. «Я», как сфера сознательного, соизмеряет требования бессознательного «Оно» с конкретной реальностью, целесообразностью и необходимостью. Наконец, «Сверх-Я (Super-Ego)» - это внутриличностная совесть, т.е. инстанция, олицетворяющая собой ценности и установки общества. «Сверх-Я» воплощает в себе "родительские образы", моральные запреты и нормы, внушенные в детстве, образы первых учителей и значимых для ребенка взрослых. В определенном смысле - это результат "дрессировки" индивида обществом. «Сверх-Я» описывается как своего рода моральная цензура, которая призвана обуздать эгоцентрические бессознательные порывы, стремления и желания человека и подчинить их требованиям культурной и социальной реальности конкретного общества. В процессе эволюции «Сверх-Я» стала неотъемлемой частью, внутренним элементом личности. Родовая сущность человека проявляется у всякого индивидуума всегда особым образом. Выявление особенностей проявления педагогической сущности у каждого человека находит свое отражение в персоналистическом подходе философии. И это не случайно, ибо человек как представитель рода или общества, есть индивид - элементарная часть, определяемая соотношением с целым (природой, обществом). Теологические принципы в анализе человека и его сущности предполагают соответствующие им установки и в определении личности. Так, например, для Н. А. Бердяева личности человека нет, если нет того горного мира, к которому она должна восходить. Именно поэтому, считает он, быть личностью - это быть индивидуальностью, а значит - определять свое особое предназначение в мироздании, утверждать полноту своего единственного бытия в бытии вселенском, питаться соками божественной жизни. Поэтому для него человек есть личность, но не по природе, а исключительно только по духу. Особое внимание в русской религиозной философии уделяется вопросу формирования личности. Так, Н.О. Лосский считает, что весь мир состоит из личностей действительных и личностей потенциальных. С точки зрения Н.О. Лосского, развитие личности представляет собой эволюционный процесс, предполагающий переход от потенциальной, воплощающей в себе образ Божий, к действительной личности - подобию Божьему. Подобие Божие - это цель развития всякой личности, и эта цель достигается, по Н.О. Лосскому, собственными свободными усилиями личности, что составляет подвиг ее самой. Отмечая,
что человек существо несовершенное,
Н.О. Лосский утверждает, что полной
реализации своей индивидуальности
личность достигает только в Царстве
Божьем. Расстояние между земным человеком
и абсолютно совершенной Марксизм
всячески подчеркивает, что все личности
так или иначе, в той или
иной степени субъекты деятельности
- труда, познания, общения, поскольку
любой человек реализует Бихевиоризм
(от англ. behaviour - поведение), изучает
не сознание, а поведение человека.
Личность – все то чем обладает
индивид. Человек в концепции
бихевиоризма понимается, прежде всего,
как реагирующее, обучающееся существо,
запрограммированное на те или иные
реакции, действия, поведение. II.
Формирование личности
и факторы 1. Факторы, влияющие на формирование Духовное
богатство личности, ее взгляды, потребности
и интересы, направленность и разнообразные
способности во многом зависят от
того, в каких условиях протекает
их формирование в детские и юношеские
годы. Родившийся ребенок постепенно
становится личностью под воздействием
ряда факторов. Выделяются три фактора,
влияющие на развитие человека: наследственность,
среда и воспитание. Их можно объединить
в две большие группы: биологические
и педагогические факторы. 2. Биологические факторы. Наследственность Наследственность - это то, что передается от родителей детям, что заложено в генах. Наследственная программа включает постоянную и переменную части. Постоянная часть обеспечивает рождение человека человеком, представителем человеческого рода. Переменная часть - это то, что роднит человека с его родителями. Родившись,
человек еще не является личностью
или субъектом надо- Большое значение имеют функциональные особенности коры больших полушарий головного мозга: пластичность, подвижность нервных процессов. Они в значительной степени определяют тип нервной деятельности. Академик И. П. Павлов показал, что в зависимости от силы протекания нервных процессов, их уравновешенности и подвижности люди по-разному реагируют на воздействие внешней среды. Тип нервной системы складывается из природных особенностей ребенка и тех влияний, которые он испытывает на себе в жизни и в процессе воспитания. Чем меньше ребенок, тем более заметно проявление типа нервной системы в его поведении. В результате систематического воспитания ребенок приобретает способность управлять своим поведением, согласовывать его с требованиями окружающих людей. Исследованиями установлено, что типологические особенности хотя и влияют на формирование свойств личности, но не определяют их. Академики
Н.М.Амосов, П.К.Анохин высказываются
в пользу наследования нравственных
качеств или, во всяком случае, наследственной
предрасположенности ребенка к агрессивности,
жестокости, лживости. 3. Психолого-педагогические факторы познавательной деятельности будущего учителя В мотивационной работе со студентами концентрируется желание, стремление, переживание, затем интерес, и – состояние потребности – это и есть комплекс предпосылок направленной деятельности. Однако деятельность требует определенных способностей, например, педагогических, а также активности – способности к производительной деятельности, особенно в интеллектуально-творческом росте. Мотивация познавательной деятельности обусловливает возникновение потребности к познанию. Интерес и мотивы – основа для учебного процесса, необходимые условия учебной деятельности. Учебный процесс совершается более активно и в тех случаях, когда он связан с решением задач проблемных ситуаций, а проблемы имеют мотивационную основу, включая живой интерес к предмету изучения. Мотивы стимулируют, организуют и направляют учебную деятельность, организуют и активизируют мыслительную деятельность студентов. Необходима установка, настраивающая на получение ожидаемого результата, опирающаяся на цели и задачи обучения.
Познавательная деятельность будущего
учителя – важный фактор развития профессионально-личностных
качеств, свойств и способностей. Для этого
необходимо: - активизировать студентов на направленное волевое приобретение профессиональных знаний; - организовать познавательную деятельность как конкретно-предметную, осознанную и социально востребованную; - оживлять эту деятельность студентов возможностью удовлетворения личностных и профессиональных интересов и потребностей; - постоянно поддерживать ее эмоционально-положительным настроем студентов, различными мотивами, установками и целями, разнообразием задач и возможностью широкого выбора способов и приемов, а также различными средствами, оптимизирующими познавательную деятельность; - способствовать осознанию студентами полезности познавательной обогащенности не только для себя, но и для других; - ориентировать студентов на глубокое восприятие, понимание, осмысление, анализ, синтез и обобщение, заключение и резюмирование познавательного материала (необходимые умственные операции), т.е. на технологию познавательного процесса; - чтобы познавательный материал был направлен на активизацию мышления во всех формах (практическое, действенное, конкретно-образное, творческое, понятийное); - чтобы в процессе познавательной деятельности оживлялись чувства, побуждения, мотивы (особенно нравственные и социальные); - чтобы познавательное обогащение студентов было реализовано в учебной и педагогической деятельности (социально-полезный характер этой деятельности). Таким образом, познавательная деятельность будущих учителей — прежде всего нелегкий интеллектуальный труд, требующий напряженного умственного усилия по приобретению профессиональных знаний, при соответствующей психолого-педагогической подготовке студентов. В этой связи представляется чрезвычайно важным акцентировать внимание студентов на фактор труда и трудолюбия – особенно. Важно охарактеризовать такие психологические категории, как: труд, работоспособность, трудолюбие, требовательность к себе; от чего зависит продуктивность работоспособности (от увлеченности, активности, видения результата, воли, рациональной организации труда, соответствующего опыта – знаний, умений и навыков и – удовлетворенности самим процессом); отношение к труду, в том числе педагогическому, как к смыслу жизни, жизненной потребности. Без психологического подхода невозможно решение проблемы теоретико-педагогических и теоретико-практических основ подготовки будущих учителей. Здесь прежде всего необходимо учитывать такие аспекты: - категориальные понятия личности, ее структура, развитие личности; - характеристика студенческого возраста; - индивидуально-типологические особенности личности; - мотив, мотивировка; мотивация как фактор развития личности, оптимизации подготовки педагогических кадров; социально-личностный мотив выбора профессии, факторы этого выбора; - активность студентов (познавательная, творческая, социальная); - познавательная деятельность студентов как фактор развития личностных и профессиональных качеств, свойств и способностей будущего учителя; условия, оптимизирующие эту деятельность.
Направленность личности студентов на
профессионально-педагогическую подготовку,
как на определенную сферу деятельности,
сложный и многоаспектный процесс, включающий
в себя; - эмоционально-ценностное отношение студента к профессии; устойчивый к ней интерес; - занятия различными видами специфической деятельности; осознание важности этого процесса в самопроявлении, в приобретении профессионально значимых качеств. Например, понимать мир ребенка, обогащать его эмоциональную и умственную сферу, раскрывать его потенциальные возможности; - трудолюбие, осознанное, целеустремленное. Педагогическая деятельность требует особого склада ума, интеллектуальной деятельности, соотнесенной с педагогическими проблемами, задачами и вопросами, спецификой и логикой их решения. Психолого-педагогические
знания будущего учителя – важный
компонент системы подготовки специалистов.
Будущим специалистам в сфере
образования необходим Будущий
учитель должен знать возрастную
психологию, как обеспечить положительную
эмоционально-психологическую 4.
Психологические
характеристики личности 4.1
Психологическая характеристика
личности Каждый
конкретный человек — это не просто
индивид со своими особенностями, а
личность, интегрирующая социально- Различают две разновидности ролей: конвенциальные и межличностные. Конвенциальные роли представляют собой стандартизированные права и обязанности — отец, мать, сын, начальник, руководитель и т. п. Отношения между людьми, заключенные в этих ролях, лежат на поверхности, и нет ничего легче, чем ошибиться, истолковывая по ним истинное содержание интересующей нас личности. Казалось бы, раз перед тобой начальник, которому подчиняются другие, то, следовательно, он наделен какими-то качествами, которые делают его лидером. Однако это далеко не всегда так. Если мы, например, знакомимся с какой-нибудь семьей, то автоматически обращаемся к отцу как к главе семейства, и здесь мы также часто ошибаемся. Жизненные наблюдения и исследования показывают, что отец может играть очень много ролей: пользующийся доверием, честолюбец, трудяга, безответственный и т. д. Здесь мы наблюдаем наличие другого вида ролей. Это межличностные роли. В отличие от конвенциальных межличностные роли выступают в виде прав и обязанностей, выполнение которых зависит от индивидуальных особенностей членов группы. Несмотря на свое «официальное» положение, отец, например, может не быть главой семьи. Здесь дает о себе знать социальный статус личности, то есть социальное положение человека в обществе. Другой, наиболее важной его составляющей является субъективная оценка людьми члена своего круга. Важность названного феномена заключается в том, что на его основе формируется самооценка личности, лежащая в основе чувства собственного достоинства. Люди
с развитым чувством собственного достоинства
отличаются последовательностью действий.
Они справляются со своими внутренними
конфликтами, подавляют склонности,
которые доставляют им неудобство,
проявляют высокий Самосознание
— это прежде всего осознание
себя в качестве устойчивой, более
или менее определенной единицы,
сохраняющей свою независимость
и целостность в различных
ситуациях. Самосознание — это образ
«Я», установка по отношению к
самому себе. Каждый человек, если у
него нормально функционирует 4.2
Мотивация поведения
личности Под мотивацией понимается система побуждений человека, направленных на достижение конкретных целей. Мотивация поведения дает ответы на вопросы: "Чего хочет человек?», "К чему он стремится?» и т.п. Побуждения человека всегда связаны с реализацией доминирующих потребностей. В основе поведения людей лежат потребности. Потребность — это переживаемая человеком нужда, удовлетворение которой жизненно важно для его существования, сохранения целостности его личности или развития индивидуальности. Человек для своего существования, развития и совершенствования нуждается в активности и средствах для удовлетворения своих потребностей. Потребности человека разнообразны. В настоящее время выделяют материальные потребности (в пище, одежде, жилище, тепле и т. д.) и духовные потребности (в общественной жизни, труде, общении, приобретении знаний, творчестве и т. п.). Любая классификация потребностей условна. Все человеческие потребности социально обусловлены. Потребности являются главным фундаментом, на котором строится вся психическая деятельность человека, его ум, чувства и воля. К потребностям непосредственно примыкает система таких побудительных факторов, как убеждения, взгляды, стремления, интересы, идеалы. Эта система соотнесенная с потребностями и становится мотивацией поведения. Мотивации, не исходящей из потребностей, не существует. Вместе с тем потребность, не ставшая мотивацией, вполне возможна, она нередко формируется в организме и в психике индивида. Так, например, потребность организма в витаминах, не осознаваемая человеком, не становится мотивацией. Потребность,
прошедшая через систему В
целях дифференцирования 4.3
Психологические
установки В психологии под установкой понимают психическое состояние человека как субъекта деятельности, определяющее готовность и конкретные особенности его поведения в ответ на воздействия внешней среды. Само слово «установка» происходит от латинского «аптус», имеющего значение: 1) физическое или умственное состояние подготовленности к действию; 2) поза человека в смысле моторного или умственного предрасположения. Установка
направляет всю деятельность человека,
мобилизуя необходимые для 4.4
Ценностные ориентации,
интересы, идеалы Поведение человека с людьми разных возрастов соотносится с определенными ценностями, которыми могут выступать свойства материальных объектов и явлений общественной жизни, определяющие их значение для общества, группы и отдельного человека. В ценностях все люди в идеальной форме выражают свои пели и устремления. Как отмечает Б.Г. Ананьев, «без познания ценностных представлений человека невозможно понять его поведение». Выделяют несколько категорий ценностей: а) личностные; б) общественные; в) материальные; г) политические; д) идейные. Личностные
ценности представляют собой моральную
основу характера личности. Эти ценности
проявляются в отношении к
людям, к деду, к себе, к вещам.
Общественные ценности усваиваются
в процессе социализации, проявляются
в отношении личности к принятым
в обществе моральным нормам, обычаям,
правопорядку, закону. Они формируют
такие черты характера Материальные ценности проявляются в отношениях к материальным объектам, вещам, деньгам, собственности. Ориентация на эти объекты воспитывает у человека соответствующие черты характера: аккуратность или неряшливость, практичность или непрактичность, жадность и т. д. Политические ценности включают отношения к национальному благосостоянию государства, утверждающейся демократии, политическим организациям, образу жизни. Идейные ценности охватывают широкий спектр мировоззренческих взглядов, моральных заповедей. Ценности
детерминируют характер поведении
и образа мыслей людей. Они очерчивают
круг его интересов, под которыми
понимается побуждение, действующее
либо в силу своей осознанной необходимости,
либо в силу эмоциональной Идеал
— это представление человека
о том, каким он хочет себя видеть.
Идеал часто выступает в виде
совокупности норм повеления. Формируются
идеалы под влиянием окружающей среды.
Наличие идеалов вносит четкость
в мотивацию поведения Заключение Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, на процесс формирования личности действует ряд факторов: В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности. Вторым фактором, оказывающим влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через изменение своей личностной структуры. Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества. Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям. Пятым фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый че ловек попадает в разные ситуации, в ходе которы он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и ой ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека. Понятие "личность" может характеризовать человека только как целостное существо в единстве как его социально значимых, так и индивидуально-особенных свойств общественной жизнедеятельности. Целостность личности нельзя выразить, если представлять ее только как статистическую единицу, без учета ее уникальности и самобытности, но одновременно невозможно ее не описывать именно как статистическую единицу, ибо иначе о ней нельзя было бы сказать ничего общего. Вот почему для того, чтобы понять, что такое личность, необходимо исключить дилемму общественного и индивидуального. Личность - это не только продукт (объект) общественных отношений, но и их субъект (существо, осознающее себя и действующее для себя). Личность - не только мера социальности - воплощения социально значимых черт общественной жизнедеятельности, культуры конкретной социальной среды, но одновременно и мера индивидуализации, отличия человека от всех других людей в обществе. Ведь всякая личность, так или иначе, в той или иной степени, осуществляет свою общественную деятельность - труд, познание, общение особым, только для нее характерным способом, поскольку реализует всегда конкретные цели и. задачи, с которыми она сталкивается в своей жизни. Именно поэтому всякая личность человека - это, конечно же, уникальное экзистирующее существо, которое сформировалось под воздействием общественных отношений, а поэтому несет в себе социально значимые черты (ценности) своей жизнедеятельности в обществе, переживая и выражая их специфически индивидуальным для него способом. Неразрывное единство индивидуально особенного и социально общего в человеке и составляет содержание понятия "личность". Личность имеет возможность наблюдать и осмысливать определенные общественные процессы и явления, оценивать их с позиций своего социального положения и соответственно участвовать в решении вопросов, находящихся в сфере ее деятельности. В этом смысле личность может быть представлена как многофункциональный социальный субъект. Личность
выступает субъектом Покуда люди несовершенны, разница мнений полезна, и так же полезны разные способы жизни и свободная возможность развиваться любому характеру, кроме опасного для других; ценность любого образа жизни следует доказать на практике, позволяя каждому испробовать его. Более
всего мешают этому принципу не сомнения
в средствах, которыми хочешь привести
к признанной цели, а равнодушие
людей к самой цели. Если б все
ощущали, что свободное развитие
личности – одно из ведущих условий
благоденствия, что это не только
связующий элемент цивилизации,
культуры, обучения, воспитания, но и
необходимая его часть и Литература 1. Педагогика. Бордовская Н.В., Реан А.А. Учебник для вузов - СПб: Питер,2005 с. 304 с. – (Серия «Учебник нового века»). 2. Милль Дж. О свободе/Пер. с англ. А. Фридмана//Наука и жизнь. -2008-№11 с.116. 3. Эрик Берн Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений Издательство: Эксмо, 2008 с.255. 4. Ф. Виттельс. Фрейд. Его личность, учение и школа; Издательство: КомКнига, 2007 с. 35. 5. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2006 с. 78. |
Информация о работе Факторы, влияющие на формирование личности