Автор работы: m***************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 10:57, доклад
В медицине в целом, и в психиатрии в частности, это ярко продемонстрировано сменой в середине 20 века научной парадигмы с биоцентированной на биопсихосоциальную. Развитие медицины в двадцатом веке неразрывно связано с технологической революцией. Технологическая революция двадцатого века воплощала идеи 18 и 19 веков на практике. Траектория идей Декарта привела к торжеству Павловского учения, когда душевная жизнь скинула мистические покрывала непознанного психического, и впервые были доказательно продемонстрированы условно-рефлекторные механизмы организации высшей нервной деятельности. Двадцатый век стал веком унижения антропоцентрической системы мира, со стороны позитивизма и естественнонаучного познания.
Философские концепции в понимании механизмов депрессивного переживания
Третьяк Л.Л.
НОУ ДПО Восточно-Европейский гештальт институт
СПб отделение Российской Психотерапевтической Ассоциации
Разделение
философии и доказательной
В медицине в целом, и в психиатрии в частности, это ярко продемонстрировано сменой в середине 20 века научной парадигмы с биоцентированной на биопсихосоциальную. Развитие медицины в двадцатом веке неразрывно связано с технологической революцией. Технологическая революция двадцатого века воплощала идеи 18 и 19 веков на практике. Траектория идей Декарта привела к торжеству Павловского учения, когда душевная жизнь скинула мистические покрывала непознанного психического, и впервые были доказательно продемонстрированы условно-рефлекторные механизмы организации высшей нервной деятельности. Двадцатый век стал веком унижения антропоцентрической системы мира, со стороны позитивизма и естественнонаучного познания.
Венец творения переставал быть Божьим воплощением, и сравнивался с экспериментальными крысами, собаками и обезьянами, сложно организованное социальное поведение человека (любовь, привязанность, дружба) в социальных группах, воспетое поэтами и лириками прошлых веков было с хирургической точностью проанализировано последователями Келлера, Коффки, Павлова, Скиннера и Лоренца и воспроизведено у братьев наших меньших, ранее не столь заметных с высоты антропоцентрического Олимпа.
Однако картезианская модель, представлявшая человека как сложную машину, уже к середине двадцатого века оказалась тесной для объяснения куда более простых, чем психическая деятельность, физических феноменов. Релятивистская физика выдавала еретические с позиции картезианской линейной логики решения физических проблем, такие как парадокс Шредингера или принцип неопределенности Гейзенберга.
Тем более
понимание психических
Первые
предпосылки необходимости
Вторым мощным влиянием в психиатрии и психотерапии стало влияние Второй Мировой войны. Будучи воплощением конфликтов взросления человечества, она отражала кризис идеологии улучшения человеческой природы, впервые провозглашенной немецкой философией А.Шопенгауэра и особенно ярко Фридрихом Ницше. Группа специалистов, объединенных целью создания искусственного интеллекта уникальной шифровальной машины, дала начало проекту Пало-Альто, который косвенно повлиял как на развитие кибернетики, так и на появление в психиатрии принципов системного подхода. Наблюдение процессов обратной связи коренным образом изменило понимание природы человека, стало основой для формирования и развития множества психотерапевтических школ: семейной системной терапии, эриксоновского гипноза, интерсубъективного психоанализа, гештальт-терапии, когнитивной терапии, нейролингвистической психотерапии, социодинамической психотерапии. Проблема вышла за пределы не только механистического понимания психического расстройств, но и за пределы индивидуалистического понимания личностных проблем. Середина прошлого века в психологии отмечена всплеском интереса к макро- и макросоциальным влияниям: от культурно-исторической концепции Л.С.Выготского до психологии социальных групп Курта Левина.
Тем не
менее, наиболее значимый прорыв в лечении
депрессии пришел из сугубо биологической
области - случайно открытого эффекта
ипрониазида, и нашедшей подтверждения
в области психофизиологии
Однако, несмотря на столь эффективное средство, парадоксальным образом наблюдался рост распространенности расстройств во всем мире. Согласно знаменитому и уже историческому прогнозу ВОЗ 2001 года к 2020 ожидается выход депрессий на вторую позицию после сосудистых заболеваний в качестве причин потери трудоспособности. В списке лидеров находятся страны с высоким уровнем жизни населения и личным доходом граждан.
Однако
если рассматривать депрессивные расстройства
исключительно с позиции
Само возникновение экзистенциальной психологии было связано с кризисом догматического мышления и проблемой инфляции смысла в модернизирующемся обществе - появлением нигилизма, кризисом традиционных институтов (церкви, брака, семьи). В городах в конце двадцатого века стали модны возвращения к природе. Какие же идеи, философские концепции традиции и идеи особенно востребованы в психотерапии депрессии вне зависимости от того, какой метод практикует автор?
Во-первых, это наследие античной философии, прежде всего стоиков и киников (Ковпак Д.В.,2007). Греческие философы первыми начали рассуждать об относительности социальных стандартов и целей навязанных обществом, указывая на ценность экзистенциальной данности-свободы способа жизни, который волен выбирать человек. Эти идеи и по сей день актуальны, в широком кругу конфронтаций с депрессивным способом переживания мира-от конфронтации суицидального дискурса, до сократовского диалога в клиентской ситуации, обозначенной модным словечком «даун-шифтинг».
Во-вторых, это традиция восточной философии, с различными практиками осознавания и разотождествления. Некоторые буддистские и суфийские практики, возводящие непривязанность в культ, являются техникой управляемой деперсонализации, позволяющей освободится обусловленному социальными интроекциями вниманию от нарциссической зачарованности личностными проблемами.
В-третьих,
это школы европейской
На
основе данного синтеза была
разработана
Рассмотрим
также приведенные
Во-первых
данность смерти, или конечности любого
процесса. Так как депрессия в
своей основе связана с механизмом
регрессии, то и мышление человека страдающего
депрессией стремиться регрессировать
к дооперациональной стадии, меняется
течение времени, доминируют генерализованные
абстрактные описания опыта (все, всё,
всегда, никогда). Депрессивное время тянется
медленно, всегда есть время отложить
действие. Многие методы терапии депрессии
стремятся уменьшить регрессию и восстановить
обратную связь между действием и результатом
(Ковпак Д.В.,Третьяк Л.Л,2009).Одним из способов
препятствия регрессии является постоянное
напоминание о границах - времени, личности,
отношений. Любой процесс в этом смысле
может быть структурирован в схеме - «ощущение-
идея- действие - взаимодействие-результат-
Во-вторых,
идея отсутствия конечного смысла. Для
депрессивных пациентов свойственны черты
оралитета- способности интроецировать
и проглатывать готовые смыслы событий
жизни. Эти идеи о самих себе становятся
впоследствии источником критицизма и
болезненной самокритичности, так называемых
интроективных депрессий(Blatt,1992).
Еще одной чертой является повышенная способность отождествляться с чем-либо, создавая узкое поле смысла, что делает депрессивно-организованнных людей повышенно уязвимыми к смыслоутрате. Осознавание того, как строится личный смысл опыта, как оценивается уже сделанное и достигнутое, осознавание динамики идеализации-обесценивания значимых отношений - фокус терапевтического внимания многих методов терапии депрессии.
В-третьих, идея свободы и ответственности. Депрессия и зависимость - родные сестры. А.Бек(1979) указывал на социотропность депрессивных пациентов как один из механизмов развития депрессии. Люди, обладающие депрессивно-мазохистическим характером склонны перманентно обменивать свое уважение в обмен на любовь и защиту со стороны идеализированных значимых других, которые часто реализуют противоположные садистические устремления. Подобный садо-мазохистический дуальюнион становится источником длительных невротических депрессий у созависимых лиц. В нашей стране многолетние традиции подавления свободы, самодержавия, диктатуры и реализации уголовного права стали дополнительным источником проблем, связанных с зависимостью.
Зависимые
установки пронизывают
В четвертых экзистенциальное одиночество. Этот факт является противоядием против токсичной способности депрессивно-организованных личностей искать в других полного принятия себя и требовать полной разделенности своих переживаний. Принятие различий и автономии других делает человека способным к полноценному контакту. Основная прелесть контакта это обмен различиями, в котором нет места горделивой нарциссической одинокости и стыду несоответствия, но есть место экзистенциальному одиночеству как психическому убежищу витальной самоидентичности человека. Признание витальной самоидентичности как оплота души позволяет по-другому смотреть на жизнь, не воспринимая всерьез игру за «награды на бархатных подушечках» и ценить мгновения настоящего, позволяя воспринимать жизнь скорее как легкую игру с серьезными последствиями, а не как серьезную игру с отсутствием таковых.
Информация о работе Философские доктрины в понимании механизмов депрессивного переживания