Физиологические механизмы эмоциональных реакций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:12, реферат

Описание

Общеизвестно, что без человеческих эмоций не может совершаться процесс познания окружающего мира. Вместе с тем эмоциональные процессы и состояния не должны противопоставляться всей остальной психической деятельности. Источником чувства всегда прямо или косвенно является объективная реальность, хотя субъективно чувства направлены на тот или иной объект внешнего или внутреннего мира.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Что есть эмоции? Теории………………………………………………..5
2. Физиологические механизмы эмоциональных реакций……………...8
2.1 Вегетативная нервная система………………………………….8
2.2 Двигательные реакции…………………………………………12
2.3 Голосовые изменения………………………………………….12
2.4 Кора головного мозга и подкорковые центры нервной системы…………………………………………………………13
2.5 Сигнальные системы…………………………………………..14
2.6 Рефлекторные механизмы……………………………………..14
3. Нарушения в эмоциональной сфере…………………………………..16
Заключение………………………………………………………………..19
Список литературы……………………………………………………….20

Работа состоит из  1 файл

ФизМехЭмРек.doc

— 97.50 Кб (Скачать документ)

     И веселье, и грусть сопровождаются у  человека активацией симпатического отдела, причем для грусти более характерны сдвиги сердечно-сосудистой системы, а для веселья — изменения дыхания. Симптомы возбуждения симпатического отдела в виде учащения пульса, повышения кровяного давления и температуры, уменьшения слюноотделения и электрического сопротивления кожи характерны для многих отрицательных эмоций.

     Вместе  с тем в структуре этих реакций  обнаруживаются признаки активации  парасимпатического отдела. Степень  участия симпатических и парасимпатических  влияний зависит от характера  данной отрицательной эмоции. Активно  оборонительные агрессивные реакции обезьян сопровождаются учащением сердцебиений, пассивно оборонительные — брадикардией. Аналогично влияние эмоций и на сердце человека: агрессивные, равно как и положительные по своей окраске реакции реализуются на фоне учащения пульса, состояния пассивности и депрессии, имеют тенденцию к урежению сердцебиений.

     Итак, анализ литературных данных приводит нас к выводу о том, что симпатический  и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы вовлекаются  в реализацию как отрицательных, так и положительных эмоциональных состояний. Любая эмоциональная реакция характеризуется своим типом взаимодействия симпатических и парасимпатических влияний. В каждом конкретном случае возникновения эмоционального напряжения складывается именно та комбинация симпатических и парасимпатических влияний, которая оказалась наиболее целесообразной и была закреплена естественным отбором. Так называемая «саморегуляция» сердечно-сосудистой системы имеет лишь подсобное значение ограничителя слишком больших отклонений в процессе эмоциональной мобилизации вегетативно-энергетических ресурсов организма. [5]

     2.2 Двигательные реакции.

     Эмоции выражаются не только в двигательных реакциях: мимике, жестах, но и в уровне тонического напряжения мышц, распределении и степени напряжения различных органов. Охватывая и тонус скелетной мускулатуры, они порождают в частности выразительные движения – поскольку они затрагивают мышцы глаз, рта, вообще лица, отражаются на общей позе тела и распространяются на голосовой аппарат.[4]

     Многие рассматривают повышенный мышечный тонус как показатель отрицательного эмоционального состояния (дискомфорта), состояния тревоги. Тоническая реакция диффузна (распространена), генерализованна, захватывает все мышцы и тем затрудняет выполнение движений. В конечном счете, она ведет к тремору и хаотичным, неуправляемым движениям. [1]

      2.3 Голосовые изменения.

      Одним из наиболее чувствительных индикаторов изменения эмоционального состояния человека является его голос. Разработаны специальные методы, позволяющие по голосу распознавать возникновение эмоциональных переживаний, а также дифференцировать их по знаку (на положительные и отрицательные). Для этого голос человека, записанный на магнитную ленту, подвергается частотному анализу. С помощью ЭВМ речевой сигнал разлагается в частотный спектр. Установлено, что по мере возрастания эмоционального напряжения ширина частотного спектра произносимых слов и звуков расширяется и сдвигается в область более высокочастотных составляющих. При этом для отрицательных эмоций спектральная энергия концентрируется в более низкочастотной части смещенного спектра, а для положительных эмоций — в его высокочастотной зоне. Эти сдвиги в спектре речевого сигнала могут быть вызваны даже очень большой физической нагрузкой. Этот метод позволяет в 90% случаев правильно определять увеличение эмоционального напряжения, что делает его особенно перспективным для изучения состояний человека. [1]

      2.4 Кора головного мозга и подкорковые центры нервной системы.

      Кора  больших полушарий головного  мозга играет ведущую роль в проявлениях эмоций и чувств, осуществляя функцию регуляции подкорковых процессов, направляя их на деятельность в соответствии с осознанием человеком своих переживаний.

      Между корой и подкорковыми центрами нервной  системы постоянно происходит взаимодействие. Подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий как источник их силы, тонизирует кору мозга, посылая к ней мощные потоки раздражения. Кора регулирует возбуждения, идущие из подкорки, и под её действием одни из этих возбуждений реализуются в деятельности и поведении, а другие тормозятся в зависимости от обстоятельств и состояний человека. Поддержка или нарушения устойчивости нервных связей вызывает разнообразные эмоции и чувства. [3]

      Исследователи, придерживающиеся системных взглядов на подкорковый субстрат эмоций, говорят о существовании «эмоционального мозга» или так называемого «круга Пейпеца». «Эмоциональный мозг» изображается как система, состоящая из трех взаимосвязанных звеньев: 1) лимбической системы переднего мозга; 2) гипоталамуса; 3) лимбической области среднего мозга.

     В настоящее время лимбической  системе отводится роль координатора различных систем мозга, участвующих  в обеспечении эмоционального реагирования, так как центральное звено  «лимбического мозга» имеет двусторонние связи как с подкорковыми структурами, так и с различными областями коры больших полушарий. Роль новой коры в регуляции эмоций показана в ряде экспериментов на животных и клиническими наблюдениями на людях. [8]

      2.5 Сигнальные системы.

      В возникновении и движении чувств большую роль играет вторая сигнальная система (речь) в её взаимодействии с первой (восприятие). Слово изменяет наши настроения, вызывает увлечения, глубокие переживания. Лучшим показателем этого являются чувства, вызываемые поэтическими произведениями. Осознавая как ситуацию, которая вызывает определенные чувства, так и сами чувства, мы можем уменьшить силу переживания, воздерживаясь или регулируя их, но внешнее выражение эмоций и внутреннее эмоциональное и чувственное состояния при этом сохраняются.[3]

      2.6 Рефлекторные механизмы.

      Эмоциональные реакции могут возникать как  непроизвольно, так и произвольно. Непроизвольное возникновение их может  быть безусловнорефлекторным (например, эмоция испуга или эмоциональный  тон ощущений) и условнорефлекторным.

     Новорожденные дети, даже те, что родились без полушарий  головного мозга, реагируют на пищу выразительной гримасой отвращения. По мере обучения, как только ребенок  начинает понимать, что значит «испорченная пища» (это происходит в возрасте около 7 лет), он начинает испытывать отвращение к любой пище, которая кажется ему испорченной, при этом неважно, действительно ли она является таковой. [8]

     В числе многообразных рефлекторных изменений, связанных, по-видимому, с эмоциональными процессами, можно отметить и так называемый гальванический или психогальванический рефлекс, который в последнее время привлекает к себе значительное внимание.

     Психогальванический рефлекс заключается в кратковременном, более или менее резком, рефлекторном изменении электропроводимости кожи. Изменение электропроводимости непосредственно связано с упомянутым выше изменением в деятельности потовых желез, которое наблюдается при эмоциях, а также с изменением широты просвета кожных сосудов. Эти же изменения в свою очередь вызываются деятельностью вегетативной нервной системы.

     Начало изучению явления, позже названного гальваническим рефлексом, положили работы Фере и русского физиолога Тарханова. Особенное внимание привлекли к нему работы Верагута. Именно этот последний исследователь ввёл термин психогальванический рефлекс, отметив зависимость этого явления от психики. [4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Нарушения в эмоциональной сфере.

     Описания эмоциональных нарушений при локальной патологии мозга в научной литературе часто носят противоречивый и нечеткий характер. Достаточная содержательная определенность клинической картины аффективных расстройств достигнута в характеристике поражений лобных долей мозга, где в качестве обязательных и общих присутствуют такие описания поведения, как ограничение объема эмоциональных реакций, исчезновение дифференцированности и адекватности эмоций, безразличие, благодушие, эйфория, а иногда и «эмоциональный паралич». В легких случаях «лобным больным» свойственны нарушения высокодифференцированных социально детерминированных эмоций (например, чувства юмора), возрастает нечувствительность к восприятию градаций эмоциональных состояний. Анализ межполушарных различий левой и правой лобных долей показывает, что их связь с эмоциями неодинакова – для поражения правой доли более характерны расстройства поведения в виде импульсивных действий и некритичности к себе, в то время как левая лобная доля имеет более тесную связь с интеллектуальными процессами. Таким образом, при поражении лобных долей страдают все три уровня эмоционально-личностной сферы – уровень эмоциональных реакций, эмоционального состояния и эмоционально-личностных качеств.

     При поражениях височных долей высший личностный уровень эмоциональной сферы остается относительно сохранным, что отличает этих больных от «лобных». При поражении обеих височных долей эмоциональные расстройства выражаются в депрессивных состояниях и пароксизмальных аффективных нарушениях (спонтанно возникающие аффекты, не имеющие реального повода (в виде сильных приступов чувства ужаса, тоски, страха, которые сопровождаются висцерально-вегетативными реакциями и галлюцинациями); аффекты, возникающие в ответ на реальную причину, но неадекватные ей (развиваются на фоне устойчивых эмоционально-личностных изменений личности)), зависимых от стороны поражения. Если патологический очаг находится справа, то чаще возникают пароксизмы ярости, страха, тревоги, ужаса, которые протекают на фоне выраженных вегетативных и висцеральных расстройств. Приступы отрицательных аффектов больше характерны для начала заболевания. В дальнейшем они переходят в стойкие фобические явления, иногда - в оскудение эмоциональной сферы и стереотипии поведения. Нередки обонятельные и слуховые галлюцинации, сопровождающиеся неприятными ощущениями. Для большинства этих приступов характерна сохранность критики больного, его отношения к происходящему как к болезненному состоянию.

     Анализ эмоциональных нарушений с точки зрения межполушарной асимметрии мозга показал, что яркость их выше при поражениях правого полушария, чем при левосторонних. Если очаг справа, то чаще отмечается лабильность эмоциональных реакций и неспособность к эмоциональному контролю, ослабляется распознавание эмоций по мимике (одностороннее повреждение правой височно-затылочной области вызывает нарушение распознавания эмоциональной экспрессии, а иногда и узнавание лица знакомого человека). Больным с правым очагом поражения свойственно благодушие, веселость, а также безразличие к окружающему, беспечное отношение к своей болезни (анозогнозия). При поражениях левого полушария на фоне заторможенности, вялости и пассивности часто усиливается интенсивность отрицательных эмоциональных переживаний, возникают депрессивные состояния в виде приступов тревоги, беспокойства и страха. Особенно это характерно для поражения височной доли левого полушария. Экспериментальные данные позволяют предположить существование двух относительно автономных эмоциональных систем - системы положительного и системы отрицательного эмоционального реагирования, связанных с работой разных полушарий головного мозга. С известной долей условности можно сказать, что левое полушарие у правшей преимущественно «отвечает» за положительные эмоции, а правое - за отрицательные.[2] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Итак, можно сказать, что в целом  эмоции связаны с функционированием многих структур мозга и интеграцией соматических, вегетативных и высших функциональных систем мозга, многие аспекты которых ещё мало изучены. В эмоциях участвуют оба полушария, но чаще отмечается преимущественная роль правого. Установлено, что в генерации и регулировании эмоций важная роль принадлежит нервным образованиям лимбической системы, а также коре больших полушарий. Роль первых более значительна в эмоциях, а в чувствах преобладает деятельность коры. [6] Есть эмоциональные явления, которые возникают на основе безусловных рефлексов и не требуют непосредственного участия высших отделов мозга и его коры.

     Также, на специфике эмоций разных людей сказываются индивидуальные особенности функциональной асимметрии мозга, а также типа нервной системы и темперамента (каждый тип характерен преобладанием определенных эмоций). На индивидуальность эмоций влияет преобладание у субъекта функций разных отделов мозга: информационных структур лобной коры и гипоталамуса – на их экстравертированность; мотивационных систем гипоталамуса и миндалины – на интравертированность.

     Решающую  же роль в эмоциональной сфере  человека и её индивидуальных характеристик  принадлежит сформировавшимся особенностям его высшей деятельности, потребностей, интересов и чувств. 
 
 
 
 
 

     Список  литературы.

1. Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005

2. Карвасарский  Б.Д. Клиническая психология –  СПб.: Питер, 2010

3. Максименко  С.Д. Общая психология – М.: «Рефл-бук», «Ваклер», 2004

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер, 2002

5. Симонов П.В.  Эмоциональный мозг – М.: Наука, 1981

6. Столяренко  А.М. Физиология высшей нервной  деятельности – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009

7. http://studopedia.ru

8. http://psichology.vuzlib.net

Информация о работе Физиологические механизмы эмоциональных реакций