Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 14:07, реферат
В этом возрастном периоде продолжается дальнейшее формирование организма, отличающееся высокой скоростью роста, увеличением массы тела, интенсивностью обменных процессов. В этом возрасте завершается формирование скелета и скелетной мускулатуры, а также сердечно-сосудистой, легочной систем, пищеварительного тракта, системы иммунологической защиты.
Отличительной особенностью этого периода жизни является перестройка нервно - эндокринной сферы и, в частности, половое созревание.
Физиологические особенности детей школьного возраста
В этом возрастном периоде продолжается дальнейшее формирование организма, отличающееся высокой скоростью роста, увеличением массы тела, интенсивностью обменных процессов. В этом возрасте завершается формирование скелета и скелетной мускулатуры, а также сердечно-сосудистой, легочной систем, пищеварительного тракта, системы иммунологической защиты.
Отличительной особенностью этого периода жизни является перестройка нервно - эндокринной сферы и, в частности, половое созревание.
Существенные изменения происходят в нервно-психической сфере ребенка и подростка – завершается формирование интеллекта, совершенствуется деятельность вегетативной нервной системы, усложняются процессы в психической сфере.
Для осуществления этих важных процессов необходимо достаточное по количеству и качеству поступление пищевых веществ и энергии. В связи с этим, при организации питания детей школьного возраста и подростков важно руководствоваться физиологическими нормами потребности в основных пищевых веществах и энергии различных возрастных групп.
В группах детей школьного возраста и подростков эти количества различны, что обусловлено особенностями их физического развития и обмена веществ. Указанные нормы предусмотрены для детей младшего (7 – 10 лет), среднего (11-13 лет) и старшего школьного возраста – подростков (14 – 17 лет). В двух последних группах нормы различаются по полу.
Прежде всего, необходимо достаточное обеспечение растущего организма белком, являющимся основным пластическим материалом, участвующим в построении органов и тканей. Причем для этих возрастных групп регламентируется не только количество белка, но обязательно определяется доля белка животного происхождения, как более полноценного и содержащего незаменимые аминокислоты. Важно обеспечение детей необходимым количеством энергии, жиров и углеводов, также предусмотренных в физиологических нормах потребностей в пищевых веществах.
Используя эти нормы, необходимо предусматривать не только поступление необходимого количества жиров, обеспечивающих 30-20% энергии, но и правильное соотношение классов жирных кислот Омега-3 и Омега-6. Последние являются носителями полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК), не синтезирующихся в организме, но необходимых для обеспечения правильных процессов обмена формирования клеточных мембран.
Поступление необходимых количеств углеводов, обеспечивающих 50-60% энергии, важно для обменных процессов, построения клеточных рецепторов, регуляции моторной функции кишечника.
Минеральные вещества регламентированы по шести самым важным элементам – кальций, фосфор, магний, железо, цинк, йод. При этом предусматривается правильное соотношение кальция и фосфора, участвующих в построении костно-мышечной системы, а также натрия и калия, регулирующих вводно-солевой баланс и обеспечивающих электровозбудимость клеток. Микроэлементы необходимы для построения биомембран клеток, участия в регуляции активности ферментов и гормонов, обеспечении иммунных и гематологического статуса.
Построение правильного питания невозможно без учета национальных традиций в питании. Веками сформированные привычки в питании, безусловно, отражаются на ферментном статусе организма и, особенно, на характере ферментативной деятельности желудочно-кишечного тракта. Те не менее эти национальные особенности питания следует учитывать, в первую очередь для детей, воспитывающихся в школах-интернатах или других воспитательных учреждениях. При этом общий принцип – достаточное обеспечение необходимыми пищевыми веществами – должен строго соблюдаться.
Говоря о рациональном питании, необходим также учет внешних факторов – климата, экологии, коллективного воспитания, характера трудовой деятельности и, в частности, условий обучения (общеобразовательные школы, специальные школы – языковые, математические, физические, профессиональное обучение и др.) При этом не следует забывать об интеллектуальной нагрузке, занятиях различными видами спорта, а также о нередко возникающих конфликтных ситуациях.
Огромную роль в определении правильного питания играет учет нередко имеющих место у этих детей дефицитарных состояний - гиповитаминозы, недостаток железа, приводящее к развитию анемии, дефицит кальция, который может играть роль при развитии остеопороза и т.д. При построении рационов питания школьников необходимо также учитывать состояние здоровья и использовать для этих целей специальные диеты (гипоаллергенные, щадящие, обогащенные эссенциальными факторами, белком и др.).
Всё это, безусловно, откладывает свой отпечаток на состояние питания детей и подростков, когда в соответствии с патологией необходимо вносить определенную коррекцию в рациона питания.
Нормы физиологических потребностей в энергии
Группа населения | Потребность в энергии (ккал) | |
мальчики | девочки | |
Дети 7–10 лет | 2500 | 2100 |
Дети 10–14 лет | 2350 | 2350 |
Дети 14–17 лет | 3000 | 2600 |
Потребности в витаминах детей 6–15 лет и содержание витаминов в различных продуктах
Витамин | Потребность | Содержание витаминов в 100 г продукта |
А (МЕ) | 5000 | печень (60000) |
В1 (МГ) | 1,3 | печень (0,3) |
В2 (МГ) | 0,4–1,5 | молоко (0,15) |
C (МГ) | 30–60 | овощи (25–90) |
Д (МГ) | 7,5–10 | витаминизированные смеси (10–20) |
Е (МКГ) | 7–10 | растительное масло |
К (МКГ) | 30–45 | свиная печень |
РР (МКГ) | 15–20 | мясо (45) |
В6 (МГ) | 1,7 | мясо |
В12 (МГ) | 2 | мясо |
Фолиевая кислота (МГ) | 5 | печень |
Среднесуточные нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для детей и подростков школьного возраста
Вещества | 7-10 лет | 11-13, мальчики | 11-13, девочки | 14-17, юноши | 14-17, девушки |
Энергия, ккал | 2350 | 2750 | 2500 | 3000 | 2600 |
Белки, г, в том числе животные | 77 | 90 | 82 | 98 | 90 |
Жиры, г | 79 | 92 | 84 | 100 | 90 |
Углеводы, г | 335 | 390 | 355 | 425 | 360 |
Минеральные вещества, мг
Вещества | 7-10 лет | 11-13, мальчики | 11-13, девочки | 14-17, юноши | 14-17, девушки |
Кальций | 1100 | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 |
Фосфор | 1650 | 1800 | 1800 | 1800 | 1800 |
Магний | 250 | 300 | 300 | 300 | 300 |
Железо | 12 | 15 | 18 | 15 | 18 |
Цинк | 10 | 15 | 12 | 15 | 12 |
Йод | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,13 | 0,13 |
Исходя из этих данных, можно сформировать среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников.
Продукты | Возраст школьника | |||
7-10 лет | 11-13 лет | 14-17 лет Юноши | 14-17 лет Девушки | |
Хлеб пшеничный | 150 | 200 | 250 | 200 |
Хлеб ржаной | 70 | 100 | 150 | 100 |
Мука пшеничная | 25 | 30 | 35 | 30 |
Крупы, бобовые, макаронные изделия | 45 | 50 | 60 | 50 |
Картофель | 200 | 250 | 300 | 250 |
Овощи разные | 275 | 300 | 350 | 320 |
Фрукты свежие | 150-300 | 150-300 | 150-300 | 150-300 |
Фрукты сухие | 15 | 20 | 25 | 20 |
Сахар | 60 | 65 | 80 | 65 |
Кондитерские изделия | 10 | 15 | 20 | 15 |
Масло сливочное | 25 | 30 | 40 | 30 |
Масло растительное | 10 | 15 | 20 | 15 |
Яйцо, шт. | 1 | 1 | 1 | 1 |
Молоко, КМПр | 500 | 500 | 600 | 500 |
Творог | 40 | 45 | 60 | 60 |
Сметана | 10 | 10 | 20 | 15 |
Сыр | 10 | 10 | 20 | 15 |
Мясо, птица, колбасы | 140 | 170 | 220 | 200 |
Рыба | 40 | 50 | 70 | 60 |
Информация о работе Физиологические особенности детей школьного возраста