Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 20:47, курсовая работа
Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах доминиканcкого ордена Фома Аквинский (1225/26 - 1274), ученик знаменитого средневекового теолога, философа и естествоиспытатели Альберта Великого (1193-1280). Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля.
Введение……………………………………………………………………………..3
Часть первая………………………………………………………………………..4
Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики………….4
Номиналистическая критика томизма: приоритет воли над разумом…6
Специфика средневековой схоластики...…………………………………...9
Часть вторая……………………………………………………………………….10
Ориентации и переориентации религиозной философии……………….10
Проблема «доказательства» существования бога………………………..13
«Поворот к человеку»: классическое и неклассическое в религиозной философии…………………………………………………………………......17
Заключение………………………………………………………………………..18
Список литературы.
Происходят перемены
и в том, как именно анализируется
вопрос о человеке, какие ценности
жизни и поведения людей выдвигаются
на первый план. Меняется сам стиль обращения
религиозных мыслителей XX века к человеку.
Правда, довольно часто они предпочитают
— в соответствии с духом традициона-листского
мышления — приглушать свое новаторство
и делать вид, что только извлекают из
теолого-философских традиций христианства
внутренне заключенную в нем гуманистическую
ориентацию. Для такого подхода есть определенные
основания. За фасадом теоцентризма постоянно
скрывался интерес к человеку, его жизни,
поведению, нравственности. Особенно характерен
в этом отношении пример Августина, и не
удивительно, что «ренессанс Августина»
в XX веке стал мощным стимулом для переориентации
в направлении философской антропологии.
Cписок литературы :
Глоссарий.
Истина — это «соответствие интеллекта и вещи». То есть понятия, образуемые человеческим интеллектом, истинны в той мере, в какой они соответствуют своим понятиям, предшествующим в интеллекте Бога.
пассивный интеллект — интеллект, в который попадает чувственно воспринимаемый образ.
активный интеллект — абстрагирование от чувств, обобщение; возникновение понятия.
Ангельское познание
— умозрительно-интуитивное
Человеческое познание — обогащение души субстанциональными формами познаваемых предметов.
Фома Аквинский считал, что универсалии (то есть понятия вещей) существуют трояко:
«до вещей», как архетипы — в божественном интеллекте как вечные идеальные прообразы вещей (платонизм, крайний реализм).
«в вещах» или субстанциях, как их сущность (аристотелизм, умеренный реализм).
«после вещей» — в мышлении человека в результате операций абстрагирования и обобщения
Беноццо Гоццоли. Триумф св. Фомы Аквинского. 1471. Лувр. Париж
(номинализм, концептуализм)
Информация о работе Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики