Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:31, контрольная работа
Ранний юношеский возраст - это вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту.
Центральный психический процесс переходного возраста - развитие самосознания. “Периодом возникновения сознательного “”я”, - пишет И.С. Кон, - “как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст
Введение
1.Образ собственного «Я» в ранней юности …………………………………5
2.Развитие Я-концепции в раннем юношеском возрасте………………….…7
2.1Личностное самоопределение в ранней юности……………………….12
3.Становление мировоззрения ……………………………………………….14
4.Ценностные ориентации ……………………………………………………16
Заключение
Список литературы
Сформулированная главная
задача вполне соответствует тому,
что ведущей деятельностью
В поисках смысла своего
существования, в наиболее общей
форме проявляется ценностно-
Личностное самоопределение отнюдь не завершается в подростковом и раннем юношеском возрасте, и в ходе дальнейшего развития человек приходит к новому личностному самоопределению (переопределению). Личностное самоопределение выступает основание собственного развития.
Такое понимание позволяет
нам выстроить целостную
В психологии развития профессиональное
самоопределение обычно подразделяют
на ряд этапов, продолжительность
которых варьирует в зависимост
Разумеется, интересы, способности и ценности проявляются, хотя бы неявно, на любой стадии выбора. Но ценностные аспекты, как общественные (осознание социальной ценности той или иной профессии), так и личные (осознание того, чего индивид хочет для себя), являются более обобщенными и обычно созревают и осознаются позже, чем интересы и способности, дифференциация и консолидация которых происходит параллельно и взаимосвязано. Интерес к предмету стимулирует школьника больше заниматься им, это развивает его способности; а выявленные способности, повышая успешность деятельности, в свою очередь, подкрепляют интерес. Четвертый этап — практическое принятие решения, т. е. собственно выбор профессии, включает в себя два главных компонента: 1) определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему, 2) выбор специальности.
Характерная черта ранней юности — формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения «пирамиды» ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентации, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны — это результат конкретизации целей и мотивов.
Заключение
Ситуация развития в юношестве определяется противоречием биологической зрелости и социальной незрелости и отображается во внутреннем противоречии «чувства взрослости». Согласно И.С. Кону (1989), слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.
Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.
Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая термином Я - концепция.
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости.
Периодом возникновения сознательного "я", как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, считается подростковый и ранний юношеский возраст. Практически все психологи указывают на раннюю юность как на критический период формирования самосознания и рассматривают развитие самосознания как центральный психический процесс переходного возраста.
Рост самосознания и интереса к собственному Я у подростков ведет к изменениям в характере становления и структуре Я-концепции. В раннем юношеском возрасте (15-17 лет) в рамках становления нового уровня самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления о себе. К 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином самоопределение.
Список использованной литературы:
1.Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. -М., 1986.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968
3.Зеньковский Василий, прот., проф. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.- М., 1993.
4. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.
5. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. - М., 2001
6.Психическое развитие воспитанников детского дома. / Под ред. И. Дубровиной, А. Г. Рузской.- М., 1990.
7.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000
8.Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека.- М. 2000.
9.Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.- М.: Наука, 1977
1 Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
2 Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. -М., 1986
3Зеньковский Василий, прот., проф. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.- М., 1993.
4 Зеньковский Василий, прот., проф. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.- М., 1993.
5 Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. -М., 2001