Формирование самооценки
в старшем школьном возрасте
Рост самосознания
- это характерная особенность
личности старшего школьника. Уровень
самосознания определяет и уровень
требования старших школьников к
окружающим людям и к самим
себе. Они становятся более критичными,
предъявляют высокие требования
к моральному облику взрослого и
сверстника.
Особенно высокие
требования учащиеся предъявляют
к моральным, нравственным качествам
одноклассников. В.Ф.Сафин изучал
особенности оценки старшеклассников
морально-волевых качеств своих
сверстников. Оказалось, что старшеклассники
в оценке свойств своих одноклассников
моральные качества предпочитают
волевым. Так, восьмиклассники
только в 57% случаев отдают
предпочтение моральным качествам,
десятиклассники же 72% случаев. Это
создаёт благоприятную почву
для формирования моральных установок,
чувств старшеклассников.
Обнаружили и
половые различия в оценке
личностных качеств.
Подавляющее большинство
девушек оценивают своих товарищей
преимущественно по моральным
свойствам. У юношей эта тенденция
выражена менее ярко. Однако и
у юношей по мере перехода
из класса в класс количество
таких оценок увеличивается. В
том же исследовании учащимся
8-х - 10-х классов предлагалось
оценить в баллах рад проявляющихся
в поведении своих сверстников
моральных качеств. Оказалось,
что восьмиклассники в целом
дают более высокие оценки, чем
десятиклассники, это объясняется
тем, что десятиклассники предъявляют
более высокие требования к
морально-волевым качествам. Учителя
оценивают те же самые качества
восьмиклассников на 0,2-0,3 балла ниже,
а десятиклассники на 0,3-0,4 балла
ниже. Это говорит о взрастающей
в процессе формирования старшего
школьника самокритичности. Для
личности старшего школьника,
как показывают исследования, самооценка
имеет большую значимость, что
говорит о высоком уровне самосознания.
В самооценке
старшеклассники проявляют известную
осторожность. Они охотнее говорят
о своих недостатках, чем о
достоинствах. И девушки и юноши
называют у себя и «вспыльчивость»,
«грубость», «эгоизм». Среди положительных
черт наиболее часто встречаются
такие самооценки: «верен в дружбе»,
«не подвожу друзей», «помогу
в беде», то есть на первый
план выступают те качества, которые
важны для установки контактов
со сверстниками, или те, которые
этому мешают (вспыльчивость, грубость,
эгоизм и т.д.)
Завышенная самооценка
заметно обнаруживается в преувеличении
своих умственных способностей.
Это проявляется по-разному: кому
легко даётся учёба, считают,
что и в любой умственной
работе они будут на высоте
положения; те, кто выделяются
успехами по определённому предмету,
готовы верить в свой специальный
талант; даже слабо успевающие
ученики обычно указывают на
какие-то другие свои достижения.
И.С.Кон подметил:
«Чем важнее для личности оцениваемое
свойство, тем вероятнее включение
в процесс самооценки механизмов
психологической защиты. По данным
Я.П.Коломинского, старшеклассники,
отвергнутые сверстниками, склонны
преувеличивать свой групповой
статус, пусть своё положение
в коллективе более благоприятным,
чем оно есть на самом деле».
Так же, как
и завышенная самооценка, заниженная
самооценка неблагоприятно действует
на старшеклассника. Возникает
чувство неуверенности, страха, апатии.
В этой ситуации таланты и
способности не будут развиваться,
и могут вообще не проявляться.
Самооценка - это
осознание собственной идентичности
независимо от меняющихся условий среды.
В основе самооценки лежит самосознание,
так как на определённой ступени
развития самосознание становиться
самооценкой. Самосознание - это знание
к себе, отношение к этому знанию
и как результат отношение
к себе и проявляется оно в
виде самооценки.
Роль самооценки
в самовоспитании старших школьников.
Высокий уровень
развития самосознания старшего
школьника, в свою очередь,
приводит к самовоспитанию.
Потребность в
самоопределении побуждает старшего
школьника систематизировать и
обобщать свои знания о себе.
Юноши и девушки
стараются, стремятся глубже разобраться
в своём характере и своих
чувствах, в своих действиях и
поступках, правильно оценивать
свои особенности. Однако самовоспитание
старших школьников сталкивается
с большими трудностями, так
как этому возрасту свойственны
серьёзные противоречия. Наиболее
типичные из них: 1. Стремление
проявлять волевые усилия в
самовоспитании и в то же
время не всегда положительное
отношение к конкретным приёмам
самовоспитания, который рекомендуют
взрослые;
2. Чуткость, восприимчивость
к нравственной оценке своей
личности со стороны коллектива
и стремление показать равнодушие
к этой оценке, действовать по-своему
(«Подумаешь, дают советы, я и сам
знаю, как жить»);
3. Стремление к
идеалу и принципиальность в
больших, ответственных делах
и беспринципность в малом,
незначительном;
4. Желание формировать
стойкость, выдержку, самообладание
и в то же время проявление
детской непосредственности, импульсивности
в поведении, речи, тенденции к
преувеличению собственного горя,
незначительной неприятности.
Роль самооценки
в самовоспитании может быть
как положительной, так и отрицательной.
Адекватная самооценка позволяет
правильно выбрать юноше те
личные качества, которые следует
развивать в себе, воспитывать.
Он правильно будет оценивать
свои умственные и физические
способности, не занижая их
и в то же время не завышая.
Неадекватная заниженная самооценка
тоже будет давать положительный
результат, так как старший
школьник будет с большей строгостью
относиться к себе, с большей
настойчивостью добиваться улучшения
своих личных качеств, искать
своё место в жизни. А вот
неадекватная завышенная самооценка
будет давать совсем противоположный
результат по сравнению с адекватной
и неадекватной заниженной самооценкой.
Завышенная самооценка
обнаруживается в преувеличении
своих умственных способностей
и не только. Старшеклассник готов
верить, что в любой умственной
работе он будет на высоте
положения. То же будет и
с успехами в спорте, с признанием
его окружающими, хотя на самом
деле это будет всего каким-то
единичным случаем. Всё это
приведёт к отсутствию стремления
к самовосприятию. Юноша будет
считать, что у него нет недостатков,
а если и есть, то они незначительны
по сравнению с достоинствами.
Влияние взаимоотношений
с родителями и учителями на формирование
самооценки старших школьников.
Из факторов
социализации, рассматриваемых по
отдельности, самым важным и
влиятельным была и остается
родительская семья как первичная
ячейка общества, влияние которой
ребенок испытывает раньше всего,
когда он наиболее восприимчив.
Семейные условия, включая социальные
условия, род занятий, материальный
уровень, образование родителей,
в значительной мере предопределяют
жизненный путь ребенка. Кроме
сознательного, целенаправленного
воспитания, которое дают ему
родители, на ребенка воздействует
вся внутренняя атмосфера, причем
эффект этого воздействия накапливается
с возрастом, преломляясь в
структуре личности.
Нет практически
ни одного социального и психологического
аспекта поведения подростков
и юношей, который не зависел
бы от их семейных условий
в настоящем или в прошлом.
Но меняется характер этой
зависимости. Так, если в прошлом
школьная успеваемость ребёнка
и продолжительность его обучения
зависела главным образом от
материального уровня семьи, то
теперь этот фактор менее влиятелен.
Зато огромную роль играет
уровень образования родителей.
Так же сильно
влияет на судьбу подростков
и юношей состав семьи и
характер взаимоотношений между
её членами. Неблагоприятные семейные
условия характерны для подавляющего
большинства так называемых трудных
подростков.
Значительное
влияние на личность подростка
оказывает его стиль взаимоотношений
с родителями, который лишь отчасти
обусловлен их социальным положением.
Наилучшие взаимоотношения
старшеклассников с родителями
складываются обычно при демократическом
стиле воспитания. Этот стиль
в наибольшей степени способствует
воспитанию самостоятельности, активности,
инициативы и социальной ответственности.
Поведение ребёнка направляется
в этом случае последовательно
и вместе с тем четко и
рационально.
Крайние стили
воспитания, независимо от того
авторитарный ли это стиль,
или попустительский, дают плохие
результаты. Авторитарный стиль
вызывает отчуждение у детей
от родителей, чувство своей
незначительности и нежелательности
в семье. Родительские требования,
если они кажутся необоснованными,
вызывают либо протест и агрессию,
либо апатию и пассивность.
Попустительский стиль воспитания
вызывает у подростка ощущение,
что родителям нет до него
дела. Кроме того, пассивные и
незаинтересованные родители не
могут быть предметом подражания
и идентификации, а другие влияния
- школы, сверстников, средств
массовой информации не могут
восполнить этот пробел, оставляя
ребёнка без надлежащего руководства
и ориентации в сложном и
меняющемся мире. Ослабление родительского
внимания и его гипертрофия,
способствует формированию личности
со слабым «Я».
Как ни велико
влияние родителей на формирование
личности, пик его приходится
не на переходный возраст, а
на первые годы жизни. К старшим
классам взаимоотношения с родителями
давно уже сложились, и «отменить»
эффект прошлого опыта не возможно.
К старшим классам
автономия в поведении, как
правило, уже достаточно велика:
старшеклассник самостоятельно
распределяет своё время, выбирает
друзей, способы досуга и т.д.
В семьях с более или менее
авторитарным стилем общения
эта автоматизация иногда вызывает
острые конфликты.
Поведение и
запросы этих старшеклассников
почти автономны, поскольку желания
их совпадают с мнениями родителей
лишь в 10% случаев. Тем не
менее дети уверены, что их
желаниям будет отдано предпочтение.
Степень идентификации
с родителями в юности меньше,
чем в детстве. Хорошие родители,
тем не менее остаются для
старшеклассников важным эталоном
поведения. Однако родительский
пример уже не воспринимается
так абсолютно и некритично, как
в детстве. У старшеклассников
есть и другие авторитеты, кроме
родителей. Чем старше ребёнок,
тем вероятнее, что идеалы он
находит не только в ближнем
окружении, но и в более широком
кругу лиц: общественно-политические
деятели, герои книг, кино и
т.д. Зато все недостатки и
противоречия в поведении близких
и старших воспринимаются остро
и болезненно. Особенно это касается
расхождения слова и дела. Сами
старшеклассники отмечают, что они
замечают существенные расхождения
между тем, чему их учат родители,
близкие родственники и учителя,
и тем, как они поступают
в повседневной жизни. Это не
только подрывает авторитет взрослых,
но и является практическим
уроком приспособленчества и
лицемерия.
«Значимость»
для юношей и девушек их
родителей и сверстников принципиально
неодинакова в разных средах
деятельности. Наибольшая автономия
от родителей при ориентации
на сверстников наблюдается в
среде досуга, развлечений, свободного
общения, потребительских ориентаций.
Больше всего
старшеклассникам хотелось бы
видеть в своих родителях друзей
и сверстников. При всей их
тяге к самостоятельности, юноши
и девушки остро нуждаются
в жизненном опыте и помощи
старших. Многие волнующие их
темы они вообще не могут
обсуждать со сверстниками, так
как им мешает самолюбие. Семья
же остаётся тем местом, где
подросток и юноша чувствуют
себя наиболее спокойно и уверенно.
Наравне с семьёй
можно поставить и школу, так
как в этом возрасте имеет
большое значение окружение юноши
вне семьи.