Формирование самооценки в старшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 18:39, реферат

Описание

Рост самосознания - это характерная особенность личности старшего школьника. Уровень самосознания определяет и уровень требования старших школьников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 22.21 Кб (Скачать документ)

Формирование самооценки в старшем школьном возрасте

Рост самосознания - это характерная особенность  личности старшего школьника. Уровень  самосознания определяет и уровень  требования старших школьников к  окружающим людям и к самим  себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и  сверстника.

 Особенно высокие  требования учащиеся предъявляют  к моральным, нравственным качествам  одноклассников. В.Ф.Сафин изучал  особенности оценки старшеклассников  морально-волевых качеств своих  сверстников. Оказалось, что старшеклассники  в оценке свойств своих одноклассников  моральные качества предпочитают  волевым. Так, восьмиклассники  только в 57% случаев отдают  предпочтение моральным качествам,  десятиклассники же 72% случаев. Это  создаёт благоприятную почву  для формирования моральных установок,  чувств старшеклассников.

 Обнаружили и  половые различия в оценке  личностных качеств.

 Подавляющее большинство  девушек оценивают своих товарищей  преимущественно по моральным  свойствам. У юношей эта тенденция  выражена менее ярко. Однако и  у юношей по мере перехода  из класса в класс количество  таких оценок увеличивается. В  том же исследовании учащимся 8-х - 10-х классов предлагалось  оценить в баллах рад проявляющихся  в поведении своих сверстников  моральных качеств. Оказалось,  что восьмиклассники в целом  дают более высокие оценки, чем  десятиклассники, это объясняется  тем, что десятиклассники предъявляют  более высокие требования к  морально-волевым качествам. Учителя  оценивают те же самые качества  восьмиклассников на 0,2-0,3 балла ниже, а десятиклассники на 0,3-0,4 балла  ниже. Это говорит о взрастающей  в процессе формирования старшего  школьника самокритичности. Для  личности старшего школьника,  как показывают исследования, самооценка  имеет большую значимость, что  говорит о высоком уровне самосознания.

 В самооценке  старшеклассники проявляют известную  осторожность. Они охотнее говорят  о своих недостатках, чем о  достоинствах. И девушки и юноши  называют у себя и «вспыльчивость»,  «грубость», «эгоизм». Среди положительных  черт наиболее часто встречаются  такие самооценки: «верен в дружбе»,  «не подвожу друзей», «помогу  в беде», то есть на первый  план выступают те качества, которые  важны для установки контактов  со сверстниками, или те, которые  этому мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм и т.д.)

 Завышенная самооценка  заметно обнаруживается в преувеличении  своих умственных способностей. Это проявляется по-разному: кому  легко даётся учёба, считают,  что и в любой умственной  работе они будут на высоте  положения; те, кто выделяются  успехами по определённому предмету, готовы верить в свой специальный  талант; даже слабо успевающие  ученики обычно указывают на  какие-то другие свои достижения.

 И.С.Кон подметил: «Чем важнее для личности оцениваемое  свойство, тем вероятнее включение  в процесс самооценки механизмов  психологической защиты. По данным  Я.П.Коломинского, старшеклассники,  отвергнутые сверстниками, склонны  преувеличивать свой групповой  статус, пусть своё положение  в коллективе более благоприятным,  чем оно есть на самом деле».

 Так же, как  и завышенная самооценка, заниженная  самооценка неблагоприятно действует  на старшеклассника. Возникает  чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и  способности не будут развиваться,  и могут вообще не проявляться.

Самооценка - это  осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как на определённой ступени  развития самосознание становиться  самооценкой. Самосознание - это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат отношение  к себе и проявляется оно в  виде самооценки.

 Роль самооценки  в самовоспитании старших школьников.

 Высокий уровень  развития самосознания старшего  школьника, в свою очередь,  приводит к самовоспитанию.

 Потребность в  самоопределении побуждает старшего  школьника систематизировать и  обобщать свои знания о себе.

 Юноши и девушки  стараются, стремятся глубже разобраться  в своём характере и своих  чувствах, в своих действиях и  поступках, правильно оценивать  свои особенности. Однако самовоспитание  старших школьников сталкивается  с большими трудностями, так  как этому возрасту свойственны  серьёзные противоречия. Наиболее  типичные из них: 1. Стремление  проявлять волевые усилия в  самовоспитании и в то же  время не всегда положительное  отношение к конкретным приёмам  самовоспитания, который рекомендуют  взрослые;

2. Чуткость, восприимчивость  к нравственной оценке своей  личности со стороны коллектива  и стремление показать равнодушие  к этой оценке, действовать по-своему («Подумаешь, дают советы, я и сам  знаю, как жить»);

3. Стремление к  идеалу и принципиальность в  больших, ответственных делах  и беспринципность в малом,  незначительном;

4. Желание формировать  стойкость, выдержку, самообладание  и в то же время проявление  детской непосредственности, импульсивности  в поведении, речи, тенденции к  преувеличению собственного горя, незначительной неприятности.

 Роль самооценки  в самовоспитании может быть  как положительной, так и отрицательной.  Адекватная самооценка позволяет  правильно выбрать юноше те  личные качества, которые следует  развивать в себе, воспитывать.  Он правильно будет оценивать  свои умственные и физические  способности, не занижая их  и в то же время не завышая.  Неадекватная заниженная самооценка  тоже будет давать положительный  результат, так как старший  школьник будет с большей строгостью  относиться к себе, с большей  настойчивостью добиваться улучшения  своих личных качеств, искать  своё место в жизни. А вот  неадекватная завышенная самооценка  будет давать совсем противоположный  результат по сравнению с адекватной  и неадекватной заниженной самооценкой.

 Завышенная самооценка  обнаруживается в преувеличении  своих умственных способностей  и не только. Старшеклассник готов  верить, что в любой умственной  работе он будет на высоте  положения. То же будет и  с успехами в спорте, с признанием  его окружающими, хотя на самом  деле это будет всего каким-то  единичным случаем. Всё это  приведёт к отсутствию стремления  к самовосприятию. Юноша будет  считать, что у него нет недостатков,  а если и есть, то они незначительны  по сравнению с достоинствами. 

Влияние взаимоотношений  с родителями и учителями на формирование самооценки старших школьников.

 Из факторов  социализации, рассматриваемых по  отдельности, самым важным и  влиятельным была и остается  родительская семья как первичная  ячейка общества, влияние которой  ребенок испытывает раньше всего,  когда он наиболее восприимчив.  Семейные условия, включая социальные  условия, род занятий, материальный  уровень, образование родителей,  в значительной мере предопределяют  жизненный путь ребенка. Кроме  сознательного, целенаправленного  воспитания, которое дают ему  родители, на ребенка воздействует  вся внутренняя атмосфера, причем  эффект этого воздействия накапливается  с возрастом, преломляясь в  структуре личности.

 Нет практически  ни одного социального и психологического  аспекта поведения подростков  и юношей, который не зависел  бы от их семейных условий  в настоящем или в прошлом.  Но меняется характер этой  зависимости. Так, если в прошлом  школьная успеваемость ребёнка  и продолжительность его обучения  зависела главным образом от  материального уровня семьи, то  теперь этот фактор менее влиятелен.  Зато огромную роль играет  уровень образования родителей.

 Так же сильно  влияет на судьбу подростков  и юношей состав семьи и  характер взаимоотношений между  её членами. Неблагоприятные семейные  условия характерны для подавляющего  большинства так называемых трудных  подростков.

 Значительное  влияние на личность подростка  оказывает его стиль взаимоотношений  с родителями, который лишь отчасти  обусловлен их социальным положением.

 Наилучшие взаимоотношения  старшеклассников с родителями  складываются обычно при демократическом  стиле воспитания. Этот стиль  в наибольшей степени способствует  воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.  Поведение ребёнка направляется  в этом случае последовательно  и вместе с тем четко и  рационально.

 Крайние стили  воспитания, независимо от того  авторитарный ли это стиль,  или попустительский, дают плохие  результаты. Авторитарный стиль  вызывает отчуждение у детей  от родителей, чувство своей  незначительности и нежелательности  в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными,  вызывают либо протест и агрессию, либо апатию и пассивность.  Попустительский стиль воспитания  вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него  дела. Кроме того, пассивные и  незаинтересованные родители не  могут быть предметом подражания  и идентификации, а другие влияния  - школы, сверстников, средств  массовой информации не могут  восполнить этот пробел, оставляя  ребёнка без надлежащего руководства  и ориентации в сложном и  меняющемся мире. Ослабление родительского  внимания и его гипертрофия,  способствует формированию личности  со слабым «Я».

 Как ни велико  влияние родителей на формирование  личности, пик его приходится  не на переходный возраст, а  на первые годы жизни. К старшим  классам взаимоотношения с родителями  давно уже сложились, и «отменить»  эффект прошлого опыта не возможно.

 К старшим классам  автономия в поведении, как  правило, уже достаточно велика: старшеклассник самостоятельно  распределяет своё время, выбирает  друзей, способы досуга и т.д.  В семьях с более или менее  авторитарным стилем общения  эта автоматизация иногда вызывает  острые конфликты.

 Поведение и  запросы этих старшеклассников  почти автономны, поскольку желания  их совпадают с мнениями родителей  лишь в 10% случаев. Тем не  менее дети уверены, что их  желаниям будет отдано предпочтение.

 Степень идентификации  с родителями в юности меньше, чем в детстве. Хорошие родители, тем не менее остаются для  старшеклассников важным эталоном  поведения. Однако родительский  пример уже не воспринимается  так абсолютно и некритично, как  в детстве. У старшеклассников  есть и другие авторитеты, кроме  родителей. Чем старше ребёнок,  тем вероятнее, что идеалы он  находит не только в ближнем  окружении, но и в более широком  кругу лиц: общественно-политические  деятели, герои книг, кино и  т.д. Зато все недостатки и  противоречия в поведении близких  и старших воспринимаются остро  и болезненно. Особенно это касается  расхождения слова и дела. Сами  старшеклассники отмечают, что они  замечают существенные расхождения  между тем, чему их учат родители, близкие родственники и учителя,  и тем, как они поступают  в повседневной жизни. Это не  только подрывает авторитет взрослых, но и является практическим  уроком приспособленчества и  лицемерия.

 «Значимость»  для юношей и девушек их  родителей и сверстников принципиально  неодинакова в разных средах  деятельности. Наибольшая автономия  от родителей при ориентации  на сверстников наблюдается в  среде досуга, развлечений, свободного  общения, потребительских ориентаций.

 Больше всего  старшеклассникам хотелось бы  видеть в своих родителях друзей  и сверстников. При всей их  тяге к самостоятельности, юноши  и девушки остро нуждаются  в жизненном опыте и помощи  старших. Многие волнующие их  темы они вообще не могут  обсуждать со сверстниками, так  как им мешает самолюбие. Семья  же остаётся тем местом, где  подросток и юноша чувствуют  себя наиболее спокойно и уверенно.

 Наравне с семьёй  можно поставить и школу, так  как в этом возрасте имеет  большое значение окружение юноши  вне семьи.

Информация о работе Формирование самооценки в старшем школьном возрасте