Формирование я-концепции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 00:17, контрольная работа

Описание

Данная работа посвящена изучению выразительности речи и её источникам в художественной речи. Работа преследует цель исследовать выразительность, как совокупность особенностей речевой структуры, и изучить пути воздействия источников выразительности в художественной речи.
Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и туже тему, оказывают на человека совершенно разный эффект. Эффект зависит от степени выразительности речи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Понятие выразительности…………………………………………………….....3
Средства выразительности. Благозвучие речи…………………………………5
Лексика как основной источник выразительности речи………………………6
Заключение……………………………………………………………………….9
Список использованной литературы…………………………………………..10

Работа состоит из  1 файл

Психология 2.docx

— 42.55 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2

Понятие выразительности…………………………………………………….....3

Средства выразительности. Благозвучие речи…………………………………5

Лексика как основной источник выразительности речи………………………6

Заключение……………………………………………………………………….9

Список использованной литературы…………………………………………..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Средства выразительности в публичном выступлении.

Введение

Данная работа посвящена  изучению выразительности речи и  её  источникам в художественной речи. Работа преследует цель исследовать  выразительность, как совокупность особенностей  речевой структуры, и изучить пути воздействия источников выразительности в художественной речи.

Речевой опыт каждого из нас говорит о  том, что  по степени  воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и туже тему, оказывают на человека совершенно разный эффект. Эффект зависит от степени выразительности речи.

Слово — тончайшее прикосновение  к сердцу; оно может стать и  нежным, благоуханным цветком, и живой  водой, возвращающей веру в добро, и  острым ножом, ковырнувшим нежную ткань  души, и раскаленным железом, и  комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду, словом можно убить — и оживить, ранить — и излечить, посеять смятение и безнадежность — и одухотворить, рассеять сомнения — и повергнуть в уныние, сотворить улыбку — и вызвать слезы, породить веру в человека — и заронить недоверие, вдохновить на труд — и привести в оцепенение силы души.

В.А. Сухомлинский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие выразительности

Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить  впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и  интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.

Выразительность речи зависит  от многих причин и условий - собственно лингвистических и экстралингвистических.

Одним из основных условий  выразительности является самостоятельность  мышления автора речи, что предполагает глубокое и всестороннее знание и  осмысление предмета сообщения. Знания, извлеченные из каких-либо источников, должны быть освоены, переработаны, глубоко  осмыслены. Это придает говорящему уверенность, делает его речь убедительной, действенной

В значительной степени выразительность  речи зависит и от отношения автора к содержанию высказывания. Внутренняя убежденность говорящего (пишущего) в  значимости высказывания, интерес, неравнодушие к его содержанию придает речи (особенно устной) эмоциональную окраску. Равнодушное же отношение к содержанию высказывания приводит к бесстрастному  изложению истины, которое не может  воздействовать на чувства адресата.

Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и  интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими  особенностями, и будет называться выразительной.

 Одно из оснований  — ситуация общения. Выразительность речи педагога, очевидно, не совпадает с выразительностью речи политического оратора.

Одной из предпосылок речевой  выразительности являются навыки, позволяющие  без затруднения выбирать нужные в конкретном акте коммуникации языковые средства. Такие навыки вырабатываются в результате систематической и  осознанной тренировки. Средством тренировки речевых навыков является внимательное чтение образцовых текстов (художественных, публицистических, научных), пристальный интерес к их языку и стилю, внимательное отношение к речи людей, умеющих говорить выразительно, а также самоконтроль (умение контролировать и анализировать свою речь с точки зрения ее выразительности). Речевая выразительность индивидуума зависит также от сознательного намерения добиваться ее, от целевой установки автора на нее.

При непосредственном общении  существенны также взаимоотношения  говорящего и слушающего, психологический  контакт между ними, который возникает прежде всего на основе совместной мыслительной деятельности: адресант и адресат должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы: первый - излагая тему своего сообщения, второй - следя за развитием его мысли. В установлении психологического контакта важно отношение к предмету речи как говорящего, так и слушающего, их заинтересованность, неравнодушие к содержанию высказывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средства  выразительности. Благозвучие речи.

Звуковой организацией речи, эстетической ролью звуков занимается особый раздел стилистики - фоника. Фоника дает оценку особенностям звукового  строя языка, определяет характерные  для каждого национального языка  условия благозвучия, исследует  разнообразные приемы усиления фонетической выразительности речи, учит наиболее совершенному, художественно оправданному и стилистически целесообразному звуковому выражению мысли.

Звуковая выразительность  речи прежде всего заключается в ее благозвучии, гармонии, в использовании ритма, рифмы, аллитерации (повторение одинаковых или сходных согласных звуков), ассонанса (повторение гласных звуков) и других средств. В первую очередь фонику интересует звуковая организация поэтической речи, в которой значение фонетических средств особенно велико. Наряду с этим исследуется также звуковая выразительность художественной прозы и некоторых жанров публицистики (прежде всего на радио и телевидении). В нехудожественной речи фоника решает задачу наиболее целесообразной звуковой организации языкового материала, способствующей точному выражению мысли, так как правильное использование фонетических средств языка обеспечивает быстрое (и без помех) восприятие информации, исключает разночтения, устраняет нежелательные ассоциации, мешающие пониманию высказывания. Для беглости понимания большое значение имеет благозвучие речи, т.е. такое сочетание звуков, которое удобно для произношения (артикуляция) и приятно для слуха (музыкальность).

Таким образом, каждый носитель языка должен стараться избегать навязчивого повторения одинаковых и сходных звуков, употребления неблагозвучных словоформ, труднопроизносимых сочетаний  звуков при соединении слов, умело  использовать выразительные возможности  звучащей стороны речи.

 

Лексика как  основной источник выразительности  речи

Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и  интерес слушателя (читателя). Полная типология выразительности лингвистикой не разработана, так как она должна была бы отразить всю многообразнейшую гамму человеческих чувств и их оттенков. Но можно вполне определенно говорить об условиях, при соблюдении которых  речь будет выразительной:

Первое — самостоятельность  мышления, сознания и деятельности автора речи.

Второе — его интерес  к тому, о чем он говорит или  пишет. Третье — хорошее знание выразительных  возможностей языка. Четвертое —  систематическая осознанная тренировка речевых навыков.

Основной источник усиления выразительности — лексика, дающая целый ряд особых средств: эпитеты, метафоры, сравнения, метонимии, синекдохи, гиперболы, литоты, олицетворения, перифразы, аллегория, ирония. Большими возможностями усилить выразительность речи обладает синтаксис, так называемые стилистические фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия (обратный порядок слов), многосоюзие, оксюморон, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.

Лексические средства языка, усиливающие его выразительность, называют в лингвистике тропами (от греч. tropos — слово или выражение, употребляемое в переносном значении). Чаще всего тропы используют авторы художественных произведений при описании природы, облика героев.

Эти изобразительно- выразительные средства носят авторский характер и определяют самобытность писателя или поэта, помогают ему обрести индивидуальность стиля.

Усиливают выразительность  речи лексические повторы. Они помогают выделить в тексте важное понятие, глубже вникнуть в содержание высказывания, придают речи эмоционально-экспрессивную  окраску.

В официально-деловом стиле  средства выразительности неупотребительны, поскольку они противопоказаны  таким особенностям данного стиля, как точность, не допускающая двояких  толкований, официальность и бесстрастность изложения. Хотя в смешанных жанрах, в частности, в жанрах, подверженных влиянию публицистического стиля (в дипломатических документах, коммюнике, обращениях, праздничных приказах и  т.д.) использование средств выразительности  допускается. Но в целом официально-деловой  стиль не способствует поддержанию  речевой выразительности. Более  того, он является основным источником речевых штампов и канцеляризмов, ослабляющих ее.

Наиболее широкое применение выразительные средства находят  в литературно-художественном и  публицистическом стилях. В художественной литературе средства выразительности  выполняют эстетическую функцию; речевая  выразительность здесь - один из главных  приемов воздействия на читателя. В художественном произведении любая  языковая единица может стать  стилистически значимой, превратиться в средство художественной изобразительности  и выразительности. Под пером  писателя слово каждый раз как  бы рождается заново; отражая особенности  индивидуально-авторской манеры, оно  всегда должно быть свежим и неповторимым. Художник слова творчески преображает  единицы языка, расширяя рамки привычных  способов отбора и соединения слов, приемов использования синтаксических конструкций и интонаций, и таким  образом обогащает речь средствами выразительности. Образцовые художественные тексты, изучение особенностей употребления в них языковых единиц помогают овладеть выразительными возможностями языка.

Усилению речевой выразительности  способствует также публицистический стиль с его стремлением к  экспрессивности высказывания, оживлению  повествования свежими словесными оборотами. Публицисты, как и писатели, постоянно ищут образные средства, используют языковые единицы, позволяющие  не только назвать предмет, его действие, свойство и т.д., но и выразить определенное отношение к этому предмету или явлению, привлечь внимание адресата; прибегают к таким приемам использования языковых единиц, которые максимально способствуют реализации функции воздействия. Для публицистики (особенно для таких ее жанров, как очерк, фельетон), так же, как и для художественной речи, характерны индивидуальные приемы использования языковых средств.

Правда, стремление к выразительности  в публицистике (особенно в газетной) нередко превращается в свою противоположность - является одной из причин порождения штампов, так как необычное слово, выражение, конструкция, удачные с  точки зрения критериев выразительности, подхватываются многочисленными корреспондентами и в результате частого употребления (иногда - неуместного) очень быстро утрачивают свою новизну, образность, превращаются в речевые стандарты, например, употребление в настоящее  время сочетаний типа белое золото, справлять новоселье, цех здоровья, люди в белых халатах и т.п. Штампы, шаблоны, злоупотребление профессиональной лексикой на страницах газет ослабляют мобилизующую силу слова, его общественное воздействие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Главной функцией речи является трансформация внутреннего образа человека, возникшего в результате  подсознательной внутренней или  духовной работы, в сознание слушающего. Для точного воспроизведения  образа необходима выразительная речь, благодаря которой воспроизводимая  информация пробивается через призму субъективной оценки человека и становится неотъемлемой частью его внутреннего  мира. Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и  интерес у слушателя или читателя.

Выразительно может говорить человек  соответствующий следующим  условиям: самостоятельность мышления; неравнодушие;  хорошее знание языка, его выразительных возможностей;  хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей; систематическая и  осознанная тренировка речевых навыков.

Выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней — начиная со звуков и кончая синтаксисом и стилями. Выразительные возможности слова поддерживаются и усиливаются актуализацией его семантики. На принципах ассоциации действуют,  и другие выразительные средства  речи. Не меньшими, чем лексика, возможностями усиливать и ослаблять выразительность речи располагает синтаксис языка.

Одно умение находить «свои», выразительные и эмоциональные слова еще не сделает вашу речь живой, если вы не владеете секретами экспрессивного синтаксиса. Ведь слова надо уметь выстроить из них такие предложения, которые позволяли бы использовать разнообразные интонации, умело расставить паузы.

Выразительные средства, стилистические фигуры, делающие нашу речь выразительной, разнообразны, и знать их весьма полезно. Вот почему овладение культурой речи, ее совершенствование особенно в настоящее время так необходимо нынешнему поколению. 

Информация о работе Формирование я-концепции