Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 00:17, контрольная работа
Данная работа посвящена изучению выразительности речи и её источникам в художественной речи. Работа преследует цель исследовать выразительность, как совокупность особенностей речевой структуры, и изучить пути воздействия источников выразительности в художественной речи.
Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и туже тему, оказывают на человека совершенно разный эффект. Эффект зависит от степени выразительности речи.
Введение…………………………………………………………………………..2
Понятие выразительности…………………………………………………….....3
Средства выразительности. Благозвучие речи…………………………………5
Лексика как основной источник выразительности речи………………………6
Заключение……………………………………………………………………….9
Список использованной литературы…………………………………………..10
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Понятие выразительности………………………………………
Средства выразительности. Благозвучие речи…………………………………5
Лексика как основной источник выразительности речи………………………6
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..10
Введение
Данная работа посвящена
изучению выразительности речи и
её источникам в художественной
речи. Работа преследует цель исследовать
выразительность, как совокупность
особенностей речевой структуры,
и изучить пути воздействия источников
выразительности в
Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и туже тему, оказывают на человека совершенно разный эффект. Эффект зависит от степени выразительности речи.
Слово — тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду, словом можно убить — и оживить, ранить — и излечить, посеять смятение и безнадежность — и одухотворить, рассеять сомнения — и повергнуть в уныние, сотворить улыбку — и вызвать слезы, породить веру в человека — и заронить недоверие, вдохновить на труд — и привести в оцепенение силы души.
В.А. Сухомлинский
Понятие выразительности
Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать не только на его разум, но и на чувства, воображение.
Выразительность речи зависит
от многих причин и условий - собственно
лингвистических и
Одним из основных условий выразительности является самостоятельность мышления автора речи, что предполагает глубокое и всестороннее знание и осмысление предмета сообщения. Знания, извлеченные из каких-либо источников, должны быть освоены, переработаны, глубоко осмыслены. Это придает говорящему уверенность, делает его речь убедительной, действенной
В значительной степени выразительность речи зависит и от отношения автора к содержанию высказывания. Внутренняя убежденность говорящего (пишущего) в значимости высказывания, интерес, неравнодушие к его содержанию придает речи (особенно устной) эмоциональную окраску. Равнодушное же отношение к содержанию высказывания приводит к бесстрастному изложению истины, которое не может воздействовать на чувства адресата.
Выразительностью речи называются
такие особенности ее структуры,
которые поддерживают внимание и
интерес у слушателя или
Одно из оснований
— ситуация общения.
Одной из предпосылок речевой выразительности являются навыки, позволяющие без затруднения выбирать нужные в конкретном акте коммуникации языковые средства. Такие навыки вырабатываются в результате систематической и осознанной тренировки. Средством тренировки речевых навыков является внимательное чтение образцовых текстов (художественных, публицистических, научных), пристальный интерес к их языку и стилю, внимательное отношение к речи людей, умеющих говорить выразительно, а также самоконтроль (умение контролировать и анализировать свою речь с точки зрения ее выразительности). Речевая выразительность индивидуума зависит также от сознательного намерения добиваться ее, от целевой установки автора на нее.
При непосредственном общении
существенны также
Средства выразительности. Благозвучие речи.
Звуковой организацией речи,
эстетической ролью звуков занимается
особый раздел стилистики - фоника. Фоника
дает оценку особенностям звукового
строя языка, определяет характерные
для каждого национального
Звуковая выразительность речи прежде всего заключается в ее благозвучии, гармонии, в использовании ритма, рифмы, аллитерации (повторение одинаковых или сходных согласных звуков), ассонанса (повторение гласных звуков) и других средств. В первую очередь фонику интересует звуковая организация поэтической речи, в которой значение фонетических средств особенно велико. Наряду с этим исследуется также звуковая выразительность художественной прозы и некоторых жанров публицистики (прежде всего на радио и телевидении). В нехудожественной речи фоника решает задачу наиболее целесообразной звуковой организации языкового материала, способствующей точному выражению мысли, так как правильное использование фонетических средств языка обеспечивает быстрое (и без помех) восприятие информации, исключает разночтения, устраняет нежелательные ассоциации, мешающие пониманию высказывания. Для беглости понимания большое значение имеет благозвучие речи, т.е. такое сочетание звуков, которое удобно для произношения (артикуляция) и приятно для слуха (музыкальность).
Таким образом, каждый носитель языка должен стараться избегать навязчивого повторения одинаковых и сходных звуков, употребления неблагозвучных словоформ, труднопроизносимых сочетаний звуков при соединении слов, умело использовать выразительные возможности звучащей стороны речи.
Лексика как основной источник выразительности речи
Выразительностью речи называются
такие особенности ее структуры,
которые поддерживают внимание и
интерес слушателя (читателя). Полная
типология выразительности
Первое — самостоятельность мышления, сознания и деятельности автора речи.
Второе — его интерес к тому, о чем он говорит или пишет. Третье — хорошее знание выразительных возможностей языка. Четвертое — систематическая осознанная тренировка речевых навыков.
Основной источник усиления выразительности — лексика, дающая целый ряд особых средств: эпитеты, метафоры, сравнения, метонимии, синекдохи, гиперболы, литоты, олицетворения, перифразы, аллегория, ирония. Большими возможностями усилить выразительность речи обладает синтаксис, так называемые стилистические фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия (обратный порядок слов), многосоюзие, оксюморон, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.
Лексические средства языка,
усиливающие его
Эти изобразительно- выразительные средства носят авторский характер и определяют самобытность писателя или поэта, помогают ему обрести индивидуальность стиля.
Усиливают выразительность речи лексические повторы. Они помогают выделить в тексте важное понятие, глубже вникнуть в содержание высказывания, придают речи эмоционально-экспрессивную окраску.
В официально-деловом стиле
средства выразительности
Наиболее широкое применение
выразительные средства находят
в литературно-художественном и
публицистическом стилях. В художественной
литературе средства выразительности
выполняют эстетическую функцию; речевая
выразительность здесь - один из главных
приемов воздействия на читателя.
В художественном произведении любая
языковая единица может стать
стилистически значимой, превратиться
в средство художественной изобразительности
и выразительности. Под пером
писателя слово каждый раз как
бы рождается заново; отражая особенности
индивидуально-авторской
Усилению речевой
Правда, стремление к выразительности
в публицистике (особенно в газетной)
нередко превращается в свою противоположность
- является одной из причин порождения
штампов, так как необычное слово,
выражение, конструкция, удачные с
точки зрения критериев выразительности,
подхватываются многочисленными
Заключение
Главной функцией речи является
трансформация внутреннего
Выразительно может говорить
человек соответствующий следующим
условиям: самостоятельность мышления;
неравнодушие; хорошее знание языка,
его выразительных
Выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней — начиная со звуков и кончая синтаксисом и стилями. Выразительные возможности слова поддерживаются и усиливаются актуализацией его семантики. На принципах ассоциации действуют, и другие выразительные средства речи. Не меньшими, чем лексика, возможностями усиливать и ослаблять выразительность речи располагает синтаксис языка.
Одно умение находить «свои», выразительные и эмоциональные слова еще не сделает вашу речь живой, если вы не владеете секретами экспрессивного синтаксиса. Ведь слова надо уметь выстроить из них такие предложения, которые позволяли бы использовать разнообразные интонации, умело расставить паузы.
Выразительные средства, стилистические
фигуры, делающие нашу речь выразительной,
разнообразны, и знать их весьма полезно.
Вот почему овладение культурой речи,
ее совершенствование особенно в настоящее
время так необходимо нынешнему поколению.