Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 21:18, реферат
Под делинквентным поведением подразумевается цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений (от лат delinquo- совершить проступок, провиниться), отличающихся от криминала, т е. наказуемых согласно Уголовному Кодексу серьезных правонарушений и преступлений.
. Формы проявления
нарушений поведения.
Под делинквентным
поведением подразумевается цепь проступков,
провинностей, мелких правонарушений
(от лат delinquo- совершить проступок, провиниться),
отличающихся от криминала, т е. наказуемых
согласно Уголовному Кодексу серьезных
правонарушений и преступлений.
Делинквентность
обычно начинается со школьных прогулов
и приобщения к асоциальной группе сверстников.
За этим следуют мелкое хулиганство, издевательство
над младшими и слабыми, отнимание мелких
карманных денег у малышей (на сленге делинквентных
подростков обозначается выражением "трясти
деньги" малыша заставляют прыгать,
чтобы услышать, не зазвенят ли у него
монеты), угон (с целью покататься) велосипедов
и мотоциклов, которые потом бросают где
попало. Реже встречаются мошенничество,
мелкие противозаконные спекулятивные
сделки , вызывающее поведение в общественных
местах. К этому могут присоединяться
"домашние кражи" небольших сумм
денег. Все эти действия в несовершеннолетнем
возрасте не являются поводом для наказания
в соответствии с Уголовным Кодексом и,
да и у взрослых подобное поведение чаще
служит предметом разбирательства товарищеских
судов и причиной административных взысканий.
Однако подростки
могут проявлять большую
Иногда все
эти нарушения поведения
Подростковая
делинквентность в подавляющем большинстве
имеет чисто социальные причины - недостатки
воспитания прежде всего. От 30 до 85 % делинквентных
подростков, по данным разных авторов,
вырастают в неполной семье, т. е. без отца,
или в семье деформированной - с недавно
появившимся отчимом или, реже, с мачехой.
У подростов
выделяют 2 пика, когда они являются
наиболее склонными к делинквентному
поведению. Один из них совпадает с переходом
в 4-5-й классы школы - от одного учителя
к предметной системе с усложнением программ
обучения и одновременно с началом полового
созревания. Другой пик падает на окончание
8-летнего образования и переход к профессиональному
обучению. Делинквентность неустойчивых
в 90 % сочетается с ранней алкоголизацией.
Мотивы одних
и тех же делинквентных поступков
могут быть самыми различными. Кражи неустойчивого
подростка - чаще всего путь раздобыть
средства для развлечений и удовольствий.
У других подростков они могут носить
"престижный характер", т е. предназначены
показать сверстникам его смелость и превосходство.
Иные воруют, имея целью прежде всего присвоение
материальной ценности, но иногда сам
риск, острые ощущения ("холодок")
в процессе совершения кражи доставляют
им трудно описуемое наслаждение..
Побеги из дому
и бродяжничество.
Побеги из дому и бродяжничество иногда также рассматриваются как одна из форм делинквентности.
Побеги нередко начинаются еще в детстве. Может быть, поэтому данная форма нарушений поведения лучше других исследована детскими психиатрами. Первые побеги у детей обычно совершаются в страхе наказания или как реакция оппозиции, а по мере повторения превращаются в "условно-рефлекторный стереотип»
При определенных
социальных условиях побеги подростков
из дому могут приобретать
В последнее
время беглецов стало заменять "уличное
племя" (street people), к которому относят
подростков, формально из дому не сбежавших,
но приходящих домой лишь для ночного
сна, и то не всегда. Эти подростки вовсе
не считают свое положение тяжелым или
трудным. Они часто происходят из внешне
благополучных семей среднего достатка.
Свою жизнь на улице со злоупотреблением
наркотиками, сексуальной свободой, поисками
пищи и места для ночлега, стычками с полицией
они находят интересной и увлекательной.
Отношения с родителями у них обычно бывают
крайне напряженными. Они особенно склонны
винить отца. По их словам, родители не
относятся к ним как к самостоятельным
людям, не принимают их всерьез. Девочки
особенно негодуют по поводу осуждения
родителями их манеры одеваться, выбирать
друзей, развлечения и т. п. Речь, как правило,
идет о постепенном, но неуклонном накоплении
взаимного недовольства, которое предшествует
побегу
В нашей стране,
в отличие от США, побеги подростков
из дому или из интернатов бывают эпизодическими
- они отнюдь не стали социальной
проблемой.
Девиантное (делинквентное)
поведение
Девиантное (делинквентное)
поведение - (от лат. deviatio - отклонение)
- система поступков или отдельные поступки,
противоречащие принятым в обществе правовым
или нравственным нормам. Основные виды
отклоняющегося поведения - преступность
и уголовно ненаказуемое (непротивоправное)
аморальное поведение. В исследованиях
отклоняющегося поведения значительное
место отводится изучению его мотивов,
причин и условий, способствующих его
развитию, возможностей предупреждения
и преодоления.
Делинквент - (от
лат. delinquens - правонарушитель) - субъект,
чье отклоняющееся поведение в крайних
своих проявлениях представляет собой
уголовно наказуемые действия.
В этой литературе
о переходном возрасте подростков часто
фигурирует понятие «трудный». Проблема
«трудных» подростков – одна из
центральных психолого-
Большая общественная
важность обсуждаемой проблемы становится
особенно очевидной в период построения
демократического государства. Непростое
экономическое положение
Особенно трудно в этот период подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали провялятся жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. 70% преступлений совершается лицами до 30 лет. Среди них выделяются подростки. Рост подростковой преступности увеличивается темпами роста правонарушений в других группах. Причем появляются все новые виды отклоняющегося поведения.
Подростки участвуют
в военизированных
Корректирование
отклоняющегося поведения современного
«трудного» подростка возможно. Необходимо
разбираться не только в сущности
происходящих общественных процессов,
но и знать норму и
Оценка любого
поведения всегда подразумевает
его сравнение с какой-то нормой,
проблемное поведение часто называют
девиантным, отклоняющимся.
Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.[3]
Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми , отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК.
Однако подростки
могут проявлять большую
Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска.
Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределённость социального положения подростков.
В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие дисциплину и самоконтроль ещё не сложились или не окрепли.
Подростковая
делинквентность в подавляющем большинстве
имеет чисто социальные причины-недостатки
воспитания прежде всего. От 30 до 85% делинквентнтных
подростков вырастают в неполной семье,
т.е. без отца, или в семье деформированной
– с недавно появившимся отчимом, реже,
с мачехой.
: Социально-психологический
аспект причин девиантного и делинквентного
поведения подростков\
Росту делинквентности среди подростков сопутствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки. [7]
Делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатологиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям. [6]
Появление социально неодобряемых форм поведения говорят о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках, ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью.
Они также могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большей вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению.
Синдром социальной дезадаптации гораздо чаще встречается среди мальчиков. Что отчётливо проявляется в случаях антиобщественных поступков.
Подросткам с
так называемыми
Информация о работе Формы проявления нарушений поведения. Делинквентное поведение