Функции и виды эмоций у человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 19:20, контрольная работа

Описание

Цель работы: Изучить и понять суть человеческих эмоций. Какую роль они играют в жизни человека. Понять на какие виды они делятся, и какие функции в них заложены.

Содержание

Введение

1. Понятие об эмоциях и чувствах.

2. Виды эмоций

3. Функции эмоций.

Заключение.

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

контр по псих готовая.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

 

 

Кафедра психологии

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: «Психология и педагогика»

 

 

 

 

на тему: «Функции и виды эмоций у человека»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы №10511

Соколов Александр Петрович

Преподаватель

А. О. Самсонова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск – 2011


Содержание

Содержание

Введение

1. Понятие об эмоциях и чувствах.

2. Виды эмоций

3. Функции эмоций.

Заключение.

Список использованной литературы


Введение

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение.

   Цель работы: Изучить и понять суть человеческих эмоций. Какую роль они играют в жизни человека. Понять на какие виды они делятся, и какие функции в них заложены.


1. Понятие об эмоциях и чувствах.

Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то отно­сится к ним, причем это не холодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у него ра­дость, другие — негодование, одни вещи ему нравятся, другие вызывают у него неудовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит; что-то его сердит, кое-чего он боится; некоторыми своими поступками он гордится, других стыдится. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь — все это формы переживания человеком своего отношения к раз­личным объектам; они называются чувствами или эмоциями. Чувствами или эмоциями называют переживание человеком сво­его отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.

В обыденной речи часто слово «чувства» употребляют в смыс­ле «ощущения». Говорят об органах чувств, хотя, если подходить строго, их надо называть органами ощущений, так как ни наш глаз, ни наше ухо или кожа не являются органами радости или горя, удовольствия или страха. Хотя и говорят: «Я ощущаю ра­дость, чувствуя аромат цветка», но правильнее сказать наоборот: «Я чувствую радость, ощущая аромат цветка». Об этом надо помнить, потому что на этой основе возникает путаница между ощущениями и чувствами.

Рассмотрим тот же самый пример. Человек радуется аромату цветка. Цветок со всеми его свойствами существует вне человека, независимо от него, и, если бы человек не видел цветка, тот все равно существовал бы. Но радость существует только в данном человеке как субъективное проявление. Без человека нет и его радости.

     Эмоции — более простое, непосредственное пере­живание в данный момент. Чувства выражаются в эмоциях, но не беспрерывно и в данный момент могут не выражаться в каком-либо конкретном пережива­нии. Например, у Саши сильное и глубокое чувство дружбы по отношению к товарищу Коле, но в данный момент Саша, увлек­шись каким-либо делом, может даже и не думать о Коле. Чувства в отличие от эмоций свойственны только человеку, тогда как при­митивные формы эмоций удовольствия, радости, гнева, страха могут переживать и высшие животные.

В дальнейшем изложении мы будем различать понятия эмоции и чувства.

"Эмоции не могут возникнуть сами собой, без причины. Источ­ник эмоций — объективная действительность в ее соотнесении с потребностями человека. То, что связано с прямым или косвен­ным удовлетворением потребностей человека — как простейших, органических, так и потребностей, обусловленных его обществен­ным бытием,— вызывает у него положительные эмоции (удоволь­ствие, радость, любовь). То, что препятствует удовлетворению этих потребностей, вызывает отрицательные эмоции (неудоволь­ствие, горе, печаль, ненависть).

Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве. Эмоции и чувства часто определяют поведение человека, поста­новку им тех или иных жизненных целей. Равнодушный, безраз­личный ко всему человек не способен ставить и решать большие жизненно значимые задачи, добиваться настоящих успехов и достижений. В. И. Ленин указывал, что «без «человеческих эмо­ций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины»[1].

Велико значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Эмоционально взволнованный рассказ учителя или эмоционально насыщенный материал вызывает эмоциональный подъем и у школьников, а в этом состоянии их восприятие обострено. Скуч­ный урок вызывает апатичное состояние, ученики на таких уро­ках плохо воспринимают материал.

 

Внешнее выражение эмоций. Изменяя жизнедеятельность чело­века, эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений.

Сильные чувства связаны с изменением кровообращения — в состоянии гнева, страха человек бледнеет, так как кровь отливает от внешних покровов кожи. От стыда или смущения человек краснеет, кровь приливает к лицу. Страх усиливает потоотделе­ние, сердце начинает усиленно биться или, наоборот, «замирает». При гневе и радости учащается дыхание.

Эмоции проявляются и в выразительных движениях: мимике (выразительные движения лица) и пантомимике (выразительные движения всего тела — поза, жест), а также в так называемой вокальной (голосовой) мимике (интонация, выразительные паузы, повышение или понижение голоса, смысловые ударения). Раз­личная интонация при произнесении, например, слова «что» мо­жет выражать радость, удивление, испуг, растерянность, гнев, равнодушие, презрение и т. п. По мимике и пантомимике мы, в частности, и судим о переживаемых человеком эмоциях.

Для выражения наиболее глубоких и сложных эмоций и чувств человечество в процессе развития создало искусство: музыку, живопись, скульптуру, поэзию. Произведения искусства, отражая большие чувства художников, писателей, композиторов, всегда волнуют, вызывают у людей ответные эмоциональные реакции.


2. Виды эмоций

Положительные и отрицательные эмоции. Эмоции, как уже говорилось, есть непосредственное переживание отношения человека к предметам и явлениям действительности. Это отношение может быть положительным, отрицательным и безразличным. Безраз­личное, равнодушное отношение обычно не связано с какими-либо эмоциями. Если какие-то предметы, явления, факты соответствуют нашим потребностям или требованиям общества, они вызывают у нас положительное отношение, положительные эмоции. Если нет, они вызывают отрицательное отношение и соответствующие переживания.

Таким образом, эмоции человека имеют положительный и  отрицательный характер. Положительное отношение человека к чему-либо выражается в таких эмоциях, как удовольствие, радость, счастье, веселье, ликование, любовь. Отрицательное отношение выражается в эмоциях неудовольствия, страдания, пе­чали, горя, отвращения, страха, ненависти, гнева.

Надо отметить, что личная и общественная, социальная оценки эмоций как положительных, так и отрицательных не всегда сов­падают. Например, такие эмоции, как угрызения совести, чувство стыда, переживаются человеком как неприятные, иногда даже мучительные состояния, но с общественной точки зрения они по­лезны, необходимы и следовательно, положительны, так как со­действуют моральному росту личности. Равно и такие эмоции, как ненависть, гнев, отвращение, получают положительную оцен­ку, если они направлены на антиобщественные явления, на вра­гов нашего народа и государства, на расистов и неофашистов.

Эмоции отличаются сложностью и взаимосвязанностью. В не­которых условиях возможно даже одновременное переживание противоположных эмоций. Кончая школу, ученик испытывает и радость, и грусть оттого, что безвозвратно уходят школьные годы. Встречаясь с трудностями, преодоление которых связано с тяже­лыми и неприятными эмоциями, мы одновременно испытываем радостное и бодрое состояние от сознания, что боремся за бла­городные и общественно ценные цели.

Стенические и астенические эмоции. Эмоции можно рас­сматривать и с точки зрения того, вызывают ли они активное или пассивное состояние, повышают или угнетают жизнедеятельность человека. С этой точки зрения эмоции делят на две группы — стенические (от греческого слова «стенос» — сила) и астени­ческие («астенос» — слабость, бессилие). Стенические эмоции повышают активность, энергию и жизнедеятельность, вызывают подъем, возбуждение, бодрость, напряжение. Сердце начинает усиленно работать, кровяное давление повышается, увеличива­ется темп и глубина дыхания. Это радость, боевое возбуждение, «спортивная злость», гнев, ненависть и т. д. Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, угнетают жизнедея­тельность. Дыхание становится более редким, сердце бьется реже и слабее. Это печаль, тоска, уныние, подавленность. Поэтому имеют определенный смысл подобные высказывания врачей: «Веселые люди чаще выздоравливают, чем печальные», «Раны у победителей заживают быстрее и лучше, чем у побежденных». Такие эмоции, как горе и страх, могут проявляться и в стенической, и в астенической форме в зависимости от индивидуальных особенностей человека, в частности типа нервной системы. Напри­мер, у одного человека горе может вызвать беспомощное, угне­тенное состояние, человек буквально цепенеет, у другого горе выражается в бурной реакции. Страх может парализовать одного человека, ослабить его духовные силы. У другого же страх мо­билизует физические и умственные силы, делает его находчи­вым и сообразительным, действия — быстрыми и точными. Да и радость бывает разной. Бурная радость — эмоция стеническая, поскольку она вызывает у человека прилив сил и жажду деятельности. Радость тихая и спокойная обычно расслаб­ляет.

Индивидуальные различия в проявлении эмоций зависят и от волевых качеств человека. Волевой человек всегда стремится овладеть своими эмоциями, не расслабляться под их влиянием, а в ряде случаев и вообще не поддаваться эмоциям, если он осознает их отрицательное общественное значение.

Интенсивность и устойчивость эмоций. В зависимости от си­лы и длительности, устойчивости эмоций различают их отдельные виды, в частности выделяются настроения и аффекты.

Настроение — это относительно слабо выраженное эмоциональ­ное состояние, захватывающее в течение некоторого времени всю личность и отражающееся на деятельности, поведении чело­века. Настроение часто бывает длительным, устойчивым, может продолжаться днями, неделями, месяцами, а иногда захватывать целый период жизни человека. Оно, как и вообще все эмоции, может быть стеническим или астеническим — радостным и пе­чальным, жизнерадостным и вялым, сердитым и добродуш­ным.

Соответствующее настроение вызывается различными собы­тиями, обстоятельствами, а также физическим самочувствием. Причины эти часто не осознаются, и у человека возникает мнение о том, что настроения беспричинны.

Бодрое настроение стимулирует деятельность человека, поло­жительно влияет на окружающих. Бодрое, жизнерадостное наст­роение учителя всегда передается учащимся, а хорошее настрое­ние учащихся повышает их интерес к занятиям, улучшает вос­приимчивость, запоминание материала. Успех в учении, хороший ответ в классе, прекрасно выполненная работа создают у школь­ников длительное приподнятое, радостное настроение и желание работать еще лучше. Вот почему в борьбе с неуспеваемостью бывает очень важно создать для отстающего учащегося такие условия, чтобы он мог получить подряд несколько положитель­ных отметок. Вызванное этим состояние радостной уверенности в себе способствует дальнейшим успехам школьника.

Будучи в плохом настроении (мрачном или угрюмом), чело­век смотрит на мир мрачно. Его все возмущает и сердит: и веселый смех людей, и сосед, неосторожно толкнувший его, и погода, и т. п.

В плохом настроении учиться и трудно, и неинтересно, ма­териал усваивается тяжело, быстро забывается, ученик легко отвлекается от дела, все валится у него из рук, возникает пред­ставление о собственной неполноценности и неспособности.

Настроением можно и должно управлять. Человек должен быть не рабом, а хозяином своего настроения. Плохое настроение можно преодолеть волевыми усилиями. Иногда следует пере­ключиться на такую деятельность, которая приятна, интересна, вызывает подъем, короче — заняться любимым делом. Очень хорошо преодолевается плохое настроение, если человек активно переключается на не очень тяжелый, но приятный физический труд. В результате его у человека обычно создается бодрое жизнерадостное настроение.

Аффект (в переводе с латинского — душевное волнение, воз­буждение) — это кратковременная, бурно протекающая эмоцио­нальная реакция, носящая характер эмоционального взрыва. Та­ковы, например, вспышки гнева, горя, радости. В словоупотреб­лении есть специальные оттенки для обозначения бурных и сильных степеней проявления эмоций (радость — восторг; страх — ужас; горе — отчаяние; гнев — ярость). Аффекты обычно сопро­вождаются двигательным перевозбуждением, но могут, наоборот, вызвать оцепенение, заторможенность речи и полное безучастие (отчаяние, страх). Вызываются аффекты сильными раздражи­телями (словами, поведением других людей, некоторыми обстоя­тельствами) .

Аффект радости могут вызвать крупные достижения в области науки и искусства как результат упорного труда, которыми че­ловек имеет все основания гордиться.

Информация о работе Функции и виды эмоций у человека