Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 15:28, реферат
Эмоции (от французского слова emotion - волнение, происходит от латинского emoveo - потрясаю, волную) - это реакции человека и животных на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называют чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….2
Об эмоциях, их внешнем выражении…………………………………………4
Сущность эмоций и их роль в жизни человека………………………………6
Функции эмоций в жизнедеятельности человека………….………………..13
Эмоции и личность……………………………………………………………18
Управление эмоциями………………………………………………………...20
Заключение…………………………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………….
Филиал негосударственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Московский психолого-социальный институт»
в
г. Рославле Смоленской
области
Реферат
по дисциплине «Общая психология»
на
тему: «Функции и виды
эмоций»
Выполнил студент группы09/ПЗ-21
Специальность «Психология»
Чуенкова Ю. С.
Преподаватель:
Проверил___________________
2010
План:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………
Сущность эмоций и их роль в жизни человека………………………………6
Функции эмоций
в жизнедеятельности человека……
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Эмоции (от французского слова emotion - волнение, происходит от латинского emoveo - потрясаю, волную) - это реакции человека и животных на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называют чувствами (интеллектуальными, эстетическими, нравственными).
По другому можно сказать, что эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Как писал известный
психолог А. Н. Леонтьев - Эмоции выполняют
роль внутренних сигналов. Они являются
внутренними в том смысле что
сами не несут информацию о внешних
объектах, об их связях и отношениях, о
тех объективных ситуациях, в которых
протекает деятельность субъекта. Особенность
эмоций состоит в том, что они непосредственно
отражают отношения между мотивами и реализацией
отвечающей этим мотивам деятельности
Прежде всего, что такое эмоции и зачем они вообще? Как известно, эмоции появились гораздо раньше, чем рациональное мышление. Утверждают, что так называемые «отрицательные» эмоции эволюционно возникли раньше «положительных», т. к. в большей степени способствовали выживанию. Потому и вызываются они у большинства из нас гораздо проще, автоматически. А вот чтобы испытывать и выражать позитивные эмоции, приходится прилагать дополнительные душевные усилия.
Существует восемь основных, базовых эмоциональных состояний, присущих как животным, так и человеку и лежащих в основе всего многообразия человеческих переживаний:
Интересно, что эти эмоции можно объединить в пары:
Известно, что эмоции служат нам своеобразными сигналами о наших внутренних потребностях. Если упрощать, то выглядит это так: появляется какая-то потребность, и существо (животное или человек) чувствует и осознает ее благодаря эмоциям. Далее, испытываемые эмоции вызывают побуждение к действию, направленному на удовлетворение потребности. Если не препятствовать естественным побуждениям, то каждая из эмоций будет вызывать определенные действия, направленные на:
Эмоции
удобно подразделять на положительные
или отрицательные на основе особенностей
их переживания и сенсорных
доверие может быть слепым, радость жестокой, удивление неприятным, гнев может мобилизовать, страх – спасти от смерти, отвращение бывает оправданным, ожидание – и радостным, и тягостным, грусть – и светлой, и тоскливой…
У разных людей проявление эмоций различно, в связи с чем говорят о такой личностной характеристике, как экспрессивность. Чем более выражает человек свои эмоции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем больше у него выражена экспрессивность. Отсутствие внешнего проявления эмоций не говорит об отсутствии эмоций; человек может скрывать свои переживания, загонять их вглубь, что может стать причиной длительного психического напряжения, отрицательно влияющего на состояние здоровья.
Различаются люди и по эмоциональной возбудимости; одни эмоционально реагируют на самые слабые раздражители, другие — только на очень сильные.
Эмоции обладают свойством заразительности. Это значит, что один человек может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся с ним. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или даже паника. Другим свойством эмоций является их способность долгое время храниться в памяти. В связи с этим выделяют особый вид памяти — эмоциональную память.
Сами
по себе эмоции нейтральны. «Положительный»
и «отрицательный» заряд
Итак,
вся наша жизнь – это многократное
повторение цикла ПОТРЕБНОСТЬ –
ЭМОЦИЯ – ДЕЙСТВИЕ – УДОВЛЕТВОРЕНИЕ –
новая ПОТРЕБНОСТЬ и т. д.
Сущность эмоций и их роль в жизни человека.
Эмоции - особый класс свойственных личности психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими изменениями организма. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции, и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются.
Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях. Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кон- чая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.
Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам.
В жизни значительная часть человеческих потребностей формируется воспитанием, прививается обществом (например, культурные потребности). По этой причине многие чувства настолько спаяны с умственной деятельностью, что не существуют вне этой деятельности.
Если человек не осознает опасности, чувство страха не наступает. Зато значительно позже, когда миновавшая опасность осознается, человека может обуять страх, и он буквально холодеет при мысли о том, какой угрозе он подвергался.
Стыд оказался сильнее страха благодаря свойству памяти воскрешать прежние чувства. Это помогало подавлять страх, а впоследствии, видимо, привело к частичной «атрофии страха».
Общественно-историческая практика накладывает отпечаток на биологическое «наследство», доставшееся человеку от предков. По мере того как люди от приспособления к природе переходили к господству над ней, по мере овладения законами социального развития менялась психика человека. Сегодня человек может сознательно выбирать занятия, от которых ждет приятных чувств. Но отрицательные переживания не могут исчезнуть: ведь решение одних проблем создает массу других. Да, собственно, без контрастных переживаний даже самые приятные чувства во многом потеряли бы свою ценность. «Что хорошего в тепле, если холод не подчеркнет всей его прелести?» - писал Дж. Стейнбек.
Горе и скорбь - неотъемлемая часть человеческой жизни. Без этих чувств духовный облик человека стал бы ущербным: «Способность ощущать печаль - одно из свойств настоящего человека. Тот, кто лишен чувства печали, так же жалок, как и человек, не знающий, что такое радость, или потерявший ощущение смешного»,- считал К. Паустовский.