Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:20, курсовая работа
Функционализм же возник и развивался по существу как антитеза структурализму [6; 234]. Функционализм отводил первостепенную роль приобретенным привычкам, позволяющим организму успешно адаптироваться к окружающей среде и эффективно функционировать. Главный вопрос, на который пытались найти ответ функционалисты, - какова функция или цель любого поведенческого акта.
Введение
Глава 1. Становление структурной психологии
1.1 Интроспективная психология сознания В. Вундта;
1.2 Метод «систематической интроспекции» в Вюрцбургской школе (О. Кюльпе);
1.3 Структурализм Э. Титченера; основные понятия структурализма.
Глава 2. Становление функциональной психологии
2.1 Эволюционная теория Ч. Дарвина и новое понимание психических процессов
2.2 Функционализм Ф. Брентано, понятие психических феноменов как актов;
2.3 У. Джеймс и американский функционализм.
Заключение.
Список использованных источников.
Интерес к работам Ф. Брентано и К. Штумпфа перерос в расцвет функциональной психологии в США.
2.3 У. Джеймс и американский функционализм.
В США европейские идеи психологии акта превратились в большое самостоятельное направление – функционализм. У его истоков стоит психология У. Джемса (1842—1910).
Джемс сделал психологию одной из наиболее популярных наук в Америке, он стал первым профессором психологии в Гарвардском университете, создателем первой американской психологической лаборатории (1875) [10; 409].
Результаты научных исследованиях были изложены им в основных трудах «Основы психологии» (1890) и «Учебник психологии» (1892). Джемс занимался многими проблемами - от изучения работы мозга и развития познавательных процессов и эмоций до психологии личности и психоделических исследований. Одним из основных направлений его исследований было изучение сознания.
Сознание существует в форме непрерывного течения, - которое он назвал потоком сознания - и любая попытка разделить его на отдельные элементы или фазы только извращает его суть. Характерной чертой потока сознания является наличие психических обертонов, неопределенных образов, смутных и неотчетливых явлений сознания. Сознание отличается селективностью, т.е. избирательностью: в нем всегда одно состояние выдвигается вперед, другое, наоборот, отходит на задний план в соответствии с тем, что нужно, важно, интересно данному индивиду. Селективность отличает наши переживания, во внешнем мире все предметы имеют одинаковую степень реальности.
В «Основах психологии» Джемса заложен главный принцип американского функционализма: цель психологии - не выявление элементов опыта, а изучение функции приспособления сознания.
Основой психологии Джемс считал биологию. Именно работы Джемса направили психологию от формулировок Вундта в иное русло. Джемс рассматривал психические процессы как полезную, функциональную деятельность живых организмов в их попытках выжить и приспособиться к окружающему миру.
В целом Джемс весьма пессимистически оценивал состояние современной ему психологии, сравнивая ее с кучей сырого фактического материала, считал, что ее нельзя назвать наукой [3; 29].. Но идеи Джемса дали начало новому направлению американской психологии. Его фундаментальная работа «Основы психологии» повернула новую психологию от структурализма к функционализму, положила начало формированию функциональной психологической школы.
В функциональной психологии, в отличие от структурной, не было единого исследовательского подхода. Он оформился и начал развиваться Чикагском университете (Дж. Дьюи, Дж. Р. Энджелл, А. У. Мур, Дж. Г. Мид, Г. Кэрр и др.), другая его ветвь формировалась Робертом Вудвортсом в Колумбийском университете. Колумбия стала академической базой для исследований и двух других представителей функционального направления: Джеймса МакКина Кеттела, чьи разработки психологических тестов стали воплощением духа американского функционализма, и Э. Торндайка, исследования поведения животных которого усилили тенденции функционализма к большей объективности [4; 404].
Американский функционализм просуществовал до 1916 г., после чего перешел в бихевиоризм. Статья Джона Дьюи «Понятие рефлекторной дуги в психологии» (1896) положила начало этому движению.
В 1904 году Д.Р. Энджелл выпустил учебник под названием «Психология» (Psychology), где представлено описание функционального подхода и обозначены главные темы движения функционализма [14; 21].
Энджелл утверждал, что функциональная психология - это учение о фундаментальной полезности сознания. С этой утилитарной точки зрения, сознание - инструмент, с помощью которого организм приспосабливается к требованиям окружающей обстановки. Структуры и функции организма, позволяющие ему приспособиться к среде, существуют потому, что они необходимы для выживания. Поскольку сознание выжило, значит, оно должно играть существенную роль в жизни организма. Функционализм как раз и призван уяснить, в чем состоит роль сознания и таких психических процессов, как суждение и проявление воли.
Из теории Энджелла следовало, функциональная психология - это учение о психофизических связях (разум/тело) в общем контексте взаимоотношений организма с окружающей средой. Функционализм рассматривает все функции разума/тела и утверждает, что фактической разницы между ними нет. По сути, они принадлежат к феноменам одного порядка и легко переходят друг в друга [14; 207].
Вклад функционализма в развитие психологии очень важен, так как именно его представители объективно показали значение поведения, которое наравне с сознанием должно быть включено в предмет психологии. Чикагская школа перенесла акцент с изучения исключительно субъективной мысли, или сознания, на исследование объективного, проявляемого внешне поведения. Не менее важной была и идея целостности, рассмотрение не только сознания и поведения, но и той социальной среды, в которой развивается живое существо. Именно эти положения, так же как методы изучения психической деятельности, разработанные в рамках функционализма, определили пути дальнейшего развития психологии. Функционализм способствовал тому, что американская психология медленно, но верно шла к фокусированию своего внимания только на поведении, оставляя в стороне вопросы мышления. Функционалисты перекинули мост от структурализма к следующему революционному движению - бихевиоризму.
Заключение
Несмотря на острую критику структурализма, Титченер и его сторонники внесли важный вклад в развитие психологии. Предмет исследования структуралистов - сознательный опыт - получил четкое определение. Их методы исследований, основанные на наблюдении, эксперименте и измерении, соответствовали научным традициям того времени. Поскольку сознание лучше всего постигалось человеком при сознательном опыте, лучшим методом его исследования было самонаблюдение.
Интроспекция, понимаемая как словесное описание переживания, по-прежнему используется во многих областях психологии и в наши дни. Самоотчет требуется от людей, находящихся в необычных внешних условиях - таких как, например, состояние невесомости при космических полетах. Отчеты о самочувствии больных, реакция на предлагаемые тесты также являются по своей сути вариантами интроспекции. Интроспективные отчеты, включающие в себя интеллектуальные познавательные процессы - такие, как, например, сложные логические рассуждения, - требуются в различных областях человеческой деятельности. Психологи предприятий изучают интроспективные отчеты сотрудников об их ощущениях при пользовании новой техникой и технологиями с целью исследования путей совершенствования оборудования. Этот и многие другие словесные отчеты, основанные на личном опыте, являются распространенной формой сбора достоверной информации [9; 603].
Прогресс в науке возникает из преодоления старого и отжившего. Положительное влияние теории структурадизма состояло и в том, что она сыграла роль мишени для критики. Структурализм представлял собой сложившееся направление, против которого стали выступать новые школы психологов, обязанные своим существованием именно переосмыслению его основ. Используя структурализм в качестве объекта критики, психология смогла продвинуться за границы, определенные ей системой Титченера.
Энергично оппонируя структурализму, функционалисты сменили акцент с изучения структуры психических элементов на исследование их функций и стали предельно широко определять психологию, включив в изучение психическое развития детей всех возрастов, людей с психическими расстройствами
Функциональный подход дополнил интроспективный метод иными способами получения научных данных: психологическими опытами, тестами, опросами, объективным наблюдением за поведением. Все эти методы, отвергнутые структуралистами, стали важными источниками научной информации для функциональной психологии.
Структура сегодняшней психологии была построена в рамках структуры и на основе руководящих принципов предшествующих психологических школ, в том числе структурализма и функционализма, противостоянию которых была посвящена наша работа.
Список использованных источников.
1. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. Учеб. пособие. – М., 1996. – 416 с.
2. Лучин А.С. История психологии. М.: «Экзамен», 2005. – 287 с.
3. Аткинсон Р.Л. и др. Введение в психологию. Учебник для студентов университетов/Под общ. ред. В.И. Зинченко – СПб.: «Прайм-Еврознак», 2003. – 672 с.
4. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л. Царук / Под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002.- 532с.
5. Марцинковская Т. Д. История психологии : учеб. для студ. псих. и пед. вузов. - 8-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2008. - 539 с.
6. Ждан, А.Н. История психологии: от античности к современности / А.Н. Ждан. – 3-е изд., испр. – М.: Изд-во «Педагогическое общество России», 1999. – 510 с.
7. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. – М., 2000. – 334с.
8. Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: «Прайм-Еврознак», 2003. – 672 с.
9. Зимбардо Ф., Герриг Р. Дж. Психология и жизнь. – СПб.: Питер, 2004, 960 с.
10. Лихи Т. История современной психологии — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 448 с:
11. Матвеева Н.В. История зарубежной психологии: Учебно-методическое пособие для студентов по специальности "Дошкольная педагогика и психология". - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 32 с.
12. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1. – М.: Мир, 1992. – 496 с.
13. .Вундт, В. Психология народов / В. Вундт. – М.: Изд-во «Эксмо». 2002. – 864 с.
14. История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х - середина 30-х годов XX в.): Тексты. – М., 1992.
15. История психологии. ХХ век / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 832 с.
4
Информация о работе Функционализм и структурализм в психологии