Гендерная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 22:11, доклад

Описание

В психологии гендер – это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».
На сегодняшний день довольно остро стоит вопрос взаимоотношения полов. Существует множество работ, посвященных этой проблеме. Всем известно, что вплоть до 19 века женщина не должна была иметь собственного мнения. Считалось, что женщина «ниже» мужчины, основная ее задача – рожать детей и поддерживать порядок в доме. Даже в эпоху Просвещения, когда начали осуществляться идеи освобождения личности, самореализации каждого человека, положение женщин не слишком изменилось.

Работа состоит из  1 файл

гендерная психология.docx

— 17.18 Кб (Скачать документ)

     В психологии гендер – это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина».

     На  сегодняшний день довольно остро  стоит вопрос взаимоотношения полов. Существует множество работ, посвященных  этой проблеме.  Всем известно, что  вплоть до 19 века женщина не должна была иметь собственного мнения. Считалось, что женщина «ниже» мужчины, основная ее задача – рожать детей и поддерживать порядок в доме. Даже в эпоху  Просвещения, когда начали осуществляться идеи освобождения личности, самореализации каждого человека, положение женщин не слишком изменилось. Женщина всегда репрезентировала худшую, порочную сторону  человеческой души. Женщину необходимо угнетать, извращать ее природную  сущность.

     На  протяжении длительного времени  женская инстинктивная природа  подвергалась гонениям, грабежу и  измывательствам. Первозданную мудрую, сильную и страстную женскую  душу объявили не причастной к мудрости, слабой и порочной. Более того, женское  начало подобно смертельно опасному заболеванию: стоит только дать ему  немного свободы, и оно проникнет  во все, что есть хорошего в этом мире и разрушит изнутри. Женщина  – главный враг целостности.

     Кульминацией  такого губительного отношения к  женщине можно считать Средневековье. Христианская идея грехопадения довела до абсурда идею порочности женщины. На самом деле искуситель не змей, а  Ева. Она слаба и порочна, она  склоняет Адама к греху. Таким  образом, женщина опять оказывается  источником всех бед. 

     Все эпохи в той или иной степени  характеризуются отрицательным  отношением к женщине. До недавнего  времени недостойность женщины  была общепризнанна в массе. 

     Логично начать с поиска причины угнетения  женщин в Древней Греции. Постараемся  найти идейное обоснование такой  ситуации. 

     В Греции женщина практически не участвовала  в общественной жизни. В греческих  полисах (городах-государствах) женщины  никогда не имели гражданства (т. е. фактически приравнивались к рабам), не обладали властью распоряжаться  имуществом (исключением была Спарта), целиком находясь под опекой мужчин. Опекуном до замужества являлся отец либо ближайший родственник-мужчина, после замужества вся власть переходила к законному супругу.

     Конечно, образ женщины в эпоху античности будет неполным, если ограничиться описанием женского социального  бесправия и мужского произвола. Древние памятники искусства  и литературы свидетельствуют о  том, что античный идеал красоты  нашел свое отображение в том числе и в женских скульптурах, изображавших красоту и совершенство женского тела. Греки считали, что женщины способны вдохновлять мужчин, влиять на мужское поведение. Правда, большей частью это относилось к гетерам, "спутницам", которые специально привозились из других краев для увеселительных приемов греческих мужчин, чьи жены не имели возможности разделить мужское веселье. Кстати сказать, супружеская измена и в Древнем Риме каралась смертью. Естественно, если изменяла женщина.

     Аристотель  утверждает неравенство полов, замечает, что причиной этого является качественная разница между полами, которая  предполагает большую значимость мужчины, чем женщины : "...есть ли у них (женщин) добродетели, должна ли женщина быть скромной, мужественной и справедливой?.. И если обоим этим существам должно быть свойственно совершенство, то почему одно из них предназначено раз и навсегда властвовать, а другое - быть в подчинении? И это отличие не может основываться на большей или меньшей степени совершенства, присущего тому и другому существу, так как сами понятия "быть в подчинении" и "властвовать" отличаются одно от другого в качественном, а не количественном отношении". Иными словами, мужчина не просто сильнее, умнее и т.д., он качественно лучше, поэтому его природа предназначена для того, чтобы властвовать, тогда как природа женщины побуждает ее подчиняться. В заключении данного сравнительного анализа Аристотель цитирует трагика Софокла: "И например, слова поэта о женщине: "Убором женщине молчание служит" - в одинаковой степени должны быть приложимы ко всем женщинам вообще, но к мужчине они уже не подходят"...  

     На  ранних этапах развития философии (в  античной натурфилософии 6-5 веков д.н.э.) гендерная проблематика рассматривалась  исключительно в контексте проблем  натурфилософии, где гендерные характеристики — мужское и женское — являются лишь двумя чередующимися и дополняющими друг друга началами. Их характеристики проявляются в природе основных космических полярностей, посредством  которых задается как структура  космического целого, так и бытия  человека — день/ночь, светлое/темное, жизнь/смерть, правое/левое, верх/низ  и др. Механизмом взаимодействия мужского и женского в натурфилософии являются не отношения господства/ подчинения, а отношения функциональных различий между ними, определяющие смену рождения и смерти, социальные и биологические  ритмы в общем процессе космической жизни.

     Затем в логике философского мышления на первый план выходит бинарная оппозиция  разума и тела. Разум ассоциируется с рядом позитивных характеристик, носителем которых выступает мужское начало (духовность, сознание, рациональность, активность, внешнее), а тело — с серией негативных характеристик, которые представлены женским началом (чувственность, бессознательное, нерациональность, пассивность). Такая логика, в которой мужское является субъектом, а женское — объектом, является основой патриархальной метафизики в целом. Бесполый приоритет разума-логоса в ней на самом деле неразрывно связан с приоритетом мужского начала и присущих ему атрибутов и характеристик.

     Можно сказать, что с помощью данной бинарной логической конструкции патриархальное мышление находит оправдание угнетения  и подавления женщин в обществе. В результате женщины в метафизике репрезентированы как несовершенные, болезненные, нерациональные и, в то же время, непокорные существа, неспособные  осуществлять сознательный контроль над  своими телами и действиями. Женская  сексуальность и репродуктивная способность делают женщин подверженными  различным телесным и духовным порокам, поэтому они нуждаются в особом контроле. Женские тела рассматриваются  как неспособные к мужским  достижениям, поскольку являются физически  более слабыми, склонными к непредсказуемости. Другими словами, женское тело в  патриархальной философской традиции определяется как стихийное и  деструктивное природное начало, влияние которого на культуру несет  в себе угрозу и должно быть нейтрализовано. Именно поэтому на протяжении длительного  исторического периода в интеллектуальной истории человечества господствует установка, которая позже получила название мизогинии (то есть женоненавистничества) — нейтрализация и исключение женского из системы рационального философского мышления и из системы организации общественной жизни.  

     Таким образом, можно сказать, что античность, идеал всей последующей европейской  культуры, в гендерном аспекте не может быть названа эталоном. Мужчины в общей массе не считали женщин равноправными гражданами.  

     Считается, что в современном мире вопрос дискриминации по половому признаку не актуален. Действительно, с одной  стороны, женщина теперь свободна, равна  мужчине в социальном и политическом плане, с другой стороны, этому вопросу  посвящено уже столько работ, что, казалось бы, говорить здесь уже  не о чем. Но проблема мизогинии еще не решена. Более того, мы скорее отдалились от ее решения. Да, теперь мы можем ходить в брюках, голосовать, строить карьеру, говорить то, что хочется, выходить замуж за кого хотим. Но это не истинная свобода. Истинная свобода – быть собой, вернуться к естественным началам, снова стать Первозданными Женщинами. Долгое время женское начало подавлялось, женщинам внушали, что это стыдно. Говорили, что женское начало разрушительно, противопоставляли его созидательному мужскому началу. Даже сегодня женщина внутренне подавлена и угнетена осознанием этого. Она постоянно чувствует вину просто за то, что она женщина. С моей точки зрения, что единственный способ освободить женщину – разобраться в истоках и первоначальных проявлениях угнетения женщины, поэтому я и обратилась к этой теме.

Информация о работе Гендерная психология