Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 15:18, дипломная работа
Креативность понимается как способность к умственным преобразованиям и творчеству, умение отказываться от стереотипных способов мышления. Креативность характеризуется оригинальностью мышления, семантической и образной адаптивной гибкостью, способностью к восприятию дисгармонии, недостатков.
Гендерные особенности креативности
Креативность понимается как способность к умственным преобразованиям и творчеству, умение отказываться от стереотипных способов мышления. Креативность характеризуется оригинальностью мышления, семантической и образной адаптивной гибкостью, способностью к восприятию дисгармонии, недостатков.
М. Костик (Kostik, 1954) и Е. Хилгард с соавторами (E. Hilgard et al., 1954) выявили преимущество лиц мужского пола (выпускников школы и студентов) в переносе обучения (применении навыков и знаний к новым ситуациям). Е. Свини (E. Sweeney, 1953) обнаружил значительное превосходство мужчин в "переструктуризации", т. е. отказе от первоначального подхода и организации фактов по-новому. Это было выявлено на мужских и женских группах, уравненных по общим умственным, вербальным и математическим способностям.
А. В. Ассовская, Л. А. Цветкова и Т. Г. Яничева (1997) изучали креативность младших школьников (8-9 лет) обоего пола. Авторы установили, что высокий уровень креативности имели 45 % мальчиков и лишь 20 % девочек; в то же время низкий уровень был у 50 % девочек и 23 % мальчиков.
"Детей на занятии
спросили, для чего можно использовать
кирпич. Первый ответ лежал на
поверхности - конечно, чтобы построить
дом. Дальше девочки подняли
руки и началось... Из кирпича
можно построить "гараж", "а
еще забор", "а еще сарай"...
Наконец тема строительства
Конечно, это не значит, что ни одна девочка не выдвинет новой идеи, но тенденция здесь очень четкая" (В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман, с. 24).
Н. В. Гаврюшкина (2001) изучала креативность у мальчиков и девочек 9-12 лет и получила несколько иные данные: невербальная креативность одинакова у мальчиков и девочек, а вербальная креативность выше у девочек и за счет ее у них же выше и общая креативность (рис. 5.3).
(* - значимые различия по f-критерию Стьюдента)
Рисунок 1.- Креативность в группах мальчиков и девочек
Таким образом, возможно, что выраженность креативности у лиц мужского и женского пола определяется видом креативности.
Н. Е. Кузьмина (1996) изучала креативность детей и нашла, что креативность мальчиков более четко распознается другими людьми, менее зависит от особенностей восприятия. Креативность же девочек не связана напрямую с успешностью в общении. Однако с повышением креативности повышается и их статус в группе.
Вышеприведенные авторы установили, что креативность влияет на свойства личности. По данным А. В. Ассовской с соавторами, при наличии высокого уровня креативности у тех и других мальчики более тревожны, чем девочки. Н. Е. Кузьмина показала, что креативные мальчики проявляют б о льшую эмпатийность, дружелюбие, воспринимают другого человека как ценность, проявляют б о льшую устойчивость к критике. У девочек связи креативности с характеристиками личности выражены гораздо слабее.
А. Моль (1909) обследовал 660 мальчиков и 662 девочки в возрасте от 5 лет 9 месяцев до 6 лет 9 месяцев и выявил, что понятие круга, треугольника, квадрата лучше известно девочкам. Мальчики в этом возрасте лучше знают животных, минералы, общественные явления. В последующем это подтвердили и другие авторы.