Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:45, реферат
Сфера профессиональной деятельности – одна из важнейших областей жизнедеятельности человека, где он развивается как личность и индивидуальность, получает материальные и психологические средства для существования и самоосуществления. В профессиональной деятельности человек имеет возможность раскрыть и проявить свои способности, личностные и профессиональные качества. Эта деятельность позволяет добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей и общества в целом и получить подтверждение в виде определенной компенсации. Весь период взрослости человека протекает при активном вовлечении в профессиональную деятельность, и это касается не только мужчин, но и подавляющего числа женщин.
Гендерные проблемы профессиональных отношений
Сфера профессиональной деятельности – одна из важнейших областей жизнедеятельности человека, где он развивается как личность и индивидуальность, получает материальные и психологические средства для существования и самоосуществления. В профессиональной деятельности человек имеет возможность раскрыть и проявить свои способности, личностные и профессиональные качества. Эта деятельность позволяет добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей и общества в целом и получить подтверждение в виде определенной компенсации. Весь период взрослости человека протекает при активном вовлечении в профессиональную деятельность, и это касается не только мужчин, но и подавляющего числа женщин. Существующие в обществе стереотипы, отражающие представление о том, что главными социальными ролями женщины являются семейные, а не профессиональные и что удел женщин – обслуживающий и исполнительский, а не творческий, созидательный труд, активно способствуют созданию ситуации доминирования мужчин в сфере профессиональной деятельности. Существующее в обществе явление профессиональной сегрегации по признаку пола выступает наглядным отражением действия стереотипов о приоритетности профессиональной деятельности для мужчин, а не для женщин.
Понятие "профессиональная сегрегация" связано с анализом ассиметричного размещения женщин в профессиональной структуре и вызванных этим неравенств в отношении оплаты труда мужчин и женщин и в отношении других профессиональных характеристик. Различают вертикальную и горизонтальную профессиональную сегрегацию.
Горизонтальная профессиональная сегрегация – это неравномерное распределение мужчин и женщин как работников в различных профессиональных отраслях. Существует много профессий, стереотипно воспринимаемых как "мужские" или "женские"», Например, профессии няни, медсестры, школьной учительницы, воспитателя, повара в детских учреждениях, библиотекаря, секретаря воспринимаются исключительно как женские, профессии водителя, военного, бизнесмена, финансиста признаны "мужскими". Женщины в нашей стране в основном работают в отраслях непроизводственной сферы, труд в этой сфере малопрестижен и малооплачиваем. Это торговля и общественное питание, здравоохранение и социальное обеспечение, образование и культура. Мужчины концентрируются, как правило, в престижных и высокооплачиваемых профессиональных отраслях: управление, предпринимательство, сфера бизнеса, политика, финансовые структуры. В последние годы средняя зарплата в феминизированных секторах экономики составляет одну треть от уровня секторов с доминирующей занятостью мужчин (Посадская А.И., 1996). Когда определенные профессии получают полотипизированные характеристики ("мужские" и "женские" профессии), происходит процесс феминизации или маскулинизации профессий, приводящий к возникновению барьеров для проникновения женщин в "мужские" профессии, и мужчин в "женские".
Однако существующая социополовая структура профессиональной деятельности может быть изменена, ибо деление профессий на "мужские" и "женские" социально сконструировано, и значит, поддается изменению. Например, профессия врача в нашей стране считается "женской", тогда как в западном обществе данная профессия представлена в основном мужчинами. Это связано со статусом профессии в обществе и уровнем оплаты. Профессия врача в развитых странах является высокопрестижной и высокооплачиваемой, поэтому там она преимущественно "мужская". В нашей стране профессия врача не очень престижна и малооплачиваема, поэтому у нас – это "женская" профессия.
До перестройки в нашей
стране профессии бухгалтера и экономиста
были "женскими". В последние
годы престиж этих профессий существенно
повысился, они стали неплохо
оплачиваемыми и поэтому
Вертикальная профессиональная сегрегация действует в рамках одной и той же профессиональной группы. Существующая внутренняя система стратификации в рамках одной профессии способствует тому, что мужчины по сравнению с женщинами занимают более высокие статусные позиции в рамках профессии. Так, например, чем выше статус врача, тем вероятнее, что данную работу выполняет мужчина (заведующий отделением клиники, заведующий кафедрой в вузе – как правило, мужчина, участковый врач – женщина). Среди преподавателей в системе высшего образования мужчин намного больше, чем в системе среднего и начального образования, потому что работа в высшей школе более престижна и лучше оплачивается.
Известно, что свой профессиональный путь мужчины и женщины обычно начинают с одинаковых статусных позиций, но мужчины затем существенно быстрее, чем женщины, продвигаются по служебной лестнице. Может быть, это объясняется тем, что женщины не стремятся повышать свою квалификацию? Существует определенное количество женщин, не ориентированных на профессиональный рост, но даже те, кто повышает свою квалификацию, далеко не всегда имеют возможность повысить свой профессиональный статус. Так, по данным социологического обследования труда и быта российских женщин только 57,3%, из опрошенных, считают, что их квалификация соответствует выполняемой работе, а 25,2% считают, что их квалификация вообще не соответствует выполняемой ими работе. Даже десятилетний стаж работы не приносит удовлетворяемых результатов при сравнении полученной квалификации и выполняемой работы. 30% женщин со стажем работы от 5 до 10 лет не удовлетворены данным сравнением. У 65,4 % опрошенных женщин после обучения на курсах повышения квалификации ничего не изменилось в производственной ситуации. Причем 91,2% женщин не были повышены в должности, 88,3% – в разряде и 81,3% не получили повышения в заработной плате (Калабихина И., 1995).
Вопреки конституционным
нормам, провозглашенным нашим
Гендерное неравенство при распределении ролей в семье и в сфере занятости находится в определенной корреляции. Чаще всего именно загруженность домашней работой, семейными обязанностями и связанный с этим недостаток образования и профессионального опыта ставят женщину в ущемленное положение на рынке труд». Стремясь совместить значительную нагрузку в семье и работу вне дома, женщины соглашаются на менее привлекательный труд и жертвуют своей карьерой.
Существующие стереотипы о большей значимости для женщин семейной, а не профессиональной сферы деятельности сыграли определенную роль в сложившейся ситуации женской безработицы. Известно, что число безработных женщин существенно превышает число безработных мужчин. В России доля женщин среди зарегистрированных безработных составляет 72,2% (Калабихина И., 1995). При этом безработные женщины имеют значительно более высокий уровень образования по сравнению с безработными мужчинами. В "группу риска" (т.е. тех, для кого вероятность стать и, надолго остаться безработным, особенно высока) входят молодые женщины с малолетними детьми, а также женщины старше 45 лет, которых как работников предпенсионного возраста не желают принимать на работу. И тех, и других первыми увольняют в связи с сокращением штатов или ликвидацией предприятия. Острота проблемы женской безработицы заключается еще и в том, что одни и те же меры экономической политики оказывают различное воздействие на положение мужчин и женщин в сфере занятости. В результате при равных формальных условиях, зафиксированных в законодательстве о занятости, мужчины и женщины имеют неравные шансы, как в отношении потери рабочего места, так и возможностей переквалификации и трудоустройства (Хоткина З.А., 1996).
Женская безработица выступает
как свидетельство
Рассмотрим результаты зарубежных исследований, подтверждающие устойчивость гендерных стереотипов, связанных с профессиональной деятельностью мужчин и женщин.
Студентам предъявлялась фотография группы выпускников университета, работающих в одной команде над исследовательским проектом. В команде было двое мужчин и три женщины. Надо было ответить на вопрос: "Кто из участников команды внес наибольший интеллектуальный вклад в данный проект?" Каждый из мужчин выбирался на роль лидера в три раза чаще, чем все женщины, вместе взятые. Это стереотипное представление о мужчине как о лидере в равной степени было характерным не только для мужчин, но и для женщин (Майерс Д., 1997).
Исследовательница Гольдберг
обнаружила предубежденность женщин против
самих себя в сфере научной
деятельности. В ее работе выяснилось,
что студентки колледжей
В последние годы и в нашей стране стали проводиться исследования, подтверждающие устойчивость стереотипных представлений, связанных с профессиональной деятельностью женщин. Так в исследовании, проведенном Л.Ю. Бондаренко (1997) в Сибири, (объем выборки 1 тысяча человек) 2/3 мужчин и половина женщин на вопрос о женской миссии в обществе согласились с "естественным женским предназначением". Кроме того, опрос показал, что относительно работающей женщины существуют негативные установки. Например, 51% респондентов-мужчин и 37% женщин считают, что занятость последних негативно влияет на детей; 40% мужчин и столько же женщин полагают, что существует прямая зависимость между работой женщин и ростом преступности в обществе; 50% мужчин и 25% женщин осуждают женщину, которая работает ради собственной карьеры.
В США, наоборот, опросы общественного
мнения за последние несколько
По результатам исследования, проведенного в США в 1993 г, за традиционное разделение ролей высказались 40% мужчин и 45% женщин (Бондаренко Л.Ю., 1997).
Таким образом, опираясь на анализ публикаций по гендерной проблематике, можно заключить, что в нашей стране гендерные стереотипы относительно традиционных ролей мужчин и женщин менее подвержены изменениям, чем в развитых западных странах.
Развитие цивилизации
– это постоянное увеличение возможностей
человека, в том числе и социальных.
Распространенные в обществе представления
о феномене пола как детерминанте
социальной роли и психологического
поведения существенно
Информация о работе Гендерные проблемы профессиональных отношений