Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:43, реферат
Социально-экономическое благополучие страны во многом зависит от вклада, который население вносит в развитие ее индустриальных и интеллектуальных ресурсов, от степени реализации личного потенциала каждого человека в профессионально-личностной сфере.
В настоящее время в современном обществе особое вниманием уделяется проблемам профессионального развития. Научное знание о закономерностях и особенностях развития профессионально-необходимых качеств, включая особенности активизации интеллектуального потенциала, позволит повысить эффективность образовательных программ и технологий.
Введение
1.Генетическая программа человека
2. Интеллектуальные способности: определение и классификация
3.Факторы, влияющие на развитие интеллектуальных способностей
Заключение
Список использованной литературы
При факторно - аналитических исследованиях постоянно рождаются новые специфические факторы, описывающие работу интеллекта. Однако чем шире диапазон используемых тестов, тем нагляднее при факторном анализе полученных результатов выделяется G-фактор.
3. Факторы, влияющие на развитие интеллектуальных способностей
Различия в интеллектуальных способностях появляются в результате сложных взаимодействий между наследственностью и средой, в которой живет конкретный человек. Наследственные влияния передаются через гены, которые индивид получает от родителей и которые отвечают за формирование существенных для развития интеллекта биологических структур, прежде всего нервной системы. Влияние внешней среды – это то, что человек получает от момента зачатия до смерти, включая пищу, культурную информацию, социальный опыт и многое другое. Попытка разделить генетические влияния и воздействие среды практически невозможна, та как они взаимосвязаны – гены проявляют свое действие в контексте влияния среды, а факторы среды всегда действуют через биологические структуры, которые развиваются и регулируются в соответствии с заложенной в них генетической информацией.
На уровень интеллектуальных способностей влияют многие факторы среды, начиная от социальных и культурных условий и заканчивая физико-химическими воздействиями. Один из таких факторов – обучение. Определенные вещества, воздействующие во внутриутробном периоде, тоже могут влиять на последующее развитие интеллекта. Кроме того, было отмечено, что отрицательно влияют на интеллект и некоторые вещества, воздействующие после рождения. В каждом из таких случаев была установлена связь между факторами среды и показателями интеллекта, однако механизмы действия этих факторов изучены недостаточно.
Развитие интеллектуальных способностей определяется также наследственностью. Существует ряд генетически обусловленных заболеваний, например фенилкетонурия и синдром Дауна, которые вызывают множество поведенческих или физических отклонений и приводят к низкому IQ. Эффект наследственности можно оценить путем сравнения монозиготных (однояйцовых) и дизиготных (разнояйцовых) близнецов. Монозиготные близнецы развиваются из одной яйцеклетки и, таким образом, генетически идентичны. Дизиготные близнецы развиваются из разных яйцеклеток и потому не более сходны между собой генетически, чем любые другие братья и сестры. Если интеллект или какой- то другой признак определяется наследственностью, то монозиготные близнецы должны оказаться ближе друг другу, чем дизиготные, и чем чаще наблюдается сходство по данному признаку у монозиготных близнецов в сравнении с дизиготными, тем сильнее влияние наследственности. Генетики используют этот подход для изучения того, в какой степени наследуются физические или поведенческие особенности; наследуемость (h2) определяется как та часть общей варьируемости параметра, например IQ, которая связана с генетическими факторами в пределах данной популяции и в данных условиях окружающей среды; h2 может иметь значение от 0, что указывает на отсутствие генетического влияния, до 1, означающей, что все индивидуальные вариации связаны с генетическими различиями или с факторами, тесно коррелирующими с генетическими различиями. Хотя оценки h2 для IQ в разных исследованиях не вполне совпадают, в целом существует согласие, что h2 составляет приблизительно 0,5, т.е. примерно половина различий в индивидуальных IQ определяется генетическими факторами. Более того, h2 выше у подростков и взрослых, чем у детей, что означает усиление роли наследственных факторов по мере развития индивида.
Поскольку развитие интеллектуальных способностей зависит от множества
генетических и средовых факторов, неудивительно,
что причины различий IQ у разных индивидов
и в разных популяциях чаще всего остаются
неясными. Однако есть определенный прогресс
в понимании ряда специфических случаев.
Так, низкий уровень выполнения заданий,
требующих вербальных навыков, бывает
связан с недостатком соответствующей
лингвистической практики (например, у
выходцев из Латинской Америки) или с рядом
заболеваний (например, частыми ушными
инфекциями у детей эскимосов). Имеются
также доказательства того, что половые
различия в способности к пространственной
ориентации отчасти обусловлены влиянием
мужских половых гормонов на развивающийся
мозг. Для более полного объяснения стойких
различий в IQ между группами, выделяемыми
по половому, расовому и иным признакам,
необходимо продолжать исследования социальных
и биологических особенностей таких групп,
а также учитывать разницу в получаемом
образовании.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время проблема исследований интеллектуальных способностей является с одной стороны, наиболее изучаемой и распространённой, с другой стороны, остаётся самой дискуссионной. Так, например, до настоящего момента не сложилось единого определения интеллекта, хотя это понятие активно используются в различных областях науки.
По итогам проведенного исследования сделаем следующие выводы:
Интеллектуальные способности человека представляют собой чрезвычайно многофакторную величину. Они определяет как социальную полезность человека, так и его индивидуальные особенности, служат главным проявлением разума. По сути, интеллект то, что отличает и выделяет нас из мира животных, что придает особую значимость человеку, что позволяет ему динамически изменять окружающий мир, перестраивая среду под себя, а не приспосабливаться к условиям быстро меняющейся действительности. Рассмотрели факторные и иерархические модели интеллекта.
Определили что наследственность и среда, в которой живет конкретный человек – являются основными факторами от которых зависит природа интеллектуальных способностей. Наследственные влияния передаются через гены, которые индивид получает от родителей. Влияние внешней среды – это то, что человек получает от момента зачатия до смерти, включая пищу, культурную информацию, социальный опыт и многое другое. Разделить генетические влияния и воздействие среды практически невозможно, та как они взаимосвязаны – гены проявляют свое действие в контексте влияния среды, а факторы среды всегда действуют через биологические структуры, которые развиваются и регулируются в соответствии с заложенной в них генетической информацией.
Список использованной литературы:
3. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – М.: Барс; Томск: Из-во Том ун-та, 1997. – 392 с.
4. М.Вертгеймер Психология
5. Г.Ю.Айзенк Узнай свой
6. В.Н.Дружинин Психология общих
способностей.СПб.:Питер,1999г.
7. Г.С.Абрамова Практическая
Информация о работе Генетическая программа человека и природа интеллектуальных способностей