Генетическая программа человека и природа интеллектуальных способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:43, реферат

Описание

Социально-экономическое благополучие страны во многом зависит от вклада, который население вносит в развитие ее индустриальных и интеллектуальных ресурсов, от степени реализации личного потенциала каждого человека в профессионально-личностной сфере.
В настоящее время в современном обществе особое вниманием уделяется проблемам профессионального развития. Научное знание о закономерностях и особенностях развития профессионально-необходимых качеств, включая особенности активизации интеллектуального потенциала, позволит повысить эффективность образовательных программ и технологий.

Содержание

Введение
1.Генетическая программа человека
2. Интеллектуальные способности: определение и классификация
3.Факторы, влияющие на развитие интеллектуальных способностей
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КСЕ.doc

— 73.50 Кб (Скачать документ)

При факторно - аналитических  исследованиях постоянно рождаются новые специфические факторы, описывающие работу интеллекта. Однако чем шире диапазон используемых тестов, тем нагляднее при факторном анализе полученных результатов выделяется G-фактор.

3. Факторы, влияющие на развитие интеллектуальных способностей

 

Различия в интеллектуальных способностях появляются в результате сложных взаимодействий между наследственностью и средой, в которой живет конкретный человек. Наследственные влияния передаются через гены, которые индивид получает от родителей и которые отвечают за формирование существенных для развития интеллекта биологических структур, прежде всего нервной системы. Влияние внешней среды – это то, что человек получает от момента зачатия до смерти, включая пищу, культурную информацию, социальный опыт и многое другое. Попытка разделить генетические влияния и воздействие среды практически невозможна, та как они взаимосвязаны – гены проявляют свое действие в контексте влияния среды, а факторы среды всегда действуют через биологические структуры, которые развиваются и регулируются в соответствии с заложенной в них генетической информацией.

На уровень интеллектуальных способностей влияют многие факторы среды, начиная от социальных и культурных условий и заканчивая физико-химическими воздействиями. Один из таких факторов – обучение. Определенные вещества, воздействующие во внутриутробном периоде, тоже могут влиять на последующее развитие интеллекта. Кроме того, было отмечено, что отрицательно влияют на интеллект и некоторые вещества, воздействующие после рождения. В каждом из таких случаев была установлена связь между факторами среды и показателями интеллекта, однако механизмы действия этих факторов изучены недостаточно.

Развитие интеллектуальных способностей определяется также наследственностью. Существует ряд генетически обусловленных заболеваний, например фенилкетонурия и синдром Дауна, которые вызывают множество поведенческих или физических отклонений и приводят к низкому IQ. Эффект наследственности можно оценить путем сравнения монозиготных (однояйцовых) и дизиготных (разнояйцовых) близнецов. Монозиготные близнецы развиваются из одной яйцеклетки и, таким образом, генетически идентичны. Дизиготные близнецы развиваются из разных яйцеклеток и потому не более сходны между собой генетически, чем любые другие братья и сестры. Если интеллект или какой- то другой признак определяется наследственностью, то монозиготные близнецы должны оказаться ближе друг другу, чем дизиготные, и чем чаще наблюдается сходство по данному признаку у монозиготных близнецов в сравнении с дизиготными, тем сильнее влияние наследственности. Генетики используют этот подход для изучения того, в какой степени наследуются физические или поведенческие особенности; наследуемость (h2) определяется как та часть общей варьируемости параметра, например IQ, которая связана с генетическими факторами в пределах данной популяции и в данных условиях окружающей среды; h2 может иметь значение от 0, что указывает на отсутствие генетического влияния, до 1, означающей, что все индивидуальные вариации связаны с генетическими различиями или с факторами, тесно коррелирующими с генетическими различиями. Хотя оценки h2 для IQ в разных исследованиях не вполне совпадают, в целом существует согласие, что h2 составляет приблизительно 0,5, т.е. примерно половина различий в индивидуальных IQ определяется генетическими факторами. Более того, h2 выше у подростков и взрослых, чем у детей, что означает усиление роли наследственных факторов по мере развития индивида.

Поскольку развитие интеллектуальных способностей зависит от множества генетических и средовых факторов, неудивительно, что причины различий IQ у разных индивидов и в разных популяциях чаще всего остаются неясными. Однако есть определенный прогресс в понимании ряда специфических случаев. Так, низкий уровень выполнения заданий, требующих вербальных навыков, бывает связан с недостатком соответствующей лингвистической практики (например, у выходцев из Латинской Америки) или с рядом заболеваний (например, частыми ушными инфекциями у детей эскимосов). Имеются также доказательства того, что половые различия в способности к пространственной ориентации отчасти обусловлены влиянием мужских половых гормонов на развивающийся мозг. Для более полного объяснения стойких различий в IQ между группами, выделяемыми по половому, расовому и иным признакам, необходимо продолжать исследования социальных и биологических особенностей таких групп, а также учитывать разницу в получаемом образовании.  

 

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время проблема исследований интеллектуальных способностей является с одной стороны, наиболее изучаемой и распространённой, с другой стороны, остаётся самой дискуссионной. Так, например, до настоящего момента не сложилось единого определения интеллекта, хотя это понятие активно используются в различных областях науки.

По итогам проведенного исследования сделаем следующие  выводы:

Интеллектуальные способности человека представляют собой чрезвычайно многофакторную величину. Они определяет как социальную полезность человека, так и его индивидуальные особенности, служат главным проявлением разума. По сути, интеллект то, что отличает и выделяет нас из мира животных, что придает особую значимость человеку, что позволяет ему динамически изменять окружающий мир, перестраивая среду под себя, а не приспосабливаться к условиям быстро меняющейся действительности. Рассмотрели факторные и иерархические модели интеллекта.

Определили что  наследственность и среда, в которой живет конкретный человек – являются основными факторами от которых зависит природа интеллектуальных способностей. Наследственные влияния передаются через гены, которые индивид получает от родителей. Влияние внешней среды – это то, что человек получает от момента зачатия до смерти, включая пищу, культурную информацию, социальный опыт и многое другое. Разделить генетические влияния и воздействие среды практически невозможно, та как они взаимосвязаны – гены проявляют свое действие в контексте влияния среды, а факторы среды всегда действуют через биологические структуры, которые развиваются и регулируются в соответствии с заложенной в них генетической информацией.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Богоявленская Д.В. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону.1983. – 172 с.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М: Педагогика, 1991. – 480 с.

3. Холодная М.А. Психология  интеллекта: парадоксы исследования. – М.: Барс; Томск: Из-во Том  ун-та, 1997. – 392 с.

4. М.Вертгеймер Психология продуктивного  мышления. М.:Прогресс, 1987.– 336 с.

5. Г.Ю.Айзенк Узнай свой собственный  IQ. Кострома:Ай Кью ,1995г. – 90 с.

6. В.Н.Дружинин Психология общих  способностей.СПб.:Питер,1999г. – 368 с.

7. Г.С.Абрамова Практическая психология. Екатеринбург: Деловая Книга, 1999г.  – 512 с.




Информация о работе Генетическая программа человека и природа интеллектуальных способностей