Генштальттерапия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:34, реферат

Описание

Метод, созданный американским психологом Ф. Перлзом под влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма, психоанализа, получил большую практическую популярность. Ф. Перлз перенес закономерности образования фигуры, установленные в гештальтпсихологии в сфере восприятия, в область мотивации человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование мотивационной сферы осуществляется (по Перлзу) по принципу саморегуляции организма.

Работа состоит из  1 файл

Гештальттераппия.docx

— 20.33 Кб (Скачать документ)

^ 6. Гештальттерапия Ф. Перлза

 

 Метод, созданный американским  психологом Ф. Перлзом под влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма, психоанализа, получил большую практическую популярность. Ф. Перлз перенес закономерности образования фигуры, установленные в гештальтпсихологии в сфере восприятия, в область мотивации человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование мотивационной сферы осуществляется (по Перлзу) по принципу саморегуляции организма.

 

 Согласно гештальттерапии организм рассматривается как единое целое, и любой аспект поведения может быть проявлением целостного бытия человека. Человек является частью более широкого поля: организм - среда. У здоровой личности граница со средой является подвижной: возникновение определенной потребности требует "контакта" со средой и формирует гештальт, удовлетворение потребности завершает гештальт и требует "отхода" от среды. У невротической личности процессы "контакта" и "ухода" являются сильно искаженными и не обеспечивают адекватного удовлетворения потребностей.

 

 Ф. Перлз рассматривал личностный рост как процесс расширения зон самоосознавания, что способствует саморегуляции и координирует равновесие между внутренним миром и средой. Он выделял три зоны сознавания:

 

1 Внутреннюю - явления и процессы, происходящие в нашем теле.

 

2. Внешнюю - внешние события, которые отражаются сознанием.

 

3. Среднюю - фантазии, верования, отношения.

 

 В гештальттеории различают пять механизмов нарушения процесса саморегуляции: 1) интроекцию; 2) проекцию; 3) ретрофлексию; 4) дефлексию; 5) конфлуенцию.

 

 При интроекции человек  усваивает чувства, взгляды, убеждения,  оценки, нормы, образцы поведения  других людей, которые, вступая  в противоречие с собственным  опытом, не ассимилируются его  личностью. Проекция - прямая противоположность  интроекции. При проекции человек  отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют  его "Я-концепции". Образующиеся в результате проекции дыры заполняются интроектами. "Он делает другим то, в чем сам их обвиняет".

 

Ретрофлексия - поворот на себя - наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и  тогда энергия, предназначенная  для манипулирования во внешней  среде, направляется на самого себя. Дефлексия - уклонение от реального контакта. Человек, для которого характерна дефлексия, избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме болтливости, ритуальности, условности поведения, тенденции "сглаживания" конфликтных ситуаций.

 

Конфлуенция (или слияние) - выражается в стирании границ между "Я" и окружением. Такие клиенты с трудом отличают свои мысли, чувства и желания от чужих. Для людей с конфлуенцией характерно при описании собственного поведения употребление местоимения "мы" вместо "я". Конфлуенция представляет собой защитные механизмы, прибегая к которым индивид отказывается от своего подлинного "Я".

 

 Понятие "незаконченное  дело" является одним из центральных  в гештальткоррекции. "Незаконченное дело" означает, что неотреагированные эмоции препятствуют процессу актуального осознавания происходящего. По Перлзу, наиболее часто встречающимся и худшим видом незавершенного дела является обида, которая нарушает подлинность коммуникации.

 

 Довершить незавершенное, освободиться от эмоциональных задержек - один из существенных моментов в гештальткоррекции.

 

 Другим важным термином  является "избегание". Понятие,  с помощью которого отражаются  особенности поведения, связанные  со способами ухода от признания  и принятие всего того, что  связано с неприятным переживанием  незавершенного дела. Гештальттерапия поощряет выражение задержанных чувств, конфронтацию с ними и проработку их, достигая тем самым личностной интеграции. В процессе гештальткоррекции на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности клиент проходит через пять уровней, которые Ф. Перлз называет уровнями невроза.

 

^ Первый уровень - уровень  фальшивых отношений, игр и  ролей. Это слой фальшивого  ролевого поведения, привычные  стереотипы, роли. Невротическая личность  отказывается от реализации своего "Я" и живет согласно ожиданиям  других людей. В результате  собственные цели и потребности  человека оказываются неудовлетворенными. Человек испытывает фрустрацию, разочарование и бессмысленность  своего существования.

 

^ Второй уровень - фобический - связан с осознанием своего фальшивого поведения и манипуляций. Но когда клиент представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренне, его охватывает чувство страха. Человек

 

 боится быть тем,  кем является. Боится, что общество  подвергнет его остракизму. И  клиент стремится избегать столкновения  со своими болезненными переживаниями.

 

^ Третий уровень - уровень  тупика и отчаяния. Он характеризуется  тем, что человек не знает,  что делать, куда двигаться. Он  переживает утрату поддержки  извне, но не готов и не  хочет использовать свои собственные  ресурсы, обрести внутреннюю точку  опоры. В результате человек  придерживается статуса-кво, боясь пройти через тупик. Это моменты, связанные с переживанием своей собственной беспомощности.

 

^ Четвертый уровень - имплозия, состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому  себе, обусловленное полным осознанием  того, как человек ограничил и  подавил себя. На этом уровне  клиент может испытывать страх  смерти. Эти моменты связаны с  вовлечением огромного количества  энергии и столкновением противоборствующих  сил внутри человека. Возникающее  вследствие этого давление, как  ему кажется, грозит его уничтожить. Человек в слезах отчаяния  переживает свою решимость самому  принять ситуацию и справиться  с ней. Это слой доступа к  своему подлинному "Я".

 

^ Пятый уровень - эксплозия,  взрыв. Клиент сбрасывает с  себя фальшивое, наносное, начинает  жить и действовать от своего  подлинного "Я". Достижение этого  уровня означает формирование  аутентичной личности, которая обретает  способность к переживанию и  выражению своих эмоций. Таким  образом, гештальткоррекция - это подход, направленный на освобождение и самостоятельность личности.

 

 Цели коррекции. Целью  гештальткоррекции является снятие блокировок, пробуждение потенциально существующих в человеке естественных ресурсов, способствующих его личностному росту, достижению ценности и зрелости, полной интеграции личности клиента.

 

^ Основная цель - помощь  человеку в полной реализации  его потенциала. Эта цель разбивается  на вспомогательные:

 

- обеспечение полноценной  работы актуального самоосознавания

 

- смещение локуса контроля  вовнутрь;

 

- поощрение независимости  и самодостаточности;

 

- обнаружение психологических  блоков, препятствующих росту, и  изживание их.

 

 Позиция психолога.  В гештальткоррекции психолог рассматривается как катализатор, помощник, сотворец, интегрированный в единое целое гештальтличности клиента. Психолог старается избегать непосредственного вмешательства в личные чувства клиента и пытается облегчить выражение этих чувств.

 

^ Главная цель взаимодействия  с клиентом - активация внутренних  личностных резервов клиента,  высвобождение которых ведет  к личностному росту.

 

 Требования и ожидания  от клиента. В гештальткоррекции клиентам отводится активная роль, включающая в себя право на собственные интерпретации позиций, на осознавании схем своего поведения и жизни. Предполагается, что клиент должен переключиться с рационализирования на переживание. Причем вербализация чувств не настолько важна, насколько важно желание клиента, его готовность принять сам процесс актуального переживания, в котором он будет на самом деле испытывать чувства и говорить от их имени, а не просто сообщать о них.

 

 Техники. Психотехникам  в гештальткоррекции придается очень большое значение. Они именуются играми и экспериментами. Широкую известность гештальткоррекция получила во многом благодаря этим играм.

 

1. Экспериментальный (диссоциированный) диалог. Это диалог между фрагментами собственной личности. Когда у клиента наблюдается фрагментация собственной личности, психолог предлагает эксперимент: провести диалог между значимыми фрагментами личности.

 

2. "Большой пес" и  "Щенок". Широко распространенным  приемом является использование  двух игровых позиций: "Большой  пес" и "Щенок". "Большой  пес" олицетворяет обязанности,  требования, оценки. "Щенок" олицетворяет  пассивно-оборонительные установки,  ищет уловки, отговорки, оправдания, обосновывающие уклонения от  обязанностей. Между этими позициями  происходят борьба за власть  и полный контроль над личностью.

 

3. Совершение кругов, или  идти по кругу. Известная психотехника, согласно которой клиент по  просьбе ведущего (техника применяется  в групповой работе) обходит всех  участников по очереди, и либо  что-то говорит им, либо совершает  какие-то действия с ними.

 

4. Техника "наоборот" (перевертыш). Техника заключается  в том, чтобы клиент сыграл  поведение, противоположное тому, которое ему не нравится.

 

5. Экспериментальное преувеличение.  Техника направлена на развитие  процесса самоосознания путем гиперболизации телесных, вокальных и других движений.

 

6. Незаконченное дело. Любой  незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения.

 

7. Проективные игры на  воображение иллюстрируют процесс  проекций и помогают участникам  группы идентифицироваться с  отвергаемыми аспектами личности.

 

8. "У меня есть тайна". В этой игре предпринимается  исследование чувства вины и  стыда. Каждого из участников  группы просят подумать о каком-либо  важном для него и тщательно  хранимом личном секрете.

 

9. "Преувеличение". Большое  внимание в гештальттерапии уделяется так называемому "языку тела".

 

10. "Репетиция". По мнению  Ф. Перлза, люди тратят много времени, репетируя на "сцене воображения" различные роли и стратегии поведения по отношению к конкретным ситуациям и лицам.

 

11. Проверка готового мнения. Случается, что психолог, слушая  клиента, улавливает в его словах  какое-то определенное сообщение.

 

____________________________________________________________________________

Раздел IV. Принципы психопрофилактики


Информация о работе Генштальттерапия