Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:34, реферат
Метод, созданный американским психологом Ф. Перлзом под влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма, психоанализа, получил большую практическую популярность. Ф. Перлз перенес закономерности образования фигуры, установленные в гештальтпсихологии в сфере восприятия, в область мотивации человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование мотивационной сферы осуществляется (по Перлзу) по принципу саморегуляции организма.
^ 6. Гештальттерапия Ф. Перлза
Метод, созданный
Согласно гештальттерапии организм рассматривается как единое целое, и любой аспект поведения может быть проявлением целостного бытия человека. Человек является частью более широкого поля: организм - среда. У здоровой личности граница со средой является подвижной: возникновение определенной потребности требует "контакта" со средой и формирует гештальт, удовлетворение потребности завершает гештальт и требует "отхода" от среды. У невротической личности процессы "контакта" и "ухода" являются сильно искаженными и не обеспечивают адекватного удовлетворения потребностей.
Ф. Перлз рассматривал личностный рост как процесс расширения зон самоосознавания, что способствует саморегуляции и координирует равновесие между внутренним миром и средой. Он выделял три зоны сознавания:
1 Внутреннюю - явления и процессы, происходящие в нашем теле.
2. Внешнюю - внешние события, которые отражаются сознанием.
3. Среднюю - фантазии, верования, отношения.
В гештальттеории различают пять механизмов нарушения процесса саморегуляции: 1) интроекцию; 2) проекцию; 3) ретрофлексию; 4) дефлексию; 5) конфлуенцию.
При интроекции человек
усваивает чувства, взгляды,
Ретрофлексия - поворот на себя - наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Дефлексия - уклонение от реального контакта. Человек, для которого характерна дефлексия, избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме болтливости, ритуальности, условности поведения, тенденции "сглаживания" конфликтных ситуаций.
Конфлуенция (или слияние) - выражается в стирании границ между "Я" и окружением. Такие клиенты с трудом отличают свои мысли, чувства и желания от чужих. Для людей с конфлуенцией характерно при описании собственного поведения употребление местоимения "мы" вместо "я". Конфлуенция представляет собой защитные механизмы, прибегая к которым индивид отказывается от своего подлинного "Я".
Понятие "незаконченное дело" является одним из центральных в гештальткоррекции. "Незаконченное дело" означает, что неотреагированные эмоции препятствуют процессу актуального осознавания происходящего. По Перлзу, наиболее часто встречающимся и худшим видом незавершенного дела является обида, которая нарушает подлинность коммуникации.
Довершить незавершенное, освободиться от эмоциональных задержек - один из существенных моментов в гештальткоррекции.
Другим важным термином
является "избегание". Понятие,
с помощью которого отражаются
особенности поведения,
^ Первый уровень - уровень
фальшивых отношений, игр и
ролей. Это слой фальшивого
ролевого поведения, привычные
стереотипы, роли. Невротическая личность
отказывается от реализации
^ Второй уровень - фобический - связан с осознанием своего фальшивого поведения и манипуляций. Но когда клиент представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренне, его охватывает чувство страха. Человек
боится быть тем,
кем является. Боится, что общество
подвергнет его остракизму. И
клиент стремится избегать
^ Третий уровень - уровень
тупика и отчаяния. Он характеризуется
тем, что человек не знает,
что делать, куда двигаться. Он
переживает утрату поддержки
извне, но не готов и не
хочет использовать свои
^ Четвертый уровень - имплозия,
состояние внутреннего
^ Пятый уровень - эксплозия, взрыв. Клиент сбрасывает с себя фальшивое, наносное, начинает жить и действовать от своего подлинного "Я". Достижение этого уровня означает формирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Таким образом, гештальткоррекция - это подход, направленный на освобождение и самостоятельность личности.
Цели коррекции. Целью гештальткоррекции является снятие блокировок, пробуждение потенциально существующих в человеке естественных ресурсов, способствующих его личностному росту, достижению ценности и зрелости, полной интеграции личности клиента.
^ Основная цель - помощь человеку в полной реализации его потенциала. Эта цель разбивается на вспомогательные:
- обеспечение полноценной работы актуального самоосознавания
- смещение локуса контроля вовнутрь;
- поощрение независимости и самодостаточности;
- обнаружение психологических блоков, препятствующих росту, и изживание их.
Позиция психолога. В гештальткоррекции психолог рассматривается как катализатор, помощник, сотворец, интегрированный в единое целое гештальтличности клиента. Психолог старается избегать непосредственного вмешательства в личные чувства клиента и пытается облегчить выражение этих чувств.
^ Главная цель взаимодействия с клиентом - активация внутренних личностных резервов клиента, высвобождение которых ведет к личностному росту.
Требования и ожидания
от клиента. В
Техники. Психотехникам в гештальткоррекции придается очень большое значение. Они именуются играми и экспериментами. Широкую известность гештальткоррекция получила во многом благодаря этим играм.
1. Экспериментальный (
2. "Большой пес" и
"Щенок". Широко распространенным
приемом является
3. Совершение кругов, или
идти по кругу. Известная
4. Техника "наоборот"
(перевертыш). Техника заключается
в том, чтобы клиент сыграл
поведение, противоположное
5. Экспериментальное
6. Незаконченное дело. Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения.
7. Проективные игры на
воображение иллюстрируют
8. "У меня есть тайна".
В этой игре предпринимается
исследование чувства вины и
стыда. Каждого из участников
группы просят подумать о
9. "Преувеличение". Большое внимание в гештальттерапии уделяется так называемому "языку тела".
10. "Репетиция". По мнению Ф. Перлза, люди тратят много времени, репетируя на "сцене воображения" различные роли и стратегии поведения по отношению к конкретным ситуациям и лицам.
11. Проверка готового мнения.
Случается, что психолог, слушая
клиента, улавливает в его
______________________________
Раздел IV. Принципы психопрофилактики