Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:09, реферат
Гештальтпсихология была основана как психологическое направление в начале 10-х годов ХХ века Максом Вертгеймером (Wertheimer, 1880— 1943), также в ее развитие вложили свой вклад, такие известные психологи, как Курт Коффка (Kofflca, 1886- 1941) и Вольфганг Кёллер (Kohler, 1887- 1967).
Основная мысль в гештальтпсихологии состояла в том, что основой психики являются целостные фигуры – гештальты, а не разрозненные элементы сознания.
Левину
также принадлежит описание наиболее
распространенных стилей общения - демократического,
авторитарного, попустительского, а
также исследование условий, способствующих
выделению лидеров, звезд и отверженных
в группах. Эти исследования Левина
стали основой нового направления
в социальной психологии - процессы
групповой динамики.
Изучая мышление человека, гештальтпсихологи доказывали, что умственные операции при решении творческих задач подчинены особым принципам организации гештальта («группировка», «центрирование» и др.), а не правилам формальной логики.
Автор | Предмет и задачи исследования | Основные результаты |
М. Вертгеймер | Исследование феноменов психического поля, законов, по которым оно образуется и реорганизуется | Законы и свойства восприятия (законы гештальта), механизмы творческого мышления |
К. Коффка | Изучение свойств, законов и развития восприятия | Синтез психологии развития и гештальтпсихологии, законы развития гештальтов |
В. Келер | Изучение законов и развития образно-схематического мышления, изоморфности психического, психофизического и физического полей | Инсайт, законы образно-схематического мышления |
К. Левин | Исследование психологического поля личности и социального поля группы | Структура и качества личности, уровни регуляции поведения, групповая дифференциация и виды лидерства |
Работы гештальтпсихологов заложили новые подходы к разнообразным проблемам – от творческого мышления до активности личности. Многообразные исследования психики дали возможность понять закономерности развития восприятия, мышления и личности, сформировать принципиально отличные от прежних экспериментальные методики.
В
предвоенные годы прошлого века школа
гештальтпсихологии распалась из-за
неспособности разработать
Начиная с конца 20-х гг. XX в.в изучении гештальтпсихологами процесса решения интеллектуальных задач появляются новые черты: происходит переход от глобального подхода к объяснению решения интеллектуальных задач как инсайта (видения хорошей структуры) к выделению основных фаз процесса решения проблемы.
Подводя
итоги рассмотрения некоторых исследований
гештальтпсихологов, можно высоко оценить
их вклад в разработку целостного подхода
в психологии. Критика гештальтпсихологами
принципа элементаризма классической
интроспективной психологии побуждает
каждого исследователя, в какой бы области
он ни работал, прежде всего, решать проблему
единицы анализа изучаемой реальности
и думать над тем, как бы не потерять свойств
целого в процессе его анализа. Однако
многие конкретные идеи гештальтпсихологов
(в частности, идея о том, что единицами
анализа сознания должны быть гештальты,
имеющие законы своего образования, одинаковые
у ребенка и взрослого, у человека и животного,
в восприятии и мышлении) подвергались
критике практически с момента их возникновения.
Одним из критиков Берлинской школы гештальтпсихологии
выступила возникшая одновременно с ней
Лейпцигская школа (также относимая к
целостной психологии), предложившая свой
вариант целостного подхода к изучению
психических феноменов.
Заключение.
Рассмотрев в данной работе основные положения гештальтпсихологии, можно сказать, что эта научная школа не оправдала надежды на создание полной объективной позитивной психологической теории, но ее идеи все еще имеют влияние, хотя и не столь популярны в современной психологии.
Идеи гештальтпсихологии сыграли положительную роль в разработке ряда важных проблем психологии. Они затронули восприятие, мышление, память, личность и межличностные отношения. Они также способствовали применению в области психологии полезных для нее теорий и понятий, заимствованных из естественнонаучных исследований. Они преобразовали старую интроспективную психологию, сделав ее более соответствующей достижениям естественных наук. Вместе с тем основные проблемы, породившие общий кризис психологической науки, гештальтпсихология не решила, а только несколько снизила их остроту, привлекая внимание исследователей к новым интересным проблемам. Как целостная психологическая концепция гештальтпсихология не выдержала испытания временем. Её слабыми пунктами оказались неисторическое понимание психики, преувеличение роли формы в психической деятельности и связанные с этим элементы идеализма в философских основаниях. Однако даже сейчас можно говорить о влиянии этой школы на многие современные концепции. Общеизвестно, например, что именно ореол личности Вертгеймера повлиял на молодого ученого А. Маслоу, который начал изучение проблемы самоактуализированной личности, одним из образцов которой и стал Вертгеймер.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
гештальтпсихология, несмотря на все ее
положительные и отрицательные стороны,
явилась важным этапом построения современного
здания психологической науки.
Список
литературы.
1. Анциферова Л.И., Ярошевский М.Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974
2. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. М., 1990.
3. История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986
4.Марцинковская Т.Д. История детской психологии, М. 1998
5. Общая психология, под ред. Б.С. Братуся, М.2005, т.1
6. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980
7. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1996