Гештальтпсихология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 13:19, реферат

Описание

Гештальтпсихология - психологическое направление, возникшее в Германии в начале 10-х и просуществовавшее до середины 30-х гг. ХХ в. К этому направлению принадлежат, прежде всего М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка. Гештальтпсихология выступила против ассоциативной психологии В. Вундта и Э. Титченера, трактовавшей сложные психические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации.

Содержание

Введение 3
Основная часть 4
Фриц Перлз - основатель гештальттерапии 4
Гештальтпсихология: предмет, области исследования,
критический анализ 5
2.1. Модель личности 6
Понятия в гештальт-терапии 7
3.1. Организм как единое целое. 9
3.2. Между «сейчас» и «тогда» 10
3.3. Критерии психологического здоровья и зрелости 10
3.4. Невроз 11
3.5. Основные невротические механизмы 12
II. Оценка гештальтпсихологии 13
Заключение 15
Список литературы 17

Работа состоит из  1 файл

Гештальт.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)
lign="justify">  Основными используемыми в гештальт-группах  понятиями являются: фигура и фон, осознание и сосредоточенность на настоящем, зрелость, полярности и функции защиты. Как показали исследования психологических механизмов восприятия, все, что в данный момент представляет для человека наибольшую ценность, образует фигуру, которая выделяется в сознании на фоне всех других обстоятельств. В процессе естественной саморегуляции организма этот образованный фигурой и фоном гештальт постоянно меняется. Невротическое функционирование возникает, когда между внутренней и внешней зонами сознания вклинивается средняя зона — зона фантазии. Понятие «полярностей» используется при описании борьбы между крайними противоположностями, существующими в рамках одной личности, например в случае конфликта между «нападающим» и «защищающимся». Функции защиты представляют собой неэффективные способы борьбы с угрозой и стрессами и включают слияние, ретрофлексию, интроекцию и проекцию. Зрелость описывается как способность человека выявить собственные ресурсы и принять ответственность за самого себя.

  Число хороших исследований по гештальт-терапии  ничтожно. Прохазка (Prochaska, 1979) проанализировал  несколько современных работ  на эту тему и пришел к выводу, что, хотя в некоторых работах и был отмечен значительный личностный рост после посещения занятий в гештальт-группах, в других работах описываются только минимальные эффекты. Обследование 60 студентов (Foulds and Hannigan, 1977), проведенное с использованием «Опросника личностной ориентации» (Personal Orientation Inventory), показало, что участие в гештальт-семинарах привело к усилению тех тенденций в поведении, которые способствуют самореализации. Как было показано в недавних исследованиях, включавших изучение контрольной группы, применение методов гештальт-терапии приводит к углублению самоосознания индивида (Greenberg).

  Главной задачей гештальт-терапии является стимуляция организмических процессов  и побуждение участников к развитию осознания своего «Я» и продвижению к зрелости. По установившейся традиции, руководитель группы работает с добровольцем из числа участников, который находится на «горячем стуле». Другие члены группы оказывают этому добровольцу поддержку, идентифицируют себя с ним и активно участвуют в экспериментах, чтобы помочь ему в работе. В последнее время гештальт-терапевты стали в большей степени обращать внимание на групповые процессы. Методики и упражнения гештальт-терапии направлены на расширение осознания, интеграцию полярностей, побуждение участников к принятию ответственности за самих себя, усиление внимания к чувствам, анализ снов и фантазий, преодоление сопротивления.

  Критики обвиняют приверженцев гештальт-терапии  в том, что они поощряют у членов руководимых ими групп проявления эгоизма и формируют у них антиинтеллектуальные установки. Тем не менее гештальт-группы пользуются широкой популярностью. Ценность гештальт-терапии в том, что она представляет собой альтернативу традиционным методам групповой психотерапии, ориентированным преимущественно на функции сознания.

  Заключение

   Основатель  данного психотерапевтич. направления  – Ф.  Перлз. Представителями этой школы явл. также Л. Перлз, П. Гудмен, Дж. Симкин, Р. Хефферлин, К. Наранхо. На развитие направления оказали влияние современная западная философия (феноменология, экзистенциализм), дзен-буддизм, различные психотерапевтические подходы: психоанализ, психодрама , телесно-ориентированная психотерапия.

   В гештальттерапии используются термины  гештальтпсихологии (фигура, фон, гештальт) для описания процесса удовлетворения потребностей и эмоционального реагирования. Объяснительная модель этого подхода такова. Человек взаимодействует со средой в ритме "контакт-уход". Когда появляется насущная потребность, она выделяется как фигура на фоне др. переживаний. Для удовлетворения потребности человек должен ее осознать и вступить в контакт со средой. После удовлетворения гештальт завершается, и человек выходит из поля. Новая фигура (потребность, эмоция), возникающая на фоне других, требует повторения цикла. Однако этот процесс нарушается, если фигура не может стать четкой: ей мешают др. неудовлетворенные потребности, появляющиеся в поле восприятия. В этом случае потребность не осознается, и человек не контактирует со средой. Избегание контакта осуществляется за счет подавления потребности и ухода в мысли, фантазии, внутренний монолог. "Осадки" незавершенных гештальтов, непережитых эмоций "замутняют" процесс осознавания в настоящем, появляясь в поле восприятия как фигуры. Ощущения теряют непосредственность, замещаясь усвоенным чужим опытом.

   Прекращение осознавания собств. потребностей, разрушение контакта со средой ведет  к нарушению границы "Я" и  взаимодействия с людьми. В зависимости  от характеристик этого процесса различаются четыре невротических механизма: слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия. Слияние проявляется в неразличении собств. идей, чувств, потребностей и переживаний, идей др. людей. Интроекция – мышление и действие от имени интериоризированного авторитета, усвоение чужих установок без рассмотрения и критики, перенесение в собств. систему верований без анализа и переструктурирования. Проекция состоит в приписывании другим собств. (чаще негативных) побуждений, мотивов, черт. Ретрофлексия означает раскол личности на противоположные части (напр., "Я презираю себя").

   В отличие от невротического функционирования, аутентичная личность осознает свои потребности и эмоции, находится в контакте со средой для их удовлетворения, погружена в процесс жизнедеятельности, а не живет прошлым или будущим.

   Опираясь  на данную модель, представители Г. разработали принципы терапии: "Я-Ты", "что и как", "здесь и теперь". Результатом психотерапии является осознавание и полное переживание ощущений и эмоций, завершение гештальтов, доверие клиента к собств. потребностям и ответственность за их удовлетворение. Психотерапия направлена не на содержание вытесненного бессознательного, а на процесс осознавания в настоящем.

   В гештальтерапии не используется интерпретация. Наиболее известные техники: зоны осознавания, техника усиления, челночная техника, разыгрывание ролей, метод "пустого стула".

   Для терапевтических отношений в  гештальтерапии характерно признание  за клиентом ответственности за свои чувства, потребности, опора на его  естественное стремление к росту. П. Гудмен сформулировал эту позицию  в парадоксальной фразе: "Самое худшее, что Вы можете сделать для человека, – это помогать ему". В процессе психотерапии развивается личная автономия, и человек становится свободным и самодостаточным.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

  1. Гештальттерапия. Теория и практика. Пер. с англ./ М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2005. – 320 с.
  2. Литвак М.Е. из Ада в Рай: Избранные лекции по психотерапии/Учебное пособие.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1997, - 448 с.
  3. Методы эфективной психокоррекции: Хрестоматия /  сост. К. В. Сельченок. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. – 816 с.
  4. Немов Р.С: Психология. В 3 т. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Владос, 2001.-688 с
  5. Петровский А. В. Вопросы теории и истории психологии. - М., 1998.
  6. Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского. М.Г. Ярошевского. - М.: Полииздат, 1990. - 424 с
  7. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер Ком, 1999,- 384 с.
  8. Тайны сознания и бессознательного: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1998. – 496 с.

Информация о работе Гештальтпсихология