Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:02, доклад
Эта методика отличается от других рисуночных методик. В ходе работы по стандартной методике, например, “Рисунок человека”, выводы о проблемах и личностных особенностях базируются на допущении, что, рисуя “человека вообще”, испытуемый неосознанно приписывает ему свои особенности, отождествляя его с собой.
В методике “Четыре персонажа” инструкции прямо говорят: “Изобразите себя в образах четырех персонажей -- растения, животного, неодушевленного предмета и человека. Мы не оцениваем художественные способности и портретное сходство, а хотим лучше понять Вас и Ваши переживания.
“Полезные” растения (овощи. фрукты, продукты питания) -- идентификация с ролью “кормильца” или “кормилицы”.
Букет в вазе интерпретируется в зависимости от отношения человека к изображаемому (“бедные растения, сорвали, скоро они увянут” или “прекрасный букет, который принесли мне в подарок”). Может отражать отношение человека к перемене ситуации (“отрыву от корней”), выходу из детско-родительских отношений.
Деревья с висящими плодами -- отождествление с родительской ролью и желание “остановить” процесс отделения своих детей. “Колючие” растения (кактус, чертополох и др.) агрессивные тенденции, восприятие своего развития как наращивания средств обороны от мира. Растение без верхушки -чувство неопределенности будущего.
Неодушевленный предмет
В общем случае символизирует то, что лишено признаков витальности с точки зрения человека, “не может умереть”, выражает стабильность или является предметом потребности. Иногда в качестве дополнительного вопроса можно предложить представить этот предмет живым и описать его жизнь. Неодушевленный предмет может символизировать то. что человек связывает с переживаниями стабильности и определенности в себе. С предметом также может связываться символ постоянства и верности, поскольку он не может “бросить” владельца по своей воле.
Человек
Если человек изображает себя персонажем иного пола, возраста или исторической эпохи, то это свидетельствует о наличии таких его особенностей и потребностей, которые не находят отклика в его нынешней ситуации.
Напомним, что во всех случаях необходим опрос испытуемого для уточнения значений рисунков.
Методика “Четыре персонажа” может быть использована не только в индивидуальном, но и в семейном консультировании. В этом случае надо предложить нарисовать в виде четырех
персонажей не только себя, но и других членов семьи (супруга, детей, родителей). Затем можно сравнить и обсудить полученные рисунки но принципу: “я -- в своих глазах” и “он -- моими глазами”.
Для стимулирования процесса самопознания у человека, ему можно предложить выполнить рисунки на довольно абстрактные, но связанные с его проблемой темы. Например, нарисовать рисунки “Мой страх” (для детей -- “Чего я боюсь”) и “Мое желание” (для детей -- “Чего я хочу”). Укажите, что можно изобразить не один страх или желание, а несколько. В ходе дальнейшей беседы по рисунку можно конкретизировать и уточнить запрос, а также получить дополнительную информацию.
Мать 8-летнего мальчика, рисуя “Мой страх”, изображает школьный дневник сына с “двойкой” (“я каждый день боюсь, не схватил ли он опять двойку”). Ребенок же, успевающий средне, к получаемым им “двойкам” относится спокойно. На рисунке “Чего я боюсь” он изобразил популярного героя фильмов ужасов. На вопрос: “Что самое страшное может произойти, если сын получит “двойку”?” -- мать отвечает: “Ну не знаю”. Вопрос: “А как бы Вы ответили, если бы знали?” Мать: “Лично я никогда не получала “двоек”, я была круглой отличницей, хотя родители от меня этого не требовали. Они считали это обычным, поскольку и сами в школе учились хорошо. Но мне кажется, что если бы я в школе получила “двойку”, то умерла бы от стыда”.
В данном случае боязнь “двойки” у ребенка есть проявление преувеличенного стремления к совершенству, принятого в этой семье, где быть успешным настолько естественно, что даже не требует обсуждения. Мать не замечает, что ее ребенок тоже чувствует себя благополучным, но не связывает это с оценками. Таким образом, поведение ребенка ставит под сомнение ее устоявшееся отношение к себе, чего она и боится.
Желания ребенка, выраженные в образной форме, позволяют психологу напрямую обратить на них внимание родителей. Более того, можно даже оговорить с родителями список желаний ребенка, на удовлетворение которых он имеет право, не спрашивая у них разрешения.
В рисунках на тему “Мои желания”, сделанных родителями, нередко ведущей оказывается тема, касающаяся других членов семьи (“хочу, чтобы он поступил в МГУ”). Тогда психолог может вернуть родителей к инструкции о рисовании именно своих желаний, не связанных с поступками других людей. Это особенно важно в работе с семьями, где есть подростки, поскольку способность помочь им взрослеть неразрывно связана с возвратом к своим личным, не связанным родительской ролью, желаниям.
Одним из вариантов данной методики является рисунок состояний и переживаний, напрямую связанных с запросами человека. Это позволяет выявить скрытые барьеры на пути решения проблемы.
Например, молодой человек жалуется на неуверенность в себе при общении с людьми. Тогда его просят изобразить это состояние на рисунке в предельно общем виде или же конкретно (рис. 6). После этого человеку предлагается изобразить на другом листе прямо противоположное состояние и назвать его.
И следующий рисунок он называет так: “Уверенность в себе, наглость, хамство”. На вопрос: “Считаете ли Вы, что наглость и хамство всегда сопутствуют уверенности в себе?” он отвечает: “Естественно”. Это позволяет прояснить, что мешает молодому человеку справиться со своей проблемой: неадекватное обобщение не позволяет ему выработать новые способы поведения, поскольку ни один человек не будет стремиться к выработке в себе качеств, которые он осуждает с моральной точки зрения.
Рисование переживания и того, что ему прямо противоположно, позволяет выявить те неконструктивные установки, в преодолении которых как раз и необходима помощь психолога. Ведь только их образное предъявление часто впервые сталкивает человека с ними лицом к лицу.
Методики “Четыре персонажа” или “Рисунок переживаний” открыты для их модификации и творческого использования. Главное для авторов -- стимулировать ваше собственное воображение, интуицию и способности к интерпретации символов. Мы надеемся, что, используя эти приемы, а возможно, и творчески модифицируя их, вы получите свой собственный уникальный опыт и укрепите в себе чувство профессиональной компетентности.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.pedlib.ru
Информация о работе Графические проективные методики для взрослых