Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 18:13, реферат
Гуманистическая психология выступила против бихевиоризма и психоанализа и сформулировала личностный подход как к исследованию, так и к практическому использованию психологических знаний в различных сферах жизни человека (в общении, обучении, межличностных отношениях, психотерапии). Одним из основателей гуманистической психологии являлся американский психолог Карл Роджерс (1902-1988).
1.Гуманистическая психология;
2.Основные принципы гуманистической психологии;
3.Гуманистическая теория личности по А.Маслоу;
4.Заключение.
Гуманистическая
психология
1.Гуманистическая психология;
2.Основные принципы
гуманистической психологии;
3.Гуманистическая теория
личности по А.Маслоу;
4.Заключение.
Гуманистическая психология. Гуманистическая психология выступила против бихевиоризма и психоанализа и сформулировала личностный подход как к исследованию, так и к практическому использованию психологических знаний в различных сферах жизни человека (в общении, обучении, межличностных отношениях, психотерапии). Одним из основателей гуманистической психологии являлся американский психолог Карл Роджерс (1902-1988). Центральным в гуманистической психологии оказывается положение о внутреннем мире личности, его смысловом содержании, выражающем не только сущность личности, но и определяющем всю систему психологических структур человека. Личность в системе гуманистической психологии выступает не как отдельный раздел психологической науки и психологической практики, но как такое ядро в психологии человека, которое определяет гуманистическую сущность психологического знания, отвечающего не только потребностям науки, но и этическим принципам изучения и практической помощи человеку на основе психологических знаний. В гуманистической психологии по-новому формулируются основные положения о предмете и методе психологии человека, о содержании психологических знаний и нравственных требований к их использованию во благо человека. Каждое направление в психологии имеет свой подразумеваемый философский взгляд на человека. Эта теория рассматривает его не как машину и не как зависимого полностью от бессознательных мотивов, а как личность, постоянно создающую себя, осознающую свое назначение в жизни, регулирующую границы своей субъективной свободы. Это течение содержит в себе истоки новой науки, которая не побоится заниматься проблемой личности - личности как наблюдателя, так и наблюдаемого,- используя как субъективное, так и объективное познание. Так гуманистическая психология определила свое особое место в психологической науке и психотерапии, отвечающее не только общенаучным, но прежде всего социальным и нравственным требованиям к психологическому знанию и его использованию в жизни. Фундаментальную роль в развитии психологии личности сыграли гуманистические теории А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла. Они почти не используют непосредственно понятие «функция личности», но фактически в их работах идет речь о важнейших функциональных предназначениях личности: в создании средств психологической безопасности человека, в идентификации с определенной группой, в близких смысловых отношениях с другой личностью, в завоевании социального признания и поддержании внутреннего статуса самоуважения, в поиске истины и жизненного смысла, в реализации нравственно-эстетических идеалов добра и красоты, здесь фактически речь идет о функции удержания жизнедеятельности человека на определенном уровне духовности, в обеспечении целостности жизнедеятельности и уникальности существования индивида, в глубинном осмыслении бытия и своего места в нем, в оценке своих достижений, которая бы соответствовала представлению о ценности собственного «Я», в прояснении жизненной ситуации и сложившихся в ней приоритетов, в автономности бытия и свободе, в богатстве переживаний. Ученые, причисляющие себя к гуманистическому течению, заявляют, что человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию. С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Сторонники гуманистической психологии также утверждают, что люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В общем, гуманистические персонологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями. Некоторые теоретики в значительной степени склонялись к подобным взглядам, например, Фромм, Олпорт, Келли и Роджерс, однако именно Абрахам Маслоу получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Его теория самоактуализации личности (процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, что бы они могли стать тем, кем могут стать), основанная на изучении здоровых и зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, характерные для гуманистического направления. Жизнь человека нельзя понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления. Рост, самоактуализация, стремление к здоровью, поиски самотождественности и самостоятельности, жажда прекрасного (и другие способы выражения стремления "наверх") сейчас нужно принять безоговорочно как широко распространенную и, возможно, универсальную тенденцию. Теория Маслоу, подчеркивающая уникальность человека и наличие возможности саморегулируемого и эффективного функционирования, обладает огромной притягательной силой для тех, кто разделяет его оптимистическую точку зрения на человечество.
Основные
принципы гуманистической
психологии. Термин гуманистическая
психология был придуман группой персонологов,
которые в начале 1960-х годов под руководством
Маслоу объединились с целью создания
жизнеспособной теоретической альтернативы
двум наиболее важным интеллектуальным
течениям в психологии - психоанализу
и бихевиоризму. Гуманистическая психология
не является строго организованной теоретической
системой - лучше рассматривать ее как
движение (то есть особую группу теоретических
подходов к личности и клинической психологии).
Маслоу назвал свой подход психологией
третьей силы. Хотя взгляды сторонников
этого движения составляют довольно широкий
спектр, они все-таки разделяют определенные
фундаментальные концепции на природу
человека. Практически все эти концепции
имеют глубокие корни в истории западного
философского мышления. Гуманистическая
психология глубоко уходит корнями в экзистенциальную
философию, разработанную такими европейскими
мыслителями и писателями, как Серен Кьеркегор
(1813-1855), Карл Ясперс (1883-1969), Мартин Хайдеггер
(1889-1976) и Жан-Поль Сартр (1905-1980). Некоторые
выдающиеся психологи также оказали влияние
на развитие гуманистического подхода
к личности. Наиболее известными среди
них являются Эрих Фромм, Гордон Олпорт,
Карл Роджерс, Виктор Франкл и Ролло Мей.
Экзистенциалистский взгляд на человека
берет начало из конкретного и специфического
осознания уникальности бытия отдельного
человека, существующего в конкретный
момент времени и пространства. Экзистенциалисты
полагают, что каждый из нас живет как
"сущий-в-мире", осознанно и болезненно
постигая наше существование и конечное
несуществование (смерть). Мы не существуем
вне мира, и мир не имеет значения без нас,
живущих в нем. Отвергая понятие, что человек
является продуктом либо наследственных
(генетических) факторов, либо влияния
окружающей среды (особенно раннего влияния),
экзистенциалисты подчеркивают идею о
том, что, в конце концов, каждый из нас
ответствен за то, кто мы и чем становимся.
Как сказал Сартр: "Человек не что иное,
как то, чем он делает себя сам. Таков первый
принцип экзистенциализма". Следовательно,
экзистенциалисты полагают, что каждому
из нас брошен вызов - мы все стоим перед
задачей наполнить нашу жизнь смыслом
в этом мире. Тогда "жизнь есть то, что
мы из нее делаем". Разумеется, уникальный
человеческий опыт свободы и ответственности
за придание своей жизни смысла не дается
даром. Иногда свобода и ответственность
могут быть тяжелой и даже пугающей ношей.
С точки зрения экзистенциалистов, люди
осознают, что они в ответе за свою судьбу,
и поэтому испытывают боль отчаяния, одиночество
и тревогу. Только сами люди, брошенные
в водоворот жизни в данный момент времени
и в данном месте, ответственны за выбор,
который они делают. Это не означает, что,
если людям дана свобода выбора, они непременно
будут действовать в своих собственных
интересах. Свобода выбора не гарантирует,
что выбор будет безупречным и мудрым.
Если бы это было так, люди не страдали
бы от отчаяния, отчуждения, тревоги, скуки,
вины и множества других навязываемых
себе неприятных чувств. Для экзистенциалистов
вопрос заключается в том, может или нет,
человек жить подлинной жизнью в осознанной
последовательности ее случайностей и
неопределенностей. Так как экзистенциальная
философия полагает, что каждый человек
ответствен за свои действия, она апеллирует
к гуманистической психологии; теоретики-гуманисты
также подчеркивают, что каждый человек
является главным архитектором своего
поведения и жизненного опыта. Люди - мыслящие
существа, переживающие, решающие и свободно
выбирающие свои действия. Следовательно,
гуманистическая психология в качестве
основной модели принимает ответственного
человека, свободно делающего выбор среди
предоставленных возможностей. Как заметил
Сартр: "Я есть мой выбор". Наиболее
важная концепция, которую гуманистические
психологи извлекли из экзистенциализма,
- это концепция становления. Человек никогда
не бывает статичен, он всегда находится
в процессе становления. Следовательно,
с экзистенциально-
Заключение
С точки зрения гуманистической психологии
только сами люди ответственны за выбор,
который они делают. Основным принципом
этого направления является модель ответственного
человека, свободно делающего выбор среди
предоставляемых возможностей. Гуманистическая
психология рассматривает личность как
психически здоровую, гармоническую, которая
пытается достичь вершины личностного
развития, самоактуализации. Для такого
человека характерны высшие метапотребности:
истина, добро, красота, мудрость, справедливость,
любовь и т.д. Гуманистическая психология
не является строго организованной теоретической
системой - лучше рассматривать ее как
движение. Маслоу назвал свой подход психологией
третьей силы. Хотя взгляды сторонников
этого движения составляют довольно широкий
спектр, они все-таки разделяют определенные
фундаментальные концепции на природу
человека. Практически все эти концепции
имеют глубокие корни в истории западного
философского мышления.