Гуманистическая психология

Автор работы: m***************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 17:25, доклад

Описание

Большое влияние оказал персонализм и на возникшую в середине XX века гуманистическую психологию.
Гуманистическая психология, появившаяся как на правление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития.

Работа состоит из  1 файл

гуманистическая психология.docx

— 24.24 Кб (Скачать документ)

Оценивая теорию Маслоу, необходимо отметить, что он был едва ли не первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения, трудности  и негативные стороны личности. Одним  из первых он исследовал достижения личного  опыта, раскрыл пути для саморазвития и самосовершенствования любого человека.

Карл Роджерс (1902-1987) окончил Висконсинский университет, отказавшись от карьеры священника, к которой готовился с юности. Он увлекся психологией, и работа в качестве практикующего психолога  в Центре помощи детям дала ему  интересный материал, который он обобщил  в своей первой книге "Клиническая  работа с проблемными детьми" (1939). Книга имела успех, и Роджерса пригласили на должность профессора в университет Огайо. Так началась его академическая деятельность. В 1945 году Чикагский университет  предоставил ему возможность  открыть консультационный центр, в  котором Роджерс разрабатывал основы своей недирективной "терапии, центрированной на клиенте". В 1957 году он переходит  в Висконсинский университет, где  ведет курсы психиатрии и психологии. Он пишет книгу "Свобода учиться", в которой отстаивает право студентов  на самостоятельность в их учебной  деятельности. Однако конфликт с администрацией, считавшей, что профессор предоставляет  слишком много свободы своим  студентам, привел к тому, что Роджерс  ушел из государственных университетов  и организовал Центр для изучения личности – свободное объединение  представителей терапевтических профессий, в котором и работал до конца  жизни.

В своей теории личности Роджерс развернул определенную систему понятий, в которых люди мо гут создавать и изменять свои представления о себе, о своих  близких. В этой же системе развертывается и терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с другими. Как и для других представителей гуманистической психологии, идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Роджерса. Он считает, что тот опыт, который  возникает у человека в процессе жизни, и который он называл "феноменальным  полем", индивидуален и уникален. Этот мир, создаваемый человеком, может  совпадать или не совпадать с  реальной действительностью, так как  не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом. Степень тождественности  этого по ля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности означает: то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и  то, что он осознает в происходящем, более или менее совпадают  между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к росту напряженности, тревожности и, в конечном счете, к невротизации личности. К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией.

Говоря о структуре  Я, Роджерс особое значение придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его самость.

Роджерс настаивал  на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, меняющейся в зависимости от ситуации. Это  постоянное изменение, избирательность  по отношению к окружающему и  творческий подход к нему при отборе фактов для осознания, о котором  писал Роджерс, доказывает связь  его теории не только со взглядами  Маслоу, но и с концепцией "творческого  Я" Адлера, повлиявшей на многие теории личности второй половины XX века. При  этом Роджерс не только говорил о  влиянии опыта на самооценку, но и подчерки вал необходимость  открытости навстречу опыту. В отличие  от большинства других концепций  личности, настаивающих на ценности будущего (Адлер) или влиянии прошлого (Юнг, Фрейд), Роджерс подчеркивал значение настоящего. Люди должны научиться  жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни. Только тогда  жизнь раскроется в своем истинном значении и только тогда можно  говорить о полной реализации, или, как называл это Роджерс, о  полном функционировании личности.

У Роджерса, соответственно, был свой особый подход к психокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт  должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному  решению, которое последний принимает  самостоятельно. В процессе терапии  пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям  и побуждениям. Начиная лучше  понимать себя, он лучше понимает других. В результате и происходит то "озарение", которое помогает перестроить свою само оценку, "переструктурировать  гештальт", как говорит Роджерс. Это повышает конгруэнтность и дает возможность принять себя и окружающих, снижает тревожность и напряжение. Терапия происходит как встреча  терапевта с клиентом или –  в групповой терапии – как  встреча терапевта и не скольких клиентов. Созданные Роджерсом "инкаунтер-группы", или группы встречи, являются од ной  из самых распространенных в настоящее  время технологий психокоррекции и  обучения.

Информация о работе Гуманистическая психология