Автор работы: m***************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 17:25, доклад
Большое влияние оказал персонализм и на возникшую в середине XX века гуманистическую психологию.
Гуманистическая психология, появившаяся как на правление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития.
Оценивая теорию Маслоу, необходимо отметить, что он был едва ли не первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны личности. Одним из первых он исследовал достижения личного опыта, раскрыл пути для саморазвития и самосовершенствования любого человека.
Карл Роджерс (1902-1987)
окончил Висконсинский
В своей теории
личности Роджерс развернул определенную
систему понятий, в которых люди
мо гут создавать и изменять свои
представления о себе, о своих
близких. В этой же системе развертывается
и терапия, помогающая человеку изменить
себя и свои отношения с другими.
Как и для других представителей
гуманистической психологии, идея ценности
и уникальности человеческой личности
является центральной для Роджерса.
Он считает, что тот опыт, который
возникает у человека в процессе
жизни, и который он называл "феноменальным
полем", индивидуален и уникален.
Этот мир, создаваемый человеком, может
совпадать или не совпадать с
реальной действительностью, так как
не все предметы, входящие в окружающее,
осознаются субъектом. Степень тождественности
этого по ля реальной действительности
Роджерс называл
Говоря о структуре Я, Роджерс особое значение придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его самость.
Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, меняющейся в зависимости от ситуации. Это постоянное изменение, избирательность по отношению к окружающему и творческий подход к нему при отборе фактов для осознания, о котором писал Роджерс, доказывает связь его теории не только со взглядами Маслоу, но и с концепцией "творческого Я" Адлера, повлиявшей на многие теории личности второй половины XX века. При этом Роджерс не только говорил о влиянии опыта на самооценку, но и подчерки вал необходимость открытости навстречу опыту. В отличие от большинства других концепций личности, настаивающих на ценности будущего (Адлер) или влиянии прошлого (Юнг, Фрейд), Роджерс подчеркивал значение настоящего. Люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только тогда можно говорить о полной реализации, или, как называл это Роджерс, о полном функционировании личности.
У Роджерса, соответственно,
был свой особый подход к психокоррекции.
Он исходил из того, что психотерапевт
должен не навязывать свое мнение пациенту,
а подводить его к правильному
решению, которое последний принимает
самостоятельно. В процессе терапии
пациент учится больше доверять себе,
своей интуиции, своим ощущениям
и побуждениям. Начиная лучше
понимать себя, он лучше понимает других.
В результате и происходит то "озарение",
которое помогает перестроить свою
само оценку, "переструктурировать
гештальт", как говорит Роджерс.
Это повышает конгруэнтность и дает
возможность принять себя и окружающих,
снижает тревожность и