Характер человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:53, реферат

Описание

Характер – это неразрывное целое. Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самому себе. Каждое свойство характера – это всегда тенденция к совершению в совершению в определенных условиях определенных поступков. В характере фиксируются и как бы поднимаются над конкретной деятельностью только установки, побуждаемые смыслообразующими мотивами личности.

Содержание

Введение .………………………………………………………………………….3
Глава 1. Физиологические основы характера …………………………………..4
Соотношение темперамента и характера…………………………………4
Глава 2. Черты характера…………………………………………………………6
Глава 3. Классификация характеров……………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………17

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 34.31 Кб (Скачать документ)

 

 

Содержание 

 

Введение .………………………………………………………………………….3

Глава 1. Физиологические основы характера  …………………………………..4

    1. Соотношение темперамента и характера…………………………………4

Глава 2. Черты характера…………………………………………………………6

Глава 3. Классификация характеров……………………………………………10

Заключение……………………………………………………………………….15

Список  использованной литературы…………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема характера занимает видное место в психологии начиная с древности, когда Теофраст, которого с полным основанием можно считать пионером в постановке данной проблемы, написал свою знаменитую по резонансу в науке книгу «Характеры». В XVIII в. развернулась интенсивная полемика о происхождении характера между К. Гельвецием и Д. Дидро. Особое внимание психологии характера уделялось в XIX в. В свое время Дж. Ст. Милль предложил выделить в качестве особой науку этологию, подразумевая под ней характерологию, поскольку до Теофраста для обозначения тех свойств или черт характера, которые впоследствии получили название «характер», употреблялся термин «этос».  Популярности изучения характера способствовало большое значение этой проблемы в жизни. Характер – одно из стержневых понятий и в литературоведении. Каждый человек отличается от любого другого своим индивидуальным психологическим своеобразием. В этом смысле в обычной речи и говорят о чертах, характерных для каждого конкретного человека. В понятии «характер» исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем его для определения человеческой индивидуальности – того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми.         В психологии понятие «характер» (от греч. charakter – печать, чеканка), означает совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности  способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношениями личности к этим обстоятельствам.

 

 

Глава 1. Физиологические основы характера

 

1.1 Соотношение темперамента и  характера

 

Как известно, тип нервной  системы зависит от врожденных особенностей высшей нервной деятельности. Но физиологическая  природа человека не остается неизменной.          Говоря о соотношении типа нервной системы (темперамента) и характера, И.П. Павлов писал, что «тип есть прирожденный конституциональный вид нервной деятельности животного – генотип. Но так как животное со дня рождения подвергается разнообразнейшим влияниям окружающей обстановки, на которые оно неизбежно должно отвечать определенными деятельностями, часто закрепляющимися, наконец, на всю жизнь, то окончательная наличная нервная деятельность животного есть сплав из черт типа и изменений, обусловленных внешней средой, – фенотип, характер». Аналогичные воздействия среды испытывает и человек. У человека большое влияние на формирование нервной деятельности оказывает не только первая, но и вторая сигнальная система.    Таким образом, хотя прирожденный тип нервной системы — темперамент – является основой характера, определяют его те особенности временных нервных связей и их сложных систем, которые приобретены человеком в процессе жизнедеятельности. Не врождённые качества, а социальная обусловленность, т. е. влияние среды, воспитание, является главной причиной наличия у человека того или иного характера. От темперамента же главным образом зависит проявление чувств и скорость протекания психических процессов и действий, что, конечно, отражается на характере человека.         Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного, возбудимого типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но воспитываться и проявляться она будет по-разному в зависимости от типа. Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием, так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни.     Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.

 

 

 

 

Глава 2. Черты характера

 

Характер – это неразрывное  целое. Общие черты характера  проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самому себе.         Каждое свойство характера – это всегда тенденция к совершению в совершению в определенных условиях определенных поступков. В характере фиксируются и как бы поднимаются над конкретной деятельностью только установки, побуждаемые смыслообразующими мотивами личности. Лишь при условии, что мотив имеет особую ценность для личности, актуализируемая им смысловая установка генерализируется применительно к различным ситуациям, превращается в характерологическую черту личности, а затем и сама начинает учитываться при выборе личностью различных возможных мотивов ее деятельности.       Отношение к общественным обязанностям и долгу проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им – леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: «Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком». Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность [4, стр. 36]. В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он учится или работает и проводит значительную часть своей жизни. И, прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них.       Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка – это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность – одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность.       Такие черты характера, как воля, целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди с сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать. Волевые качества можно воспитывать у человека. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.  Нельзя здесь не упомянуть и о так называемом социальном характере. Изучая реакции какой-либо социальной группы, мы имеем дело со структурой личности членов этой группы (отдельных людей). Но при этом нас интересуют не те индивидуальные качества, которые отличают этих людей друг от друга, а те общие особенности личности, которые характеризуют большинство членов данной группы. Эту совокупность черт характера, общую для большинства, называют социальным характером. Он менее специфичен, чем индивидуальный характер. В социальный характер входит лишь та совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни [2, стр. 85]. Структура личности большинства членов группы представляет собой лишь разные вариации развития одного и того же «ядра», состоящего из общих черт характера.    Понятие социального характера является ключевым для понимания общественных процессов. Характер – в динамическом смысле аналитической психологии – специфическая форма человеческой энергии, возникающая в процессе динамической адаптации человеческих потребностей к определенному образу жизни в определенном обществе. Характер определяет мысли, чувства и действия индивида.      Часто случается, что некоторая социальная группа на уровне сознания принимает какие-то идеи, но они на самом деле не затрагивают всей натуры членов этой группы в силу особенностей их социального характера. Такие идеи остаются лишь набором осознанных принципов, и в критический момент люди оказываются не способными действовать в соответствии со своими принципами. Иными словами, идея может стать могущественной силой, но лишь тогда, когда она отвечает специфическим потребностям людей данного социального характера.       Какова же функция социального характера в плане служения индивиду и обществу? Если характер индивида более или менее совпадает с социальным характером, то доминантные стремления индивида побуждают его делать именно то, что необходимо и желательно в специфических социальных условиях его культуры. Если рассматривать социальный характер с точки зрения его функции в общественном процессе, то можно отметить, что приспосабливаясь к определенным социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его хотеть действовать именно так, как ему приходится действовать. Если социальный характер большинства людей в данном обществе приспособлен к объективным задачам, которые индивид должен выполнять в данном обществе, то психологическая энергия людей превращается в производительную силу, необходимую для функционирования этого общества.             Таким образом, социальный характер – это результат динамической адаптации человеческой природы к общественному строю. Изменения социальных условий приводят к изменению социального характера (к появлению новых потребностей и тревог). Это порождает новые идеи, в то же время, подготавливая людей к их восприятию. Новые же идеи укрепляют и усиливают социальный характер и направляют человеческую деятельность в новое русло.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Классификация характеров

 

 В целом не может быть  абсолютной или универсальной  классификации характеров, деления  их  на  типы. Существует множество  типологических моделей характеров. Например, типологическая модель  социальных характеров Э. Шострома, типологические модели индивидуальных  характеров К. Юнга, Э. Кречмера, психоаналитическая типологическая  модель А. Лоуэна и др. Рассмотрим  некоторые из них.     Так, Э. Шостром в своей книге «Анти-Карнеги или Человек-манипулятор» говорит о манипулятивных характерах. По его мнению, современный манипулятор не стоит на месте, а постоянно развивается и совершенствуется. Он стремится постичь секреты человеческой природы с единственной целью – чтобы лучше контролировать окружающих. Превыше всего манипулятор боится, что  кто-нибудь, пусть даже близкий и любимый человек, узнает о его истинных чувствах. Сокрытие своих истинных глубоких чувств – это клеймо манипулятора.       Очень распространенный тип манипулятора – человек, который навязывает собеседникам свой язык. Или «прикрывается» выражениями типа «Да, это, конечно, очень интересно», в то время как никакого интереса не испытывает. Чтобы отрезвить манипулятора, его нужно поставить в неловкое положение, например, фразой «Я тебе не верю».     Еще один тип манипулятора – «нытик». При встрече с вами, он обязательно посвятит первых 15 минут подробному рассказу о том, как он несчастлив, как плохо у него идут дела и насколько расстроено его здоровье. Все мы манипуляторы. Но прежде, чем отвергать, ампутировать наше манипулятивное поведение, следует постараться переделать его или модернизировать в актуализационное поведение. Т. е., нам надо более творчески манипулировать, поскольку актуализационное поведение – тоже манипулятивное, только выраженное более творчески.

К. Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к экстравертному и интравертному типу. При этом каждый тип он разделил на мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный. Когда чья-либо сознательная ориентация определяется объективной реальность, фактами, получаемыми из внешнего мира, говорят об экстравертной установке [4, стр. 33]. Если такое положение вещей является привычным, обыденным, перед нами – экстравертный тип. Он характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого, подобно магниту, притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, что ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Ему свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность.     Экстраверсия – ценное качество в общественных ситуациях и в реагировании на требования внешней среды. Но экстравертная установка в крайнем своем проявлении может непостижимым образом пожертвовать самим субъектом для того, чтобы осуществить то, что рассматривается как объективное требование – например, потребности других.  Экстравертный мыслительный тип. Когда жизнь индивида управляется, главным образом, рефлексией, а его действия строятся на основе интеллектуально осмысленных мотивов, говорят о мыслительном типе. Экстравертное мышление обусловлено объективными данными, передаваемыми через восприятие (апперцепцию). Любое суждение здесь строится на критерии, получаемом из внешних условий, т. е. тех, которые передаются традицией или образованием. Экстравертные мыслительные типы настолько увлечены объектом, что без него они просто не могут существовать. Их рефлексия все время вращается вокруг внешних условий и обстоятельств.

Экстравертный чувствующий  тип. Чувство экстравертного типа, как  и экстравертное мышление, ориентировано  объективными данными и обычно пребывает  в гармонии с объективными ценностями. Чувство экстравертного типа ищет творческих и поддерживающих гармонию условий  в окружающей среде. Экстравертные  чувствующие типы обычно очень добродушны и легко приобретают друзей. Они  быстро оценивают требования внешней  ситуации и с готовностью жертвуют собой для других. Без экстравертного чувства «цивилизованная» общественная жизнь была бы, фактически, невозможной. Коллективные выражения в культуре всецело от этого зависят.   

Экстравертный ощущающий  тип. Экстравертное ощущение превосходит  остальные функции в стремлении ориентироваться на объективную  реальность. Как способ восприятия с помощью органов чувств, функция  ощущения зависит от объектов. Субъективный компонент заторможен или вытеснен. Реакция-ответ на объект объектом и  обусловлена. Данный тип выискивает те объекты, – и людей, и ситуации, – которые возбуждают самые сильные  ощущения. Результатом оказывается  мощная связь с внешним миром. Хотя у таких людей недостаёт  терпения или понимания абстрактной  реальности, их ощущение объективных  фактов развито крайне хорошо. Они  обращают внимание на внешнюю сторону  жизни.           Экстравертный интуитивный тип. Интуиция – это функция бессознательного восприятия. В экстравертной установке интуиция направлена на внешние объекты и ими обусловлена. Первичная цель интуиции – постигнуть те аспекты мира, которые не понимаются (не ухватываются) другими функциями. У экстраверта, у которого интуиция ориентирована в направлении вещей и других людей, наблюдается необычная способность ощущать то, что происходит за «сценой», под поверхностью; интуиция «видит» через внешний слой. Главная дилемма для экстравертных интуитивов заключается в том, что сами ситуации, которые, кажется, сулят волнительную свободу, быстро ведут, как только их возможности истощаются, к чувству заточенности, несвободы.   Отличительной чертой интроверсии является ориентация на внутренние личностные качества [1, стр. 28].

Для интровертного типа характерна фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего  мира, которым она придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация. Интровертное сознание может  быть достаточно хорошо осведомлено  о внешних условиях, но субъективные детерминанты оказываются решающими  в качестве движущей силы, мотива. Интроверт  связан, главным образом, с впечатлениями, вызываемыми объектом у субъекта.        

Интровертный мыслительный тип. Мышление в интровертной установке  ориентируется, прежде всего, субъективным фактором. Интроверт-мышление не зависит  ни от непосредственного переживания, ни от общепринятых традиционных идей. Оно обращено на прояснение идей или  даже самого умственного процесса и  лишь потом на его практическое применение. Интровертные мыслители склонны  быть теоретиками. Интровертный чувствующий тип. Чувство в интровертной установке принципиально определяется субъективным фактором. Данный тип труден для понимания, поскольку мало что проявляется на поверхности. То, что справедливо для интровертного мышления, справедливо и для интровертного чувства. Оба ориентированы, прежде всего, на внутренние образы, а не на внешние факты. Образы интровертного мыслителя привязаны к мыслям и идеалам, образы интровертного чувства характерно проявляются как ценности.          Интровертный ощущающий тип. В интровертной установке ощущение изначально основано на субъективном компоненте восприятия. Ощущаемый объект стоит на втором плане по отношению к ощущающему объекту. Физическая чувствительность к объектам и другим людям включает здесь каждую малейшую тень и деталь: как они выглядят, как они чувствуют прикосновение, их вкус и запах, и звуки, которые они издают. Интровертный интуитивный тип. Интровертная интуиция направлена на содержание бессознательного. Интровертный интуитивный тип обладает сверхобычной способностью «вынюхивать» будущее, еще не проявленные возможности и ситуации. Но интуиция направлена вовнутрь. На более светском уровне люди этого типа склонны быть мистическими мечтателями. Этот тип обычно склонен пренебрегать обычными физическими нуждами. Такие люди мало осведомлены о своем собственном физическом существовании или о его воздействии на других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Характер – это не застывшее образование, характер формируется  на протяжении всей жизни человека. Анатомо-физиологические задатки  не предопределяет абсолютно развитие того или иного характера. Признание  же зависимости характера от таких  факторов, как внешний облик, конституция  тела, дата рождения, имя и т.п., ведет  к признанию невозможности сколько-нибудь существенным образом изменять и  воспитывать характер. Однако вся  практика воспитания опровергает тезис  о постоянстве характера, подобные случаи возможны лишь в случае патологии  личности.

Характер несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его. Поэтому, года говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определенную вероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызов обстоятельствам и стать другой (если, конечно, она не скрывает свое бессилие за фразой “Такой уж у меня характер”).

Информация о работе Характер человека