Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 19:45, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что проблема, трудность, которая быстро обнаруживается при употреблении понятий "темперамент" и "характер", заключается в том, что они нередко используются как синонимы; признаки, составляющие их содержание, не дифференцируются
Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретический обзор проблемы исследования характера и темперамента
1.1. Понятие темперамента. Теории темперамента…………………………………………………………………5
1.2. Виды темперамента……………………………………………..7
1.3. Основные понятия характера…….……………………………10
1.4. Типология акцентуаций характера…………………………….11
Глава 2. Взаимодействие характера и темперамента в подростковый период
2.1.Особенности проявления характера в подростковом возрасте………………………………………………………………………..40
2.2. Формирование характера подростка……………………………...42
2.3. Проблема соотношения темперамента и характера в подростковом периоде…………………………………………………………………………48
Заключение………………………………………………………………52
Список литературы………………………………………………………54
Было
бы ошибкой думать, что каждый человек
может быть отнесен к одному из рассмотренных
выше четырех видов темперамента. Описанные
темпераменты в жизни встречаются редко.
В характере каждого человека обычно своеобразно
соединяются черты, присущие разным темпераментам;
про таких людей говорят, что они обладают
смешанным темпераментом. Лишь тогда,
когда в характере человека значительно
преобладают черты того или иного темперамента,
он может быть очень приближенно отнесен
к представителям одного из указанных
четырех видов темперамента.
1.3 Основные понятия характера.
Общее качество личности и совокупность ряда ее своеобразных черт — это и есть характер. Человек при взаимодействии с окружающей средой в своей деятельности формируется и проявляет различные индивидуально-психологические особенности.
Некоторые из этих особенностей слишком малозначащи, чтобы о них говорить, другие кратковременные, третьи вообще не влияют на отношение человека к окружающему и не сказываются на его деятельности, однако существуют и устойчивые индивидуально-психологические особенности, определяющие поведение человека.
Некоторые общие черты характера связаны с развитием и особенностями определенных психических процессов человека. Чертами характера эти особенности становятся лишь тогда, когда вместе с другими особенностями личности начинают определять свойственный именно этому человеку образ действий и отношения к окружающему.
Характер — это не просто суммирование отдельных особенностей личности. Каждый человек имеет много отдельных характерологических черт, и еще больше оттенков каждой из них. И чтобы изучить характер человека, нужно ответить на вопрос: что в нем главное?
Характер
- это совокупность устойчивых черт
личности, определяющих отношение человека
к окружающему миру. Характер проявляется
в деятельности и общении. В отличие
от темперамента он обусловлен не столько
свойствами нервной системы, сколько
культурой человека, его воспитанием.
Характер человека - это то, что определяет
его значимые поступки, а не случайные
реакции на те или иные стимулы или сложившиеся
обстоятельства. Поступок человека с характером
почти не всегда сознателен и обдуман,
может быть объяснен и оправдан, по крайней
мере, с позиции действующего лица. Говоря
о характере, мы обычно вкладываем в представлении
о нем способность человека вести себя
самостоятельно, последовательно, независимо
от обстоятельств, проявляя свою волю
и настойчивость, целеустремленность
и упорство. Бесхарактерный человек в
этом смысле - тот, кто не проявляет подобные
качества ни в деятельности, ни в общении
с людьми, плывет по течению, зависим от
обстоятельств, управляется ими. Также
можно сказать, что характер проявляется
в деятельности и общении и включает в
себя то, что придает поведению человека
специфический, характерный для него оттенок.
1.4 Психологическая характеристика акцентуаций характера
В психологии принято рассматривать рад акцентуаций, которые по разному влияют на формирование характера подростка и человека, в целом. Многие психологи выделяют различные типологии акцентуаций. Таким образом, можно взять типологию акцентуаций Личко А.Е., советского психолога, который предложил следующую типологию акцентуаций. Классификация Личко предназначена специально для подросткового возраста.
Гипертимный тип. Подростки, относящиеся к гипертимному типу, с. Детства отличаются большой шумливостью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к озорству. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незнакомцами, но зато недостает чувства дистанции в отношении к взрослым. В играх любят командовать сверстниками. Воспитатели жалуются на их неугомонность. В школе, несмотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать все а лету, учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости, недисциплинированности. В подростковом возрасте главная черта—почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое настроение. Оно сочетается с хорошим же самочувствием, нередко цветущим внешним видом, высоким жизненным тонусом, активностью и брызжущей энергией, всегда прекрасным аппетитом и крепким освежающим сном. Лишь изредка солнечное настроение омрачается вспышками раздражения и гнева, вызванными противодействием окружающих, их стремлением подавить слишком бурную энергию, подчинить своей воле. Реакция эмансипации сильно сказывается на поведении: такие подростки рано проявляют самостоятельность и независимость. На гиперпротекцию со стороны родителей и воспитателей с ее мелочным контролем, повседневной опекой, наставлениями и нравоучениями, “проработкой” за мелкие проступки дома и на собраниях реагируют крайне дурно; плохо переносят жесткую дисциплину и строго регламентированный режим; в необычных ситуациях не теряются, проявляют находчивость, умеют ловчить и изворачиваться. К Правилам и законам представители этого типа относятся легкомысленно, могут незаметно для себя проглядеть грань между допускаемым и запрещенным. они всегда тянутся в компанию, тяготятся и плохо перекосят одиночество, среди сверстников стремятся к лидерству, при этом не к формальному, а к фактическому—роли вожака и заводилы; при общительности в выборе знакомств неразборчивы и легко могут оказаться в сомнительной компании. Любят риск и авантюры.
Характерно хорошее чувство нового. Новые люди, места, предметы живо привлекают. Легко воодушевляясь, такие подростки часто не доводят начатое до конца, непрестанно меняют “хобби”; плохо справляются с работой, требующей большой усидчивости, тщательности, кропотливого труда; аккуратностью не отличаются ни в выполнении обещаний, ни в денежных делах, легко залезают в долги, любят шиковать, прихвастнуть; склонны видеть свое будущее в радужных красках. Неудачи могут вызвать бурную реакцию, но неспособны надолго выбить из колеи. Отходчивы, быстро мирятся и даже дружат с теми, с кем раньше ссорились.
Половое чувство нередко пробуждается рано и бывает сильным. Поэтому возможна ранняя сексуальная жизнь. Однако подростковая сексуальная девиантность бывает мимолетной, склонности к фиксации здесь не обнаруживается.
Свои
способности и возможности
Гипертимный тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации. На ее фоне могут возникать острые аффективные реакции и ситуативно обусловленные патологические нарушения поведения (ранняя алкоголизация, токсикоманическое поведение, эмансипационные побеги и т.п.). Гипертимная акцентуация может быть также почвой для психопатических развитий по гипертимно-неустойчивому и гипертимно-истероидному типам. Под влиянием повторных черепно-мозговых травм может сформироваться гипертимно-эксплозивный тип психопатии. Гипертимный тип акцентуации встречается как нередкий преморбидный фон при маниакально-депрессивном и шизоаффективном психозах.
Циклоидный тип. В детстве не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода может возникнуть первая субдепрессивная фаза. В дальнейшем эти фазы чередуются с фазами подъема и с периодами ровного настроения. Длительность фаз меняется — сперва дни, 1—2 нед, с возрастом они могут удлиняться или, наоборот, сглаживаться.
В субдепрессивной фазе отмечаются вялость, упадок сил, все валится из рук. Что раньше давалось легко и просто, теперь требует больших усилий. Труднее становится учиться. Общество окружающих людей начинает тяготить, компании избегаются, приключения и риск теряют привлекательность. Подростки в эти дни становятся вялыми домоседами. Мелкие неприятности и неудачи, нередкие в этот период из-за падения работоспособности, переживаются тяжело. Хотя на замечания и укоры часто отвечают раздражением, грубостью, но в глубине души впадают в еще большее уныние. Чувства безысходной тоски или беспричинной тревоги, как при психотической депрессии, не бывает. Больше жалуются на скуку. Не приходится также слышать идей самоуничижения. Однако, если в эти дни выпадают серьезные нарекания или большие Неудачи, особенно если они унижают самолюбие, легко могут возникнуть мысли о собственном безволии, неполноценности, никчемности и Быть спровоцированы острые аффективные реакции с суицидными попытками. Аппетит снижается. Даже любимые кушанья не доставляют прежнего удовольствия. Бессонницы у подростков обычно не бывает. Иногда жалуются на то, что стало трудно уснуть и почти всегда на вялость и разбитость по утрам.
В период подъема циклоидные подростки выглядят как гипертимы. Бросаются в глаза не свойственные им обычно рискованные шутки над старшими и желание везде и всюду острить.
Местом
наименьшего сопротивления
Циклоидной психопатии не
От настроения в данный момент зависит все: и самочувствие, и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Соответственно Настроению и будущее то расцвечивается радужными красками, то представляется унылым и безнадежным, и прошлое предстает то, как цепь Приятных воспоминаний, то сплошь состоящим из неудач и несправедливостей. И повседневное окружение то кажется милым и интересным, То безобразным и скучным.
Маломотивированные смены настроения могут создать впечатление поверхностности и легкомыслия. Однако лабильность подростков отличают глубокие чувства, искренняя привязанность к тем, от кого они видят любовь, заботу и внимание. Привязанности сохраняются, Несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор. Утраты переносятся тяжело. Не менее свойственна и преданная дружба. Предпочитают дружить с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен утешить, отвлечь, при нападках — защитить, а в минуты подъема разделить Радость и веселье, удовлетворить потребность в сопереживании. Любят компании, смену обстановки, но в отличие от гипертимных Подростков ищут в них не поле деятельности, а только новые впечатления. Чуткость ко всякого рода знакам внимания, благодарности, Похвалам и поощрениям, которые доставляют искреннюю радость, не сочетается ни с заносчивостью, ни с самомнением.
Эмансипационные устремления выражены умеренно. Они усиливаются, если их подогревает неблагоприятная семейная обстановка. Тяга к Группированию со сверстниками целиком зависит от настроения. В хорошие минуты ищут компании, в плохие избегают общения. В группе Сверстников на роль вожака не претендуют, охотно довольствуясь положением опекаемого и защищаемого другими любимца и баловня. Хобби ограничиваются информативно-коммуникативным типом, иногда художественной самодеятельностью, да еще некоторыми Домашними животными (особенно привлекательна собственная собака, которая служит громоотводом для эмоций при перепадах Настроения). Сексуальная активность обычно ограничивается флиртом и ухаживаниями. Влечение долго остается малодифференцированным
И
легко возможно отклонение на путь
транзиторного подросткового
Информация о работе Характер и темперамент, проблемы их соотношения