Характер и темперамент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 21:21, контрольная работа

Описание

Темперамент и характер имеют достаточно тесную связь между собой, зависят от психофизиологических особенностей организма и типов нервной высшей деятельности. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности инвалида в основном постоянен, но это нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению.

Содержание

Введение.
1.Отличительные признаки характера.
2.Формирование характера.
3.Темперамент.
4.Четыре типа темперамента.
Заключение.
Литература.

Работа состоит из  1 файл

характер и темперамент реферат.doc

— 98.00 Кб (Скачать документ)


1.   Воронежский институт экономики и социального управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа.

 

 

Тема: Характер и темперамент.

 

 

 

 

                                                                                             Дисциплина: Психология.

 

 

                                                                                              Выполнила: Захарова Дарья

                                                                                                                Заочного отделения

                                                                                                                II курс

                                                                                    Специальность: Психология.

 

                                                                                Проверил: Мягков Иван Федорович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОРОНЕЖ 2004г.


Содержание работы.

Введение.

1.Отличительные признаки характера.

2.Формирование характера.

3.Темперамент.

4.Четыре типа темперамента.

Заключение.

Литература.

 

 


Введение.

              История учения о характере показывает значительное разнообразие даже в исходных, позициях при определении этой важ­нейшей стороны личности.

              Термин «характер» введен в обиход науки и жизни древнегреческим ученым и философом, другом Аристотеля Теофрастом (1У—Ш вв. до н. э.) Слово «характер» по-гречески означает «черта», «примета», «признак», «особенность» Сохранился небольшой трактат Теофраста о характерах, в котором описаны под углом зрения сатирика и моралиста 30 характеров. Описание каждого характера дано под знаком одной господствующей, рельефно выраженной черты: «притворство», «лесть», «скучный рассказчик» и т.п.

              В общем, или широком, смысле слова под характером человека надо понимать индивидуальные ярко выраженные и качест­венно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки.                             Из этого определения вытекает, что когда речь идет о характере человека, то имеются в виду все его индивидуально выра­женные и своеобразные психологические черты. Характеризовать человека всегда означает дать психологию его как индивидуаль­ности, выделить не сумму ее качеств, а те черты, которые отли­чают данного, человека от других людей и вместе с тем структур­но целостны, т. е. представляют собой известное единство.

              При данном определении характера в широком смысле слова к характеру можно относить и качества темперамента и способности, если они являются ярко выраженными индивиду­альными чертами и при этом воздействующими на поведение человека.

              Темперамент и характер имеют достаточно тесную связь между собой, зависят от психофизиологических особенностей организма и типов нервной высшей деятельности. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и  в процессе жизнедеятельности инвалида в основном постоянен, но это нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого усилия человека должны быть направлены прежде всего не на изменения, а на выявления  и осознание особенностей своего темперамента. Это позволит выявить способы деятельности, которые  наибольшей степени соответствуют его природным качествам, природному дарованию.

 

 


1.Отличительные признаки характера.

Разные люди в одних и тех же обстоятельствах проявляют разные свойства личности. Например, при общении с новыми незнакомыми людьми одни робки, застенчивы, сдержанны, молчаливы; другие—самоуверенны, оживленны, разговорчивы. Эти различия объясняются, с одной стороны, отношением человека к людям, с другой стороны—индивидуальными особенностями темперамента и психических процессов. Так как эти различия определяются отношениями личности, мы вправе обозначить их как свойства личности. Но в отношениях личности всегда содержится нечто социально-типичное. Между тем в описанных различиях проявляется индивидуальное своеобразие личности. Поэтому такие индивидуальные различия личности, которые про­являются лишь в определенных обстоятельствах, мы обозначаем как свойство характера. Из сказанного вытекает и другой при­знак характера. Одни и тот же человек проявляет робость и застенчивость: в труде—добросовестность, тщательность, методичность; в обращении со своими вещами—аккуратность, бе­режливость и т. д.             

Так как свойства характера обусловлены социально-типич­ными отношениями личности, то обнаруживаются они не в любых ситуациях, а лишь в           социально-типичных. Например, индивидуальные различия между людьми проявляются и в том, как они едят, ходят, танцуют и т. д. Но в таких индивидуальных различиях характер не проявляется, потому что отношение к еде, ходьбе или танцам не является социально-типичным. Меж­ду тем различия в общении с людьми, в труде, в учении, дейст­вительно, обусловлены характером, потому что отношения к тру­ду, людям, учению—социально-типичны.     Социально-типичными являются только такие ситуации, которые имеют существенное общественное значение. Именно поэтому в таких ситуациях проявляются социально-типичные отношения личности. 

Итак, характер—это индивидуальность личности. Свойства  характера — такие индивидуально-своеобразные свойства личности, которые проявляются лишь в типичных ситуациях в зависимости от социально-типичных отношений личности, с одной стороны, и от свойств индивидуума, с другой. Из этого опреде­ления вытекает, что свойства характера следует отличать от таких индивидуальных психических свойств, которые проявля­ются относительно независимо от специфического содержания социально-типичных отношений личности и от  какой-либо ситу­ации. К последним относятся свойства темперамента и         индиви­дуальные качественные особенности психических процессов.

              Следует отличить свойства характера и от психических со­стояний. Так же, как и свойства характера, психические состоя­ния проявляются в определенной ситуации и притом различным образом у разных людей в зависимости от свойств темперамен­та. Но в отличие от свойств характера, психические состояния не зависят от устойчивого и постоянного отношения к ситуации. Это различие лучше всего обнаруживается, если мы сравним тревожность как психическое состояние и тревожность как свойство характера. Тревожность проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональном возбуждении, эмоциональных депрессивных реакциях, состоянии напряжения и т. п. Как психи­ческое состояние тревожность проявляется в любой трудной и напряженной ситуации.

             

              В исследованиях нашей лаборатории показатели тревожности коррелируют со слабостью нервных процессов относительно возбуждения и с их инертностью (В. В. Белоус, 1967; Л. Д. Василенко, 1967). Следовательно, она присуща людям меланхолического темперамента.

              Вместе с тем, существует такая тревожность, которая про­является не в любой трудной и напряженной ситуации, а в ситуации, создающей угрозу для социальной оценки личности и обусловленной отношением к этой ситуации. Так, в исследованиях Н. С. Уткиной установлено, что контрольная работа в шко­ле, по сравнению с тренировочной работой, у учеников слабого типа с активными положительными мотивами учения высылает характерные для тревожности проявления нервно-психического напряжения (повышенную отвлекаемость внимания). Между тем у учеников слабого типа с малоактивными учебными мотивами вызывает нервно-психического напряжения и, следовательно, не является угрожающей. Благодаря такой двоякой обусловленно­сти отношения личности, с одной стороны, и свойствами темпера­мента, с другой, такую тревожность в ситуации угрозы для ре­путации или в ситуации общения с людьми следует понимать как свойство характера.

              Из сказанного вытекает, что свойство характера не только отличается от психического состояния большей устойчивостью и постоянством (Н. Д. Левитов, 1964), но и обусловлено устой­чивым отношением личности. Поэтому нельзя рассматривать пси­хические состояния как переходную онтогенетическую ступень к свойствам характера. Психическое состояние не может само собой, по мере того, как оно становится все более привычным, устойчивым и постоянным, превратиться в свойство характера необходимо условие возникновения свойства         характера—фор­мирование устойчивого отношения личности.

              Свойство характера следует отличать от ситуативного типа поведения (В. Н. Мясшцев, 1960). Так же, как и свойство харак­тера, ситуативный тип поведения характеризует индивидуальное своеобразие поведения в определенной ситуации. Ситуативный тип поведения, как и свойство характера, в отличии от психического состояния, обусловлен отношением к данной ситуации. Отличие свойства характера в том, что оно обусловлено не лю­бым, а лишь социально - типичным отношением. В качестве одной из иллюстраций ситуативного типа поведения можно указать на индивидуальные различия в выражении фрустрации. Под фрустрацией понимают  состояние человека или животного при таком неудовлетворении каких-либо активных мотивов, которые пре­восходят порог его терпимости. В таком состоянии одни люди стремятся «сорвать зло» на ком-либо, даже если он не является подлинным виновником неудовлетворения. Другие склонны ви­нить во всем происшедшем самих себя и проявляют депрессивные реакции. Третьи стараются понизить значение неприятности  или стараются не замечать ее (Розенцвейг, 1934).

              Эти индивидуальные различия проявляются лишь в ситуации неудовлетворения и при достаточно активном отношении к этой ситуации. Однако такое состояние неудовлетворения может воз­никнуть при самых различных мотивах и отношениях личности. Это может быть неудовлетворение учебных, игровых, трудовых мотивов или даже органических влечений. Поэтому в отношении к ситуации фрустрации нет чего-либо социально-типичного.

              Бо­лее того, такие ситуации и соответствующие реакции на них присущи не только человеку, но и животным. Поэтому индиви­дуальные различия реакций фрустрации определяют ситуатив­ный тип поведения, а не свойство характера.

              Однако, если эти индивидуальные особенности фрустрации проявляются и трудовой ситуации при отрицательной оценке труда и не проявляются при материальных лишениях, то они уже определяют не ситуативный тин поведения, а свойство ха­рактера. Отсюда опять-таки вытекает, что ситуативный тип поведения нельзя рассматривать как переходную степень к свой­ству характера. Для того чтобы возникло свойство характера, недостаточно, чтобы ситуативный тин поведения стал более прочным и устойчивым. Необходимо, чтобы он был обусловлен  социально-типичным отношением личности.

              Определение каждого отдельного свойства ха­рактера должно раскрывать общую закономерность его струк­туры. Для того чтобы ее раскрыть, необходимо и достаточно обозначить: 1) ситуации, в которых проявляется данное свой­ство характера; 2) социально-типичные отношения, которые его определяют; 3) типичные свойства индивидуума, которые ле­жат в его основе.

              Все эти условия, определяющие структуру свойства харак­тера,—это общие, типические условия и потому могут быть обозначены соответствующими общими понятиями — словами. Например, «общительность в узком кругу близких и хорошо знакомых людей, проявляемая по типу флегматического темпе­рамента», или «дисциплинированность на уроке, проявляемая по типу холерического темперамента», или «нетерпимость к по­ниженной оценке труда, проявляемая во фрустрированных ре­акциях депрессивного типа».

 


2.Формирование характера.

              Среди свойств индивидуума, в зависимости от которых фор­мируются свойства характера, существенную роль, как мы ви­дели, играет тип темперамента, имеющий наследственное про­исхождение. Отсюда, естественно, возникает вопрос, какова вообще роль наследственности в формировании характера?                        Наиболее надежный путь для разрешения вопроса о роли наследственности и формировании характера—это сравнение их развития у гомозиготных и гетерозиготных близнецов при прочих равных условиях. В силу физиологических причин на­следственные свойства гомозиготных близнецов одинаковы. Одинаковость же условий воспитания элиминируется благодаря сравнению с гетерозиготными близнецами, у которых условия воспитания в такой же степени сходны, как и у гомозиготных, но наследственные свойства различны.

              Роль наследственных задатков проявляется лишь в том, что обусловленный наследственностью тип темперамента благоприятствует или противодействует формированию определенных свойств характера. Но необходимое и определяющее условие их возникновения—соответствующие внешне социальные условия и условия воспитания. Вместе с тем, свой­ства характера не представляют собой пассивного отражения условий развития и воспитания. Это хорошо обнаруживается в исследовании Зазо и Готшальдта. Зазо, наблюдая гомозиготных близнецов в младенческом и дошкольном возрасте в совместных играх и занятиях, обнаружил между ними резкие различия в отношениях властвования—подчинения, активности, инициативности и пассивности. Такие же данные о различиях в свойствах характера нашел и Готшальдт при изучении гомозиготных близнецов в родной семье. Готшальд объясняет это обостренным у близнецов стремлением не походить друг на друга и искать индивидуальные способы самовыражения. Такое стремление в особенности выражено в подростковом возрасте в период усиления самосознания. В этом объяснении свойства ха­рактера определяются не внешними социальными условиями и условиями воспитания, а имманентной тенденцией личности к индивидуализации. С материалистической точки зрения такое объяснение не­приемлемо. Кроме того, с этой точки зрения едва ли можно объяснить различия в свойствах характера у гомозиготных близ­нецов в младенческом и младшем дошкольном возрасте, когда стремление к подражанию и конформизм выражены и наибольшей степени.

Информация о работе Характер и темперамент