Характеристика дефекта, этиология и патогенез при алалии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 12:01, реферат

Описание

Алалия — это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органических поражений речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития.[3,5,7]

Рассмотрим основные составляющие этого определения. Недоразвитие речи проявляется в ее отсутствии или крайне малом объеме у детей в период онтогенеза, когда она должна появиться. Термин алалия происходит от греческого lalio — «говорю» и отрицания «а».

Содержание

1. Понятие и клиника алалии……………………………………………стр. 3

2. Отличие алалии от других речевых расстройств………………….стр. 4

3. Этиология алалии…………………………………………..…………..стр. 5

4. Патогенез алалии………………………………………………………стр. 6

Литература………………………………………………………………...стр.11

Работа состоит из  1 файл

Реф-Характеристики дефекта, этиология и патогенез при алалии.doc

— 150.00 Кб (Скачать документ)

 (Наиболее  вероятные мозговые механизмы, обусловливающие сенсорную и моторную алалию)

 Помимо врожденной готовности к языковому развитию, первично сохранного интеллекта, стимулов внешней среды, которые побуждали бы системы мозга к созреванию, мотивации к речи, необходимо, чтобы между отдельными анализаторами и надстроенными над ними модальностями имелись полноценно функционирующие проводящие пути, по которым информация передавалась бы из одной зоны мозга в другую. Это относится и к собственно речевым областям мозга. Без связи между отдельными областями мозга, участвующими в освоении речи, она развиваться не может.

 Рассмотрим, какие именно межсистемные связи  не формируются в первую очередь при сенсорной и моторной алалиях с нейропсихологической точки зрения.

 Современными  нейрофизиологическими исследованиями (М. Кинзборн, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких и др.) [3,6,10] показано, что в раннем речевом онтогенезе большую роль играют процессы левополушарной латерализации речевой функции. Вначале ребенок усваивает неречевые шумы (природные — шум ветра, шуршание листьев, звук льющейся воды, раскаты грома, а также «голоса» животных; предметные шумы, издаваемые различными предметами — орудиями труда, музыкальными инструментами и пр.). Эти приобретения правого полушария служат базисными для первичных операций речевого развития. Они состоят в отборе из них левополушарным механизмом полезных для речи признаков. Все удары, смычки, шипения, свисты, рычания и мычания в левом полушарии должны видоизмениться и превратиться в звуки речи, которые сохраняют в самих названиях связь с исходными звучаниями. Так формируется речевой слуховой гнозис.

 Задача  извлечения из неречевых шумов полезных для речи признаков оказывается  недоступной наиболее тяжелым алаликам. Как известно из литературы, доречевой  период протекает у них без  существенных отклонений, т.е. так же, как и у здоровых в речевом отношении детей. Они овладевают соответственно возрастным параметрам различными доречевыми навыками: движениями, в том числе и ритмическими, рисованием, могут подражать неречевым звукам, например, вою ветра, голосам животных; выполнять различные бытовые операции, сопровождаемые жестами. Однако на этих «древних» навыках подготовительная к речи фаза развития и заканчивается Звуки, издаваемые человеческим голосом, им так и остаются недоступны, если не принять соответствующих коррекционных мер. Иначе говоря, речевой слуховой гнозис у этих детей не формируется или формируется медленно, дефектно

 Местом  преимущественной локализации речевого слухового гнозиса в мозге  является левая височная доля. Понятно, что она может вовремя включиться в работу лишь в том случае, если ребенок накопил необходимую неречевую слуховую базу и если проводящие пути между полушариями (и в первую очередь, мозолистое тело) у него сохранны. В том случае, если эти условия не соблюдены, ребенок не приобретает способности ориентироваться в акустических шумах как звуках речи и, следовательно, не понимает того, что говорят взрослые.

 В отличие  от сенсорной алалии, при которой  отсутствуют необходимые связи  между правым и левым полушариями  мозга, при моторной алалии патологический процесс сосредоточен преимущественно в левом (доминантном по речи) полушарии. Допустим, ребенок овладел в некоторой степени способностью различать звуки речи и улавливать их смысловые роли в языке, т.е. неречевые шумы трансформировались у него в звуки речи. Однако для того, чтобы он заговорил сам, этого мало, необходима еще способность перешифровывать эти звучания в артикуляционные движения Они могут быть приблизительными, недифференцированными, но именно артикуляционными (речевыми). Для этого нужно, чтобы речевая продукция, воспринятая на слух, была перешифрована в артикуляционные движения. Это, в свою очередь, возможно лишь в том случае, если полноценные проводящие пути между сенсорной (височной) и моторной (премоторной и постцентральной) областями мозга полноценны. Немалую роль в этих процессах играют и лобные доли, обеспечивающие не механическую имитацию услышанного, а осмысленную речевую деятельность. Таковы наиболее вероятные мозговые механизмы.

 Изложенные  представления о патогенезе алалии подтверждаются данными современных аппаратурных исследований алаликов — у подавляющего большинства из них очаговых поражений мозга не обнаруживается. К тому же регистрируемые в области речевых зон кисты и другие образования, как правило, к алалиям не приводят. Таким образом, представление об алалии как о «детском» аналоге афазии, обусловленном поражением мозга в области Брока или Вернике, не находит сегодня подтверждения.

 Нейропсихологический  подход объясняет, почему очаговые поражения  речевых зон мозга не вызывают у большинства детей алалии, в то время как у взрослых приводят к афазии. Решающую роль играет здесь признание того, что детский мозг обладает высокой степенью пластичности. Компенсация позволяет заместить поврежденный участок мозга «здоровым», еще не получившим определенной функциональной специализации. Однако это возможно лишь при условии, что сохранны проводящие нервные пути, связывающие между собой отдельные участки мозга. В период речевого развития их состояние является более важным, чем состояние самих речевых зон. Причина этого состоит в пластичности, свойственной детскому мозгу и принципиально отличающей его от взрослого, неповрежденные участки которого при необходимости включиться в компенсаторный процесс проявляют значительную инертность.

 Таким образом, на современном этапе изучения алалии можно констатировать, что неспособность детей-алаликов овладевать средствами языка и способами их использования в собственной речи обусловлена сочетанием целого ряда разнообразных препятствующих этому факторов.

   Для понимания речи с опорой на речевой слуховой гнозис и фонематический слух необходимо, чтобы полезные для речи признаки, отобранные из неречевых сигналов, из правого полушария «перешли» в левое, т.е., чтобы осуществился процесс их левополушарной латерализации.

   На рис. 1 показано, что связь между полушариями прервана, и, следовательно, левополушарная латерализация не осуществляется. Нормативное дискретное понимание речи в этом случае невозможно.

 Для того, чтобы появилась устная (членораздельная, артикулированная речь), должны осуществиться связи между:

 1.Правой височной долей и левой теменной — звукоподражания.

 2.Височной долей левого полушария с постцентральной областью — воспроизведение отдельных артикулем (речевых кинестезии, являющихся единицами афферентного артикуляционного праксиса).

 3.Височной долей с премоторной областью — воспроизведение серии артикулем (слов, являющихся единицами эфферентного артикуляционного праксиса). 

                                     
 

 Рис. I 

                                   

 Рис. 2 

 На  рис. 2 показано, что связь между правой височной долей и левой теменной, обеспечивающая первые звукоподражания у детей с моторной алалией, как правило, осуществляются. В отличие от этого связи левой височной доли с обеими артикуляционными долями (теменной и премоторной) прерваны. В результате устная речь у ребенка не развивается.

 Алгоритм  компенсации:

 1. Ассоциативные  связи между затылочными долями  и постцентральной областью левого полушария мозга: буквенно-артикуляционные связи в звукоподражаниях.

 2. Ассоциативные  связи между затылочными долями  и премоторной областью левого полушария мозга: артикуляционно-графические связи (чтение слов).

 3. Ассоциативные  связи между постцентральной  областью левого полушария и  височной долей правого полушария: артикуляционно-акустические связи в звукоподражаниях.

 4. Ассоциативные  связи между премоторной зоной  и височной долей левого полушария:  артикуляционно-акустические связи.

 Полезные  для артикуляции признаки отбираются не из акустических, а из графических образов звуков речи и слов (чтение), т.е. путем подключения «здоровой» затылочной коры. Таким способом удается «обойти» основную при нормальном речевом развитии связь между височными долями правого и левого полушарий. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

  1. Амасьянц  Р.А., Амасьянц Р.А. Клиника интеллектуальных нарушений. – М.: Педагогическое общество России, 2009.    
  2. Беккер К.П., Совак M. Логопедия: Пер. с нем. – М.: Медицина, 1981.
  3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М., 2007.
  4. Голик А., Мамцева В. Алалия //Справочник по психологии и психиатрии детского возраста/ Под общ. ред. С.Ю.Циркина. – СПб.: Изд-во «Питер», 1999.
  5. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. – М., 1962.
  6. Коган В. Алалия //Справочник по психологии и психиатрии детского возраста/ Под общ. ред. С.Ю.Циркина. – СПб.: Изд-во «Питер», 1999.
  7. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. — М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
  8. Правдина О.В. Логопедия. — М.: Просвещение, 1973.
  9. Эидинова М.Б. Алалия // Большая медицинская энциклопедия – Т. I /Гл. ред. Б.В.Петровский. - Изд-е третье. – М.: Изд-во «Большая энциклопедия, 1974.            

Хрестоматия по логопедии – Т. II /Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.

Информация о работе Характеристика дефекта, этиология и патогенез при алалии