Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:59, практическая работа
Проблема лидерства изучается многими учеными более ста лет. Она стала поистине междисциплинарной, но психологам принадлежит приоритет как в количественном отношении (по числу теорий, проведенных экспериментов, публикаций, исследовательских центров), так и по разработанности проблемы. Интерес исследователей закономерен - в человеческом обществе существуют различные группы, непременным атрибутом которых на определенном этапе развития является выдвижение лидера.
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА
Программированное задание
По предмету: Психология лидерства
На тему: «Характеристика действующего руководителя, используя методики: тест Жизнестойкости, тест Смысложизненных ориентаций и Мак-шкала»
Выполнила: студентка :
33 потока 5 курса ФММ
Полякова А.М.
Проверила:
Казанская Л.М.
Гороховец
2013г.
Введение.
Проблема лидерства изучается многими учеными более ста лет. Она стала поистине междисциплинарной, но психологам принадлежит приоритет как в количественном отношении (по числу теорий, проведенных экспериментов, публикаций, исследовательских центров), так и по разработанности проблемы. Интерес исследователей закономерен - в человеческом обществе существуют различные группы, непременным атрибутом которых на определенном этапе развития является выдвижение лидера.
Особенно актуальна
эта проблема для современного
постсоветского пространства - России
и стран ближнего зарубежья.
Демократизация этих стран,
Вся жизнь человека протекает
в социальном контексте, он живет
и действует в составе
Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.
Из вышесказанного ясно, что проблемы лидерства на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет изучение феномена лидерства.
Данная тема также имеет
практическую значимость. Исследования
личностных характеристик лидера, их
анализ и изучение сущности лидерства
и руководства позволяют
Данное программированное задание предполагает характеристику уже действующего руководителя. Для этого используется три методики: тест жизнестойкости, тест смысложизненных ориентаций и Мак-шкала.
Объект исследования: человек
Предмет исследования: лидерство
Анкетные данные респондента
Респондент: Поляков Александр Валерьевич
Должность: инженер, руководитель конструкторского бюро ОАО "Элеватормельмаш"
Возраст: 36 лет
Семейное положение: женат
Дети: сын 1 год
Респонденту было предложено последовательно три теста: Тест Жизнестойкости, тест смысложизненных ориентаций и Мак-шкала.
Тест жизнестойкости
Ответьте, пожалуйста на следующие
вопросы, отмечая галочкой тот ответ,
который наилучшим образом
№ |
Вопросы |
нет |
скорее нет, чем да |
скорее да, чем нет |
да |
1 |
Я часто не уверен в собственных решениях. |
x |
|||
2 |
Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела. |
x |
|||
3 |
Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели. |
x |
|||
4 |
Я постоянно занят, и мне это нравится. |
x |
|||
5 |
Часто я предпочитаю «плыть по течению». |
x | |||
6 |
Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств. |
x | |||
7 |
Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня. |
x |
|||
8 |
Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня. |
x |
|||
9 |
Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо. |
x |
|||
10 |
Порой я так устаю, что уже ничто не может заинтересовать меня. |
x |
|||
11 |
Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным. |
x |
|||
12 |
Я стараюсь быть в курсе всего происходящего вокруг меня. |
x | |||
13 |
Лучше синица в руках, чем журавль в небе. |
x | |||
14 |
Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым. |
x |
|||
15 |
Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их. |
x |
|||
16 |
Иногда меня пугают мысли о будущем. |
x |
|||
17 |
Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал. |
x | |||
18 |
Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль. |
x |
|||
19 |
Мне кажется, если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете. |
x |
|||
20 |
Возникающие проблемы
часто кажутся мне |
x |
|||
21 |
Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш. |
x | |||
|
|||||
22 |
Я люблю знакомиться с новыми людьми. |
x |
|||
23 |
Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не умеет видеть интересное. |
x |
|||
24 |
Мне всегда есть чем заняться. |
x | |||
25 |
Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг. |
x |
|||
26 |
Я часто сожалею о том, что уже сделано. |
x |
|||
27 |
Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучш их времен. |
x |
|||
28 |
Мне трудно сближаться с другими людьми. |
x |
|||
29 |
Как правило, окружающие слушают меня внимательно. |
x |
|||
30 |
Если бы я мог, я многое изменил бы в прошлом. |
x | |||
31 |
Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен. |
x |
|||
32 |
Мне кажется, жизнь проходит мимо меня. |
x |
|||
33 |
Мои мечты редко сбываются. |
x |
|||
34 |
Неожиданности дарят мне интерес к жизни. |
x | |||
35 |
Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны. |
x |
|||
36 |
Порой я мечтаю о спокойной размеренной жизни. |
x | |||
37 |
Мне не хватает упорства закончить начатое. |
x | |||
38 |
Бывает, жизнь кажется мне скучной и бесцветной. |
x |
|||
39 |
У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы. |
x |
|||
40 |
Окружающие меня недооценивают. |
x |
|||
41 |
Как правило, я работаю с удовольствием. |
x |
|||
42 |
Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей. |
x |
|||
43 |
Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются. |
x |
|||
44 |
Друзья уважают меня за упорство и непреклонность. |
x |
|||
45 |
Я охотно берусь воплощать новые идеи. |
x |
Результаты теста
Установка вовлеченности:
0+3+1+2+3+1+1+1+3+1+1+3+3+3+0+
35б. - ниже среднего
Установка контроля:
2+0+3+3+2+2+3+0+0+3+3+3+1+1+3+
34б. - выше среднего
Установка принятия риска:
3+0+3+0+3+3+0+3+0=18
18б. - выше среднего
Жизнестойкость: 87 б. - выше среднего
Согласно С.Мадди
У анкетируемого респодента ниже среднего установка вовлеченности. Это значит, что его убежденность в том, что лучше быть вовлеченным в происходящие события, какими бы они ни были, ниже среднего. Иногда он может посчитать происходящее стоящим того, чтобы оставаться по максимуму вовлеченным в события, но это происходит редко и только в некоторых сферах жизни. Чаще он предпочитает отстраниться от неприятных, трудных ситуаций
У него выше среднего установка контроля, то есть убежденность в том, что эффективнее всегда, когда это возможно, активно влиять на исход ситуации. В трудных ситуациях он часто старается активно влиять на происходящее, но иногда все же заранее опускает руки и занимает пассивную позицию.
Установка принятия риска (вера в то, что перемены - это есественная часть жизни и возможность получить новый опыт) у него выше среднего. Иногда перемены пугают его, и хочется покоя, а стрессовые ситуации кажутся чем-то угрожающим, но чаще он все же готов встретить их лицом к лицу, рассматривать их как испытания, как вызов, а перемены в жизни - как шанс получить новый опыт и навыки.
Его жизнестойкость выше среднего. Это значит, что хотя иногда он хочет избежать серьезных перемен, которые кажутся угрожающими, все же чаще склонен рассматривать их как естественную часть жизни, из которой можно извлечь полезный опыт, развиться и испытать себя. В таких случаях он склонен чувствовать себя очень бодро в самых трудных ситуациях, активно их преодолевая.
тест смысложизненные ориентации
Респоденту предложены пары противоположных утверждений. Его задача – выбрать одно из двух утверждений, которое более соответствует действительности и отметить в соответствии с уверенностью выбора
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
|||
1. |
Обычно мне очень скучно. |
x |
Обычно я полон энергии | ||||||
2. |
Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей |
x |
Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной | ||||||
3. |
В жизни я не имею определенных целей и намерений |
x |
В жизни я имею очень ясные целя и намерения | ||||||
4. |
Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной |
x |
Моя жизнь представляется
мне вполне осмысленной и | ||||||
5. |
Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие |
x |
Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие. | ||||||
6. |
Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться |
x |
Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами. | ||||||
7. |
Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал |
x |
Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал. | ||||||
8. |
Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов. |
x |
Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни. | ||||||
9. |
Моя жизнь пуста и неинтересна. |
x |
Моя жизнь наполнена интересными делами | ||||||
10. |
Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной. |
x |
Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла. | ||||||
11. |
Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе. |
x |
Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас. | ||||||
12. |
Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство. |
x |
Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности. | ||||||
13. |
Я человек очень обязательный. |
x |
Я человек совсем не обязательный. | ||||||
14. |
Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию. |
x |
Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств. | ||||||
15. |
Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком. |
x |
Я не могу назвать себя целеустремленным человеком. | ||||||
16. |
В жизни а еще не нашел своего призвания и ясных целей. |
x |
В жизни я нашел свое призвание и целя. | ||||||
17. |
Мои жизненные взгляды еще не определились. |
x |
Мои жизненные взгляды вполне определились. | ||||||
18. |
Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни. |
x |
Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни. | ||||||
19. |
Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею. |
x |
Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями. | ||||||
20. |
Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение |
x |
Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания. |
Результаты и расшифровка результатов теста:
Так как респондент – мужчина, средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя мы берем для мужчин.
Субшкала1 - Цели 7+6+6+6+7+7=39
Среднее значение 32,9; стандартное отклонение 5,92
Исходя из результатов теста можно сделать вывод, что респондент – человек целеустремленный, с далеко идущими планами на будущее и имеющий представление о личной ответственности при их реализации
Субшкала 2 - Процесс 6+3+6+3+2+6=26
Среднее значение 31,09; стандартное отклонение 4,44
Показатель этой субшкалы говорит о том, что респондент воспринимает сам процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.
Субшкала 3 - Результат 5+6+6+6+7=30
Среднее значение 25,46; стандартное отклонение 4,3
Баллы, полученные по этой субшкале, отражают пройденный отрезок жизни как продуктивный и осмысленный
Субшкала 4 - Локус контроля-Я 6+6+6+6=24
Среднее значение-21,13; стандартное отклонение-3,85
Испытуемый представляет себя как сильную личность, обладающую свободой выбора
Субшкала 5 - Локус контроля-жизнь 2+6+1+7+7+6=29
Среднее значение -30,14; стандартное отклонение-5,80
Человек убежден в том, что ему дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать из в жизнь.
Общиц показатель ОЖ:
6+3+7+6+3+7+2+5+6+6+1+6+7+7+6+
Среднее значение-103,10; стандартное отклонение-15,03
Общее значение по совокупности значений всех шкал выходит за рамки нормы на 6.9, что является стандартным отклонением. По результатам теста респондент характеризуется как сильный, целеустремленный человек, обладающий свободой выбора, адекватно воспринимающий процесс жизни со всеми падениями и взлетами, не жалеющий о прошлом, свободно принимающий решения и воплощающий задуманное в жизнь.
Мак-шкала
Ответьте на вопросы, отмечая галочкой тот ответ, который наилучшим образом отражает ваше мнение.
Полностью согласен |
Согласен |
Скорее согласен, чем не согласен |
Затрудняюсь ответить |
Скорее не согласен, чем согласен |
Не согласен |
Совершенно не согласен | |
1. Открывать другим причину своих действий нужно в том случае, если это полезно для тебя |
x |
||||||
2. Лучший способ получить от людей то, что тебе надо – сказать им то, что они хотят услышать |
x |
||||||
3. Человек должен делать что-то, только если он уверен, что это морально оправдано, то есть правильно с нравственной точки зрения |
x |
||||||
4. Большинство людей, в сущности, хорошие и добрые |
x |
||||||
5, В общем то все люди порочны и когда-нибудь это обязательно проявится |
x |
||||||
6. Честность – лучшая политика в любых ситуациях |
x |
||||||
7. Нельзя оправдывать человека который лжет для достижения личных целей |
x |
||||||
8. Люди не хотят работать в полную силу без принуждения со стороны |
x |
||||||
9. Лучше занимать скромное положение и быть честным, чем влиятельным и нечестным |
x |
||||||
10. Когда просишь кого
либо сделать что то для
тебя лучше сказать о |
x |
||||||
11. Большинство из тех кто достиг высокого положения в обществе являются порядочными и безупречными в нравственном плане |
x |
||||||
12. Человек полностью доверяющий кому то другому напрашивается на неприятности |
x |
||||||
13. Большинство преступников
отличается от других людей
в основном тем что они |
x |
||||||
14. Большинство людей - смелые |
x |
||||||
15. Льстить нужным людям значит проявлять мудрость |
x |
||||||
16. Можно быть хорошим человеком во всех отношениях |
x |
||||||
17. Ошибаются те кто
считает людей простаками |
x |
||||||
18. Для того кто хочет сделать карьеру главное – не хорошо работать а уметь обходить формальности и ради достижения цели не бояться идти на мелкие правонарушения |
x |
||||||
19. Неизлечимо больные люди с их согласия могут быть умерщвлены |
x |
||||||
20. Большинство людей легче забывают о смерти своих родителей чем о потере своей собственности |
x |
Общий балл по результатам тестирования - 78
Исходя из общего балла по результатам тестирования можно сделать вывод, что респондент обладает довольно высоким результатом по Мак-шкале, что говорит о том, что в межличностных отношениях человек часто использует лесть и в целом успешно влияет на других людей. Респондент коммуникабелен, легко находит общий язык с другими людьми.
Вывод:
Респондент, действующий руководитель КБ на предприятии ОАО "Элеватормельмаш", Поляков Александр Валерьевич, был протестирован по трем методикам: тест Жизнестойкости, тест Смысложизненных ориентаций и Мак-шкала.
По совокупности результатов
всех трех методик можно составить
психологический портрет
Испытуемый обладает
активной жизненной позицией, уверенный,
что только борясь и
Респондент характеризуется
как сильный, целеустремленный человек,
обладающий свободой выбора, адекватно
воспринимающий процесс жизни со
всеми падениями и взлетами, не
жалеющий о прошлом, свободно принимающий
решения и воплощающий
Обладает довольно высоким результатом по Мак-шкале, что говорит о том, что в межличностных отношениях человек часто использует лесть и в целом успешно влияет на других людей. Респондент коммуникабелен, легко находит общий язык с другими людьми.