Характеристика манипуляций в общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:56, реферат

Описание

Целью настоящей работы является рассмотрение темы « Манипуляции в общении ». Для достижения этой цели мною будут рассмотрены следующие вопросы:
Характеристика манипуляций в общении.
Причины манипуляции.
Правила нейтрализации манипуляции.

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………………3
2. Характеристика манипуляций в общении………………………………....4
2.1 Организационно-процедурные манипуляции…………………...6
2.2 Психологические манипуляции…………………………………..8
2.3 Логические манипуляции…………………………………………10
3. Причины манипуляции……………………………………………………12
4. Правила нейтрализации манипуляций…………………………………...14
5. Заключение………………………………………………………………....17
6. Список использованной литературы……………………………..………18

Работа состоит из  1 файл

Манипуляции в общении.doc

— 84.00 Кб (Скачать документ)

 

                                                                

СОДЕРЖАНИЕ  
  
 

1.   Введение ……………………………………………………………………3    

2.  Характеристика манипуляций в общении………………………………....4            

2.1   Организационно-процедурные манипуляции…………………...6            

2.2   Психологические манипуляции…………………………………..8               

2.3   Логические манипуляции…………………………………………10  

3.   Причины манипуляции……………………………………………………12  

4.   Правила нейтрализации манипуляций…………………………………...14  

5.   Заключение………………………………………………………………....17  

6.   Список использованной литературы……………………………..………18  
  
 

 

1.  В в е д е  н и е 

 

 

        Манипуляция — наиболее распространенный вид человеческого общения. Оксфордский словарь определяет манипуляцию как акт влияния на людей, управления ими с особенно пренебрежительным подтекстом.   
При манипулятивном общении ставится цель — добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Это сближает манипуляцию с императивом. Коренное же отличие этих видов общения друг от друга состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения: они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.   
Итак, манипуляция — это скрытое управление другим человеком, такое психологическое воздействие на него, которое призвано обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ. Но это происходит таким образом, что у партнера сохраняется иллюзия самостоятельности принятых решений. Сила манипуляции — в ее скрытом характере; утаивается как сам факт воздействия, так и, естественно, его цель.       

 Манипуляции в общении – один из самых действенных рычагов давления на партнера и управления процессом взаимодействия людей. Этот прием применяется как в личном общении на внутрисемейном уровне, так и в коллективе.       

 Любое общение – это по большому счету манипуляция. Все что мы говорим, по нашей идее должно вызвать определенную реакцию.        

 Целью настоящей работы является рассмотрение темы « Манипуляции в общении ». Для достижения этой цели мною будут рассмотрены следующие вопросы:

  1. Характеристика манипуляций в общении.
  2. Причины манипуляции.
  3. Правила нейтрализации манипуляции.
  4.  
    1. Характеристика манипуляций в общении.

 

        

 Манипуляция – это вид духовного, психологического воздействия на человека (группу, общество);       

 Манипуляции имеют  скрытый характер воздействия  (попытка манипулирования лишь  тогда будет успешной, когда факт  воздействия адресатом не осознается  и конечная цель манипулятора  ему не известна; для манипулятора  важно, чтобы адресат считал  эти мысли, чувства, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них);       

 Манипуляция предполагает  игру на человеческих слабостях  – «мишенях воздействия» (чувство  собственного достоинства, чувство  собственности, финансовый достаток, власть, слава, служебное продвижение, общение, профессиональная квалификация, известность, враждебное отношение на нас и пр.) – никто не желает показаться трусом, неумным, наоборот, каждый желает выглядеть достойно, быть великодушным, оказывать покровительство, получать похвалу и т.д.; Манипуляция предполагает побуждение к совершению определенных действий.      

 Манипуляция –  важный элемент деловых отношений  и могут быть конструктивно  использованы в управленческой  практике на уровне межличностных контактов:       

 Во-первых, для создания ореола руководителя организации или подразделения;     

 Во-вторых, для смягчения  формы принуждения, обойтись без  которого не удастся ни одному  руководителю;     

 В-третьих, для создания  единой направленности желаний подчиненных

на достижение целей организации.       

 Руководитель вместо силового  воздействия может управлять  подчиненными незаметно, создавая  у них иллюзию полной самостоятельности   и свободы.  И в то же время он должен быть внимательным и не допускать того, чтобы его подчиненные незаметно управляли им и использовали его в своих личных целях.        

 Всю совокупность уловок-манипуляций, используемых в деловом общении ( в спорах, дискуссиях, полемике), можно условно объединить в три группы: организационно-процедурные, психологические и логические манипуляции.   

 

 

2.1 Организационно-процедурные манипуляции.       

 Организационно-процедурные манипуляции  могут быть использованы организаторами переговорного процесса, дискуссии. Они сориентированы либо на срыв обсуждения, либо на умышленное столкновение противоположных взглядов участников дискуссии с целью накалить атмосферу, либо на сведение переговоров к заведомо неприемлемому для оппонентов варианту обсуждения.          

 Примерами манипуляций данной группы являются:    

 «формирование первичной установки» (изначальное представление слова тем, чье мнение известно, импонирует окружающим и способно сформировать у них определенную установку на восприятие какой-либо информации);     

 «предоставление материалов лишь накануне» (предоставление участниками взаимодействия рабочих материалов - проектов, контактов, программ – незадолго до начала работы затрудняет ознакомление с этими материалами);     

 «недопущение повторного обсуждения» (сознательно не допускается поступление новых, заслуживающих внимания данных, способных повлиять на выработку окончательного решения);    

 «накал атмосферы» (поочередное предоставление слова агрессивно настроенным оппонентам, допускающим взаимные оскорбления,  ведет к тому, что атмосфера обсуждения накаляется до критической степени и может спровоцировать прекращение обсуждения);    

 «первоочередная преемственность в голосовании» (предположения вносятся на голосование не в порядке поступления, а по степени их приемлемости для заинтересованной стороны с тем, чтобы колеблющиеся могли быстрее «отдать свои голоса»);    

 «приостановка обсуждения на желаемом варианте» (идея последнего по времени обсуждения варианта может сформировать нужную психологическую установку на восприятие необходимой информации);    

 «выборочная лояльность в соблюдении регламента» (одни выступающие жестко ограничиваются в регламенте и характере высказываний, другие – нет);    

 «перерыв в обсуждении» (перерыв объявляется в тот момент, когда может быть выработано неудобное и неприемлемое решение);    

 «выпускание пара на несущественных вопросах» (обсуждение начинается с второстепенных вопросов, и лишь после этого, когда участники дискуссии уже устали, на обсуждение выносится вопрос, который хотели бы обсудить без усиленной критики);    

 «избыточное информирование» (готовится очень много проектов решений, которые просто невозможно сопоставить за короткое время обсуждения);    

 «потеря документов» («случайно» теряются документы, способные негативно повлиять на ход обсуждения).  

 

2.2   Психологические манипуляции.        

 Психологические манипуляции основаны на использовании приемов, вводящих собеседника в состояние раздражения, играющие на его чувствах самолюбия и стыда. К числу таких манипуляций можно отнести:    

 «раздражение оппонента» (выведение его из состояния психического равновесия обвинениями, упреками, насмешками, с тем чтобы он сделал ошибочное заявление, прервал общение);    

 «использование не понятных слов» (оппоненту неловко признаться, что он не знает значение какого-либо слова);     

 «слишком быстрый или слишком  медленный темп обсуждения» (слишком  быстрый темп обсуждения не  позволяет партнеру» проанализировать»  всю поступающую информацию, слишком  медленный темп вынуждает оппонента подгонять партнеров, пропускать детали);      

 «перевод в сферу домыслов»  (полемика переводится в русло  обличения, оппонента вынуждают  либо оправдываться, либо объяснять  то, что не имеет отношения  к обсуждаемой проблеме);      

 «чтение мыслей на подозрении» (смысл уловки в том, чтобы используя вариант «чтения мыслей», отвести от себя возможные подозрения);    

   «недосказанность с намеком на особые мотивы» (оппоненту намекают на то, что в данном случае можно сказать гораздо больше, но это не делается по каким-либо особым мотивам);      

 «ссылка на авторитет» (уловка  действует лишь в том случае, когда лицо, на мнение которого  ссылаются, действительно является  авторитетом для оппонента);      

 «ложный стыд» (оппонента  приводят в состояние, когда  ему стыдно во всеуслышание признаться в незнании чего-либо);      

 «демонстрация обиды» (угроза  срыва взаимодействия из-за «обиды»  партера);      

 «авторитетность заявления» (обороты  типа «Я вам авторитетно заявляю»  усиливают значимость высказываемых  доводов);  

     «откровенность заявления» (акцент делается на особую доверительность сообщения, следующего за этим словами, в отличие от того, что было сказано ранее);    

   «мнимая невнимательность и недопонимание» (с помощью перефразирования или резюмирования делается попытка изменить смысл высказанных партнером идей);    

   «видимая поддержка» (после отвлекающей, успокаивающей поддержки инициатор уловки раскрывает недостатки выдвинутых оппонентом доводов);    

   «сведения аргумента к личному мнению» (оппонента вынуждают доказывать обратное, оправдываться);   

 «умалчивание или полуправда» (сознательное утаивание информации от

партнера  или смешивание лжи и достоверной  информации, выдергивание фраз из контекста, одностороннее освещение фактов, неточные или расплывчатые формулировки);    

 «принуждение к строго однозначному ответу, использование вопросов, требующих выбора из двух альтернатив, тогда как на самом деле есть и другие возможности» (нередко воспринимается оппонентом как проявление принципиальности);    

 «многовопросье» (в одном вопросе оппоненту задается не один, а несколько разнородных и мало совместимых друг с другом вопросов, а далее в зависимости от ответа его обвиняют в непонимании сути проблемы, либо в том, что он не полностью ответил на вопросы);     

 «невинный» шантаж» («дружеские» намеки на ошибки, промахи и нарушения, допущенные адресатом в прошлом, шутливое упоминание о «старых грехах» или личных тайнах партнера); 

 

2.3   Логические манипуляции.       

 Логические манипуляции построены на сознательных на - рушениях основных законов и правил формальной логики или же, наоборот, на их умелом использовании в целях воздействия на недостаточно осведомленного оппонента. Основные приемы этой группы сводятся к следующему перечню:    

 «неопределенность тезиса» (нечеткая и неопределенная формулировка основного тезиса позволяет по-разному интерпретировать высказанную мысль);    

 «несоблюдение закона достаточного основания» (доводы, суждения, аргументы верны, но не достаточны);    

 «порочный круг в доказательстве» (данная уловка призвана доказать мысль с помощью ее же самой, только сказанной иными словами);     

 «причинно-следственный алогизм» (рассуждения заведомо строятся на логической ошибке: «после этого — значит, вследствие этого», т. е. временная связь между явлениями сознательно заменяется причинно-следственной);     

 «неполное опровержение» (из высказанной системы доводов оппонента выбирается наиболее уязвимый довод, разбивается в резкой форме и создается впечатление, что остальные доводы не заслуживают даже внимания);    

 «неправомерные аналогии» (в доказательстве используются аналогии, абсолютно не соразмерные с рассматриваемыми доводами).        

 Конструктивное использование манипуляций призвано способствовать сохранению и развитию деловых отношений и личности партнеров. Следует при этом иметь в виду, что обратное влияние Манипулятивного общения на личность существует в тех случаях, когда в силу его частого употребления,

хорошей техники использования и, соответственно, постоянных

успехов на этом поприще, человек начинает считать манипулятивное общение единственно правильным. В таком случае все общение  человека сводится к Манипуляциям другими  людьми (и тогда, когда это нужно, и когда это совершенно неоправданно).        

 

 

 

    1. Причины манипуляции.

 

        

 Основная причина манипуляции, в вечном конфликте человека с самим собой, поскольку в повседневной жизни он вынужден опираться как на себя, так и на внешнюю среду.      

 Человек никогда не доверяет себе полностью. Сознательно или подсознательно он всегда верит, что его спасение в других. Однако и другим он полностью не доверяет. Поэтому вступает на скользкий путь манипуляций, чтобы "другие" всегда были у него на привязи, чтобы он мог их контролировать и, при таком условии, доверять им дольше.  Первая, и главная, — причина манипуляции — Недоверие.        

 Вторая причина  манипулирования— это любовь. Любовь обязательно предполагает знание человека таким, каков он есть, и уважение его истинной сущности.         

 Великие мировые  религии призывают нас любить  ближнего своего, как самого себя, и вот тут заколдованный круг  нашей жизни замыкается. Современный  человек ничего не понимает  в этих заповедях. Он понятия  не имеет, что значит любить. Большинство людей при всем желании не могут любить ближнего, потому что не любят самих себя.

Информация о работе Характеристика манипуляций в общении