Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:16, контрольная работа
Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память, мышление. Зато оно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Каждый познавательный процесс есть единство образа и деятельности. Внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется внутри восприятия, мышления.
Введение.
Развитие восприятия.
Развитие внимания.
Развитие памяти.
Развитие воображения.
Развитие мышления.
Развитие речи.
Вывод.
Первое из названных направлений связано с формированием речи у детей, с активным ее .использованием при решении разнообразных задач. Развитие в этом направлении идет успешно, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат. .
Второе направление в развитии успешно реализуется, если детям даются задачи, требующие для решения одновременно и развитых практических действий, и умения оперировать образами, и способности пользоваться понятиями, вести рассуждение на уровне логических абстракций.
Если любой из этих аспектов представлен
слабо, то интеллектуальное развитие ребенка
идет как односторонний процесс. При доминировании
практических действий преимущественно
развивается наглядно-действенное мышление,
но может отставать образное и словесно-логическое.
Когда преобладает образное мышление,
то можно обнаружить задержки в развитии
практического и теоретического интеллекта.
При особом внимании только к умению рассуждать
вслух у детей нередко наблюдается отставание
в практическом мышлении и бедность образного
мира. Все это в конечном счете может сдерживать
общий интеллектуальный прогресс ребенка.
Вывод.
Процесс обучения в школе включает не только усвоение сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также развитие познавательных процессов.
Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. Во-первых, кардинально изменяется его социальный статус - он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками.
Подлинное развитие и совершенствование ощущений у ребёнка возможно только в том случае, если он сам будет заинтересован в таком развитии, сам будет добиваться успехов.
Особенности восприятия зависят не только от жизненного опыта, направленности личности, интересов, богатства духовного мира, но и от индивидуальных особенностей человека.
Первые годы жизни ребёнка сензитивны(особо восприимчивы)к развитию речи и познавательных процессов.
В младшем школьном возрасте память претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления.
Развитие моторики играет важную роль в овладении учебными навыками, прежде всего письмом.
А внимание первоклассника неустойчиво, отличается частым непроизвольным перемещением с одного объекта на другой.
Однако в большинстве случаев именно сами
знания и навыки рассматриваются как конечный
итог успешного обучения. В результате
на каждом новом, более высоком этапе обучения
учащийся испытывает большие затруднения
в усвоении и использовании нового учебного
материала. Главная причина таких затруднений
состоит не только в пробелах предшествующего
этапа обучения, но и в неразвитости самих
познавательных процессов, неподготовленности
к постановке и решению новых, более сложных
проблем, пониманию нового учебного материала,
обоснованию найденного решения, выражению
собственной мысли. Все познавательные
процессы составляют единую систему, которую
в целом можно назвать познавательной
сферой и которая одновременно обеспечивает
и внимание к новому, и понимание, и запоминание
учебного материала.
Для того чтобы
способствовать на каждом возрастном
этапе и в каждом учебном предмете успешному
усвоению учебного материала, необходимо
достичь на предшествующем этапе развития
системы познавательных процессов, обеспечивающих
возможность успешного усвоения. Это относится
в равной степени к развитию восприятия,
внимания, памяти, воображению, мышлению
и речи. При правильной методике обучения,
при должном мастерстве учителя дети успешно
справляются с новым программным материалом.
Они, в сущности, уже подготовлены к этому
всем: предыдущим опытом своей жизни.
В настоящее время учителя, да и родители, все чаще замечают, что семи-, восьмилетние дети порой не удовлетворяются простым созерцанием вещей - им нужно знать, почему они такие, как они устроены, зачем их сделали. "Почемучками" бывают и дошкольники, но они, как правило, удовлетворяются любым ответом на свой вопрос.
Иное положение с современным младшим школьником. Благодаря всему строю жизни, сведениям, почерпнутым из книжек и журналов, по радио, телевидению и от взрослых, он нередко оказывается не согласен со случайным, поверхностным объяснением и требует такого объяснения, которое соответствует довольно развитой системе его представлений об окружающем. Современный семилетний ребенок стал требовательнее к объяснениям, чем его одногодки в прошлом. Школа, разумеется, не может пройти мимо этого обстоятельства. Она вынуждена подхватывать, а затем развивать зачатки теоретических рассуждений ребенка и давать ему должное объяснение причин и условий существования многих окружающих предметов. Тем самым наряду с конкретно-образным мышлением нужно постепенно воспитывать у младших школьников простейшие приемы мышления отвлеченного, ищущего причины и основания предметов и явлений, требующего их объяснения.
Действующие программы начальной школы являются первым шагом в деле практического использования подлинных познавательных возможностей младших школьников. В программах существенно углублены и расширены теоретические стороны сообщаемых знаний, т.е. то, что предполагает объяснение явлений, установление связей (их обобщения). Это, в свою очередь, будет воспитывать у младших школьников простые, но важные приемы логических рассуждений, отвлеченного мышления. На первый взгляд может показаться, что новый материал детям "не по силам". Но эти опасения в большинстве случаев напрасны.
Литература
1. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003.
2.А.Л.Венгер , Г.А. Цукерман. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2005.
3.Б.С.Волков. Младший школьник: Как помочь ему учиться. - М.: Академический Проект, 2004.
4. Е.А.Флерина. Эстетическое воспитание дошкольника и младшего школьника. - М., 2001.
5. Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь, 2005.
6. Зимняя И.А Педагогическая психология. -М.,2003.
7.В.
С. Мухина Возрастная психология: феноменология
развития, детство, отрочество-М.,2000.
Информация о работе Характеристика познавательных процессов в младшем школьном возрасте