Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2011 в 17:57, контрольная работа
Проблемы психологии в Средние века и в эпоху Возрождения
Введение
1. Проблемы психологии в Средние века и в эпоху Возрождения
2. Основные этапы развития психологии до середины XIX века
3. Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии
4. Идеалистическое понимание души в античной психологии
5. Психология Ф. Бэкона и завершение этапа развития психологии в рамках учения о душе
Заключение
Список литературы
Лейбниц признает врожденные интеллектуальные идеи, склонности, предрасположения. Лейбниц верно указал на невозможность объяснить только из индивидуального опыта приобретение всех знаний, в том числе всеобщих и необходимых понятий, как это думал Локк.
Полемика
между Лейбницем и Локком углубляет
решение вопросов, касающихся природы
человеческого сознания. Она вскрывает
недостаточность центрального пункта
локковского понимания опыта
– его индивидуальный характер.
Опыт действительно является единственным
источником развития человеческой психики,
если его не ограничивать рамками личной
истории индивида. Опыт –это вся социокультурная
система представлений о мире, которая
усваивается человеком и определяет его
поведение.
Становление ассоциативной психологии
В XVIII веке английская психология развивалась от эмпиризма Локка к ассоцианизму в трудах Беркли, Юма и Гартли.
Исследуя
психику, Гартли (1705 – 1757) дал первую
законченную систему
“Исходя из представления о прижизненном формировании психики, Гартли считал, что возможности воспитания, воздействия на процесс психического развития ребенка поистине безграничны. Его взгляды на возможности воспитания и необходимость управлять этим процессом созвучны подходам рефлексологов и бихевиористов, разрабатываемым в XX веке”.
По–иному
истолковывали принцип
Согласно Беркли – опыт – это непосредственно испытываемые субъектом ощущения: зрительные, мышечные и осязательные. В своем конкретно – психологическом анализе зрительного восприятия Беркли высказал несколько ценных идей, указав, в частности, на участие осязательных ощущений в построении образа трехмерного пространства (при двухмерности образа на сетчатке).
Английский
мыслитель Д. Юм занял иную позицию.
Вопрос о том, существуют ли физические
объекты независимо от нас, он полагал
теоретически неразрешимым, допуская
в то же время, что эти объекты могут способствовать
возникновению у человека впечатлений
и идей. В своих трудах он развил понятие
ассоциации и попытался представить все
человеческое познание как ассоциацию
идей.
3.Основные
положения материалистического
учения о душе в античной
психологии
Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии. Вершиной античного материализма был атомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и его учитель Левкипп (V в. до н.э.). “Основа этой теории составляет концепция, согласно которой весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазом частиц — атомов. Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Душа также материальна. После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа”.
Характерно, что отличая душу от тела, Демокрит считает ее телом, хотя и особым телом. Античному материализму свойственна материализация души: душа не только рассматривается в единстве с телом — в этом состоит признак всякого материалистического учения о душе, но сама является телом.
Эпикур, Лукреций, а также стоики продолжили разработку представлений Демокрита о душе. По Эпикуру, души имеют только те существа, которые могут ощущать.
Школа стоиков (получила свое название по имени того места в Афинах – “стоя” – портик храма), где ее основатель – Зенон проповедовал свое учение. Представляя космос как единое целое, состоящее из бесконечных модификаций огненного воздуха – "пневмы", стоики считали человеческую душу одной из таких модификаций. В учении стоиков о душе проявляется рационализм, свойственный их мировоззрению в целом: разум является ведущей высшей частью разума. Лукреций различает дух и душу: дух называется еще умом, он — душа души.
4.Идеалистическое понимание
души в античной психологии
По
замечанию Энгельса, при всем наивно–материалистическом
характере мировоззрения в
“Душа существует прежде, чем она вступает в соединение с каким бы то ни было телом. В своем первобытном состоянии она составляет часть мирового духа. Душа по своей природе бесконечно выше тленного тела и поэтому может властвовать над ним. По Платону есть три начала человеческой души. Первое и низшее общо ему вместе с животными и растениями. Это вожделеющее неразумное начало. Другое – разумное – начало противодействует стремлениям вожделеющего начала. Третье начало – яростный дух. Объединение всех начал сообщает целостность душевной жизни человека”.
Учение Платона о судьбе души после смерти тела облечено в форму мифа. Если душа бессмертна, она требует заботы не только на нынешнее время, которое мы называем жизнью, но на все времена. Идея бессмертия души скрывает еще один смысл: духовный опыт не умирает со смертью человека, он вечен.
Вершиной античной психологии является учение о душе Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.). Аристотель – автор трактата “о душе”, первого в мировой литературе систематического исследования по проблеме души.
Душа, по Аристотелю, есть форма живого органического тела. Душа делает тело живым. В душе причина – основа – всех проявлений живого тела; рост, дыхание, чувствование, мышление обусловлены ею. Тело и все его органы и части являются инструментами на службе у души. Аристотель считал правильным понимание, согласно которому переживает, мыслит, учиться не душа, а целостный организм. “Сказать, что душа гневается, – писал он, – равносильно тому, как если бы кто сказал, что душа занимается тканьем или постройкой дома”.
Душа мыслилась Аристотелем как способ организации живого тела. Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе растениям). Разумная душа, по Аристотелю, идеальна, отделима от тела, ее сущность божественна. После смерти тела она не уничтожается, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства. Аристотель, верно чувствуя качественное отличие человека от животных и растений, идеалистически объясняет его источник.
5.Психология
Ф. Бэкона и завершение
этапа развития психологии
в рамках учения о душе
В связи с развитием анатомических и физиологических знаний о строении и работе тела, великими открытиями и изобретениями понятие души становится излишним для объяснения большей части явлений жизнедеятельности тела. Ф. Бэкон (1561 – 1626) намечает новую линию исследования души. Он отказывается от изучения наиболее общих вопросов, касающихся природы души, и призывает перейти к эмпирическому описанию ее процессов (способностей). Это подготавливало отмирание науки о душе и создавало предпосылки для становления новой науки о сознании.
Бэкон развивает идеи о единой науке о человеке, составной частью которой является психология.
Учение о человеке, по Бэкону, состоит из двух частей. В соответствии с частями, из которых состоит человек (тело и душа), выделяются науки о теле и науки о душе.
Учение
о душе включает науки о рациональной
божественной душе или духе и о
чувствующей нерациональной, общей
человеку и животным, природа которой
телесна. В разделении души на боговдохновенную
и чувствующую проявляется
Наиболее
подробно Бэкон рассматривает проблемы
познания. Он исходит из признания
объективности существующего
Учение Бэкона оказало огромное влияние на все науки и сделало его родоначальником эмпирической науки.
Заключение
Заключая
общий обзор состояния
В трудах древнегреческих мыслителей открыты многие великие проблемы, которые и сегодня направляют развитие психологических идей.
Первым направлением стало объяснение психики исходя из законов движения и развития материального мира. Здесь главной была идея об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей.
Второе
направление, созданное Аристотелем,
ориентировалось на живую природу.
Оно позволило увидеть в
Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются не физической или органической природой, а человеческой культурой.
Античные ученые поставили проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, разумное и иррациональное и многое иное.
Самые
большие тайны в истории –
это тайны человеческого
В своей работе я попыталась проследить историю становления и развития психологии, одной из самых сложных и загадочных наук. Ведь эта наука – заманчивый мир явлений, вызывающих особый, исключительный интерес на протяжении многих веков.
Знания основ психологии, я думаю, необходимо каждому человеку, это позволяет людям хорошо понимать друг друга, действовать сообща.
Значение
знаний и умений постепенно возрастало,
особенно велико стало оно в наши
дни. Не случайно существует прямая связь
между интересом к психологии
и уровнем социально–
Зная
основы психологии, я смогу лучше понять
себя, своих близких, познать человеческие
отношения, объяснить поступки людей.
Эти знания помогут мне справиться с жизненными
проблемами.
Список литературы
Информация о работе Идеалистическое понимание души в античности