Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:16, доклад
Он считал, что жизнь — это непрерывное движение в направлении роста и развития. Люди всегда тянутся вперед, находясь в движении к личностно значимым целям. Цели, которые люди ставят перед собой, а также индивидуальные пути их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей жизни. Личность обладает творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта и делает человека самоопределяющимся индивидом, архитектором собственной жизни.
14.3. Индивидуальная теория личности Л.Адлера
А.Адлер (1870-1937), австрийский психиатр, в начале свой научной карьеры был последователем З.Фрейда. Однако затем их взгляды разошлись. и Л.Адлер стал разрабатывать собственную теорию, которую он назвал индивидуальной психологией. Он считал, что жизнь — это непрерывное движение в направлении роста и развития. Люди всегда тянутся вперед, находясь в движении к личностно значимым целям. Цели, которые люди ставят перед собой, а также индивидуальные пути их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей жизни. Личность обладает творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта и делает человека самоопределяющимся индивидом, архитектором собственной жизни.
Ведущим в теории А.Адлера является положение, согласно которому все поведение личности происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно понять только через понимание социальных отношений. У каждого человека есть естественное чувство общности, или социальный интерес — врожденное стремление вступать в социальные отношения сотрудничества. Индивидуальная психология полагает необходимой гармонию объединения я сотрудничества между человеком и обществом, а конфликт между ними считает неестественным.
На основе своих клинических
наблюдений А. Адлер сделал вывод
о том, что людям свойственны
два комплекса: комплекс неполноценности
и комплекс превосходства. Комплекс
неполноценности берет спои истоки
из детства, когда ребенок беспомощен
и переживает длительный период зависимости
от родителей. Появление раннего
ощущения неполноценности знаменует
начало длительной борьбы за достижение
превосходства над окружением, а
также стремление к совершенству
и безупречности. Комплекс превосходства
выражается в тенденции преувеличивать
свои физические, интеллектуальные или
социальные способности. Человек может
прибегать к гиперкомпенсации, чтобы
избавиться от ощущения неполноценности.
Под гиперкомпенсацией