Индивидуальные характеристики эмоциональной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:46, реферат

Описание

Эмоциональная сфера - это многогранное образование, в которое, кроме эмоций, входят многие другие эмоциональные явления: эмоциональный тон, эмоциональные состояния, эмоциональные свойства личности, акцентуированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах личности, эмоциональные устойчивые отношения (чувства), и каждое из них имеет достаточно отчетливые дифференцирующие признаки.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………….3стр.
2. Эмоциональная сфера личности. Эмоции……………………………….4стр.
3. Эмоциональная сфера личности. Чувства………………………………8стр.
4.Вывод………………………………………………………………………12стр.
5.Список литературы……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

эмоциональнфя сфера личности реф.doc

— 73.00 Кб (Скачать документ)

 

 

Эмоциональная сфера личности. Чувства

Чувства - это переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает. Различные формы переживания чувства - эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и чувства в узком значении этого слова - образуют эмоциональную сферу личности.

Субъективно чувства являются для человека показателем того, как происходит процесс удовлетворения его потребностей. Этот взгляд на природу и происхождение эмоций получил название информационной концепции эмоций (П. В. Симонов). Эмоции выполняют также регулятивную функцию, сигнализируя человеку о благоприятном или неблагоприятном развитии событий.

Чувства - это одна из специфических форм отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления действительности, то в чувствах отражается отношение субъекта с присущими ему потребностями к познаваемым и изменяемым им предметам и явлениям.

Физиологические процессы, характерные для переживания чувств, связаны как со сложными безусловными, так и с условными рефлексами. Особую роль при этом играет гипоталамус (эксперименты Д. Олдса, обнаружившего в гипоталамусе центры удовольствия и страдания). Важные данные для понимания природы эмоций были также получены при изучении функциональной асимметрии мозга. Выяснилось, что левое полушарие в большей степени связано с возникновением и поддержанием положительных эмоций, а правое - отрицательных.

 

Чувства как вид эмоций

То, что чувства и эмоции тесно связаны, ни у кого не вызывает сомнений. Сложнее ответить на вопрос, как они соотносятся. Нередко эмоции называют чувствами, и наоборот, чувства обозначают как эмоции. Эта тенденция является типичной для западной психологии. В отечественной психологии более распространено представление о том, что чувства являются одной из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающейся относительной устойчивостью.

Что позволяет рассматривать чувства как особый вид эмоционального реагирования?

 

Чувство носит отчетливо выраженный «предметный» (объектный) характер в отличие от эмоции, имеющей характер ситуативный. Не может быть чувства патриотизма без Родины, материнской любви – без сына или дочери, т.е. соответствующего объекта любви, чувства гордости за себя – без того достижения, которым человек может гордиться и т.д. Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение. Чувство надситуативно. Нередко эмоции и чувства приходят в рассогласование именно по этой причине. Например, глубоко любимый человек ситуативно может вызывать раздражение, даже гнев. При этом, базовое чувство остается неизменным, более того, переживаемый нами в конкретной ситуации гнев еще раз убеждает нас в том, насколько данный человек значим и дорог.

Чувства длительны, они выражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам. Устойчивость эмоциональных отношений может иметь разные воплощения («любовь до гроба», роль «борца за справедливость» и др.). Чувства могут быть разными «по силе». Максимальная степень выраженности чувства – страсть. Страстно можно и любить, и ненавидеть. Страсть напоминает аффект, но это не аффект. И.Кант красочно показал отличие страсти от аффекта. Аффект, по И.Канту, - это неожиданность, он возникает внезапно, стремительно достигает того уровня, при котором исключено обдумывание, является безрассудством. Страсти необходимо время для того, чтобы глубоко пустить корни, она более обдуманна, но может быть стремительной в достижении своей цели. Аффект И.Кант сравнил с действием потока воды, сокрушающего дамбу, а страсть – с глубоководным течением, которое несется по определенному руслу.

Для чувств характерна субъективность, поскольку одни и те же явления для разных людей могут иметь различные значения. Для ряда чувств характерна интимность, т.е. глубоко личный смысл переживаний, их сокровенность. Если человек делится с кем-то такими своими чувствами, значит, общение идет на очень короткой психологической дистанции, это «задушевный» разговор.

 

Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, к которому данный человек испытывает чувство. Мать может и тревожиться за сына, и гордиться им, и разочаровываться, и негодовать – в зависимости от ситуации и реального поведения сына. Однако чувство любви при этом остается неизменным. При этом мать может испытывать тревогу и по другим поводам. Таким образом, одно и то же чувство может выражаться разными эмоциями, а одна и та же эмоция может выражать разные чувства.

Классифицировать чувства непросто. Наиболее распространенной классификацией чувств является их деление в зависимости от сферы проявления на три группы: нравственные, интеллектуальные и эстетические.

Нравственными называют чувства, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия или несоответствия своего поведения требованиям общественной морали. Они отражают различную степень привязанности к определенным людям, потребности в общении с ними, отношения к ним. Таким образом, к положительным нравственным чувствам относят доброжелательность, дружбу, патриотизм, долг и др., а к отрицательным – индивидуализм, эгоизм, вражду, зависть и др.

Интеллектуальные – это чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. К ним можно отнести любознательность, любопытство, удивление, радость решения задачи. Хотя, возможно, в данном случае речь идет скорее об эмоциях, связанных с интеллектуальной деятельностью, а не собственно об интеллектуальных чувствах.

Эстетическими называют чувства, связанные с переживанием удовольствия или неудовольствия, вызываемые красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. Это понимание красоты, гармонии, возвышенного, трагического или комического. Данные чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от эмоции удовольствия до эстетического восторга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Эмоциональная сфера личности - это многогранное образование, в которое, кроме эмоций, входят многие другие эмоциональные явления: эмоциональный тон, эмоциональные состояния, эмоциональные свойства личности, акцентуированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах личности, эмоциональные устойчивые отношения (чувства), и каждое из них имеет достаточно отчетливые дифференцирующие признаки. Эмоциональная сфера – сторона жизни человека, связанная с чувствами и переживаниями.

В реферате мной было подробно рассмотрена эмоциональная сфера личности: эмоции и чувства. Эмоции и чувства, выполняя различные функции, участвуют в управлении поведением человека в качестве непроизвольного компонента, вмешиваясь в него как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии принятия решения и оценке достигнутого результата. Поэтому понимание механизмов управления поведением требует понимания и эмоциональной сферы человека, ее роли в этом управлении. Следовательно, изучение эмоциональной сферы личности особенно актуально.

Чувства и эмоции зависят от  особенностей  отражаемых  предметов.

Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций. В эмоциях и  чувствах  проявляется  также  удовлетворенность  или неудовлетворенность    человека    своим    поведением,    поступками, высказываниями, деятельностью.

Эмоции и чувства - это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.

Чувства и  эмоции  не  существуют  вне  познания  и  деятельности человека. Они  возникают  в  процессе  деятельности  и  влияют  на  ее протекание.

 

 

 

 

 

Список литературы :

 

1.Андреева, Г. М. Социальная психология. - М., 1997.- 375 c.

2.Анохин П. К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. Т. 35. - М., 1964. – 339 c.

3.Аристова, И.Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. - 104 с.

4.Благонадежина, Л В. Эмоции и чувства // Психология: Учебник. - М., 1956.-322 c.

5.Виноградов, Ю. Е. Влияние эмоциональных состояний на различные виды интеллектуальной деятельности // Психологические исследования творческой деятельности. - М.: Наука, 1975. – 99 c.

6.Изард, К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000.-464 c.

7.Костандов, Э. Л.Влияние отрицательных эмоций на восприятие //Вопросы психологии. - 1973. - № 6. – 72 c.

8.Линдслей, Д Б. Эмоции // Экспериментальная психология / Под ред. С. С. Стивенса. - М., 1960. – 684 c.

9.Общая психология. Курс лекций. - М.: Владос, 1998.-448 c.

10.Широкова, Г.А.Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста, 2005 г. — 304 c.

11.Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

 

 

3

 



Информация о работе Индивидуальные характеристики эмоциональной сферы