Индивидуальные психологические особенности подростков с высокой стрессоустойчивостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:12, практическая работа

Описание

В повседневных разговорах мы нередко употребляем слово «стресс», но каждый человек вкладывает в этот термин свое содержание. Это касается как причин наших проблем, так и проявлений наших стрессов, тревог и переживаний. Стресс, к сожалению, стал естественной и неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мы порой даже не обращаем на него внимания, в то время как длительное воздействие отрицательных эмоций грозит опасностью возникновения таких психосоматических заболеваний, как инфаркт миокарда, язвенная болезнь, гипертония, бронхиальная астма, психические расстройства и т.п. Порой мы так к нему привыкаем, что не ощущаем его воздействия. Мы привыкаем к своему сумрачному лицу, плотно сжатым зубам, голове, уходящей в плечи, напряженным, иногда до боли, мышцам. Мы считаем, что проблема психологической стрессоустойчивости подростков в нашем современном обществе – очень актуальна. Каждый человек в своей жизни испытывает множество стрессов, а подросток особенно, потому что сам по себе подростковый возраст является критическим периодом. Цель работы заключается в исследовании влияния индивидуальных психологических особенностей подростков на формирование и развитие стрессовой устойчивости.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..1
1.Теоретические аспекты проблемы психологической устойчивости личности…………………………………………………………………..2
1.1. Понятие о стрессе…………………………………………………..2
1.2. Классификация стресса……………………………………………3
1.2.1. Стадии стресса по Г. Селье……………………………………...3
1.3. Особенности проявления стресса…………………………………4
1.4. Регуляция психических состояний………………………………..5
2. Практические аспекты проблемы психологической устойчивости личности.………………………………………………………………..7
2.1. Характеристика объекта и методов исследования……………….7
2.1.1. Характеристика объекта исследования………………………….7
2.1.2. Характеристика методов исследования…………………………8
2.2. Результаты исследования и их обсуждение……………………….10
2.2.1. Исследование уровня стрессочувствительности
подростков ……………………………………………………………...10
2.2.2. Исследование типа акцентуации характера ………………......11
2.2.3. Определение темперамента по методике Г. Айзенка «Определение типа темперамента»……………………………………12
2.2.4. Изучение уровня самооценки по личностному опроснику «Экспресс-диагностика уровня самооценки»…………………………12
Выводы…………………………………………………………………...13
Список литературы………………………………………………………16
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Стресс.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)
 

Как видно  из результатов, представленных в таблице 8, среди учащихся в группе №1 преобладает  адекватный уровень самооценки своих сил, возможностей и своих внешних, умственных данных. В группе №2 преобладает низкая самооценка, которая характеризуется низкой оценкой своих сил и умственных, внешних данных. Индивидуальные результаты см. в «Приложении»,  табл. 4(а), 4(б). 

Выводы

По результатам исследований можно сделать следующие выводы:

    1.В группе №1 (стрессоустойчивые) преобладает следующие индивидуально-психологические особенности: среди акцентуаций характера преобладает гипертимический тип характера. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

   Выявлен средний (адекватный) уровень самооценки, который характеризуется адекватным восприятием своих сил, талантов и возможностей, своего внешнего вида и умственных способностей.      Преобладающий тип темперамента - флегматик, который характеризуется спокойствием,  невысокой эмоциональностью, уравновешенностью, целеустремленностью, терпением. Его не просто рассмешить и опечалить. Когда вокруг все громко смеются, он может оставаться невозмутимым, при неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения не выразительны и замедленны, так же как речь. Он не находчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. Флегматик очень способный работник в привычной ему обстановке, склонен к монотонной, однообразной деятельности. Он не любит разнообразие, в новой среде адаптируется очень медленно. В контакт с людьми входит постепенно, хотя как друг очень предан и надежен.   

2. В группе №2 (нестрессоустойчивые) преобладают следующие индивидуально-психологические особенности: среди акцентуаций характера преобладает тревожно-боязливый тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат козлами отпущения, мишенями для шуток.                       Преобладающий темперамент – меланхолик, который характеризуется очень высокая чувствительностью, очень глубоким внутренним миром. Они легко ранимы, даже незначительные причины могут вызвать у них слезы, чрезмерно обидчивы. Мимика и движения его не выразительны, голос тихий. Меланхолики очень много времени посвящают самоанализу, а высокая чувствительность позволяет им хорошо понимать детали поведения людей, они способны сопереживать и  чувствовать их.  Меланхолики – творческие  натуры, люди искусства.  Они являются очень хорошими  преданными и верными друзьями.                                                                                                     А также сильно заниженная самооценка своих умственных возможностей, внешних данных.

       
 
 
 
 

Наша  гипотеза подтвердилась. Действительно индивидуально-психологические особенности личности влияют на стрессоустойчивость подростков. Это показывают результаты исследований. Группа №1 более стрессойустойчива благодаря их индивидуальным психологическим особенностям: адекватной самооценки своих возможностей, спокойному, флегматичному отношению к жизни,  и живому гипертивному типу характера. Группа №2 нестрессоустойчива из-за индивидуальных психологических качеств: у них тревожно-боязливый тип характера и меланхоличный тип темперамента, который характеризуется сильной чувствительностью, а также заниженная самооценка, не позволяющая им в полной мере оценить свои умственные и внешние данные.

      Актуальным моментом научной  работы является её практическая  направленность, применение данных  результатов в работе с подростками,  по формированию и развитию  стрессовой устойчивость, самоконтроля, снятия напряжения. А также необходимо просвещение подростков по вопросам влияния стресса на организм человека.  
 
 
 
 

Список  литературы: 
 

  • Ильин Е. П. Физиология состояний человека. - СПб.: Питер, 2005. название книги
  • Щербатых Ю. П. Психология стресса. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.
  • Мельник Б. Е., Кахана М. С. Медико-биологические формы стресса.- Кишинев, «Штиинца», 1981.
  • Айзенк Г., Вильсон Г. Как измерить личность. - М., 2000.
  • Наенко Н. И. Психическая напряженность. М -: Изд-во Моск. ун-та, 1976,
  • Лазарус Р. С. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу. М.-Женева, 1989.
  • Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ характера. - БАХРАХ; Самара, 1997.
  • Кернберг О. Ф. Тяжелые личностные расстройства. – М., Независимая фирма «Класс», 2000.
  • Кеннон В. Физиология эмоций. Л., 1927.

Информация о работе Индивидуальные психологические особенности подростков с высокой стрессоустойчивостью