Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:12, практическая работа
В повседневных разговорах мы нередко употребляем слово «стресс», но каждый человек вкладывает в этот термин свое содержание. Это касается как причин наших проблем, так и проявлений наших стрессов, тревог и переживаний. Стресс, к сожалению, стал естественной и неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мы порой даже не обращаем на него внимания, в то время как длительное воздействие отрицательных эмоций грозит опасностью возникновения таких психосоматических заболеваний, как инфаркт миокарда, язвенная болезнь, гипертония, бронхиальная астма, психические расстройства и т.п. Порой мы так к нему привыкаем, что не ощущаем его воздействия. Мы привыкаем к своему сумрачному лицу, плотно сжатым зубам, голове, уходящей в плечи, напряженным, иногда до боли, мышцам. Мы считаем, что проблема психологической стрессоустойчивости подростков в нашем современном обществе – очень актуальна. Каждый человек в своей жизни испытывает множество стрессов, а подросток особенно, потому что сам по себе подростковый возраст является критическим периодом. Цель работы заключается в исследовании влияния индивидуальных психологических особенностей подростков на формирование и развитие стрессовой устойчивости.
Введение…………………………………………………………………..1
1.Теоретические аспекты проблемы психологической устойчивости личности…………………………………………………………………..2
1.1. Понятие о стрессе…………………………………………………..2
1.2. Классификация стресса……………………………………………3
1.2.1. Стадии стресса по Г. Селье……………………………………...3
1.3. Особенности проявления стресса…………………………………4
1.4. Регуляция психических состояний………………………………..5
2. Практические аспекты проблемы психологической устойчивости личности.………………………………………………………………..7
2.1. Характеристика объекта и методов исследования……………….7
2.1.1. Характеристика объекта исследования………………………….7
2.1.2. Характеристика методов исследования…………………………8
2.2. Результаты исследования и их обсуждение……………………….10
2.2.1. Исследование уровня стрессочувствительности
подростков ……………………………………………………………...10
2.2.2. Исследование типа акцентуации характера ………………......11
2.2.3. Определение темперамента по методике Г. Айзенка «Определение типа темперамента»……………………………………12
2.2.4. Изучение уровня самооценки по личностному опроснику «Экспресс-диагностика уровня самооценки»…………………………12
Выводы…………………………………………………………………...13
Список литературы………………………………………………………16
Приложения
Как видно
из результатов, представленных в таблице
8, среди учащихся в группе №1 преобладает
адекватный уровень самооценки своих
сил, возможностей и своих внешних, умственных
данных. В группе №2 преобладает низкая
самооценка, которая характеризуется
низкой оценкой своих сил и умственных,
внешних данных. Индивидуальные результаты
см. в «Приложении», табл. 4(а), 4(б).
Выводы
По результатам исследований можно сделать следующие выводы:
1.В группе №1 (стрессоустойчивые) преобладает следующие индивидуально-психологические особенности: среди акцентуаций характера преобладает гипертимический тип характера. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
Выявлен средний (адекватный) уровень
самооценки, который характеризуется
адекватным восприятием своих сил, талантов
и возможностей, своего внешнего вида
и умственных способностей.
Преобладающий тип темперамента - флегматик,
который характеризуется спокойствием,
невысокой эмоциональностью, уравновешенностью,
целеустремленностью, терпением. Его не
просто рассмешить и опечалить. Когда
вокруг все громко смеются, он может оставаться
невозмутимым, при неприятностях остается
спокойным. Обычно у него бедная мимика,
движения не выразительны и замедленны,
так же как речь. Он не находчив, с трудом
переключает внимание и приспосабливается
к новой обстановке, медленно перестраивает
навыки и привычки. Флегматик очень способный
работник в привычной ему обстановке,
склонен к монотонной, однообразной деятельности.
Он не любит разнообразие, в новой среде
адаптируется очень медленно. В контакт
с людьми входит постепенно, хотя как друг
очень предан и надежен.
2. В группе №2 (нестрессоустойчивые)
преобладают следующие индивидуально-психологические
особенности: среди акцентуаций характера
преобладает тревожно-боязливый тип. Людям
данного типа свойственны низкая контактность,
минорное настроение, робость, пугливость,
неуверенность в себе. Дети тревожного
типа часто боятся темноты, животных, страшатся
оставаться одни. Они сторонятся шумных
и бойких сверстников, не любят чрезмерно
шумных игр, испытывают чувство робости
и застенчивости, тяжело переживают контрольные,
экзамены, проверки. Часто стесняются
отвечать перед классом. Охотно подчиняются
опеке старших, нотации взрослых могут
вызвать у них угрызения совести, чувство
вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется
чувство долга, ответственности, высокие
моральные и этические требования. Чувство
собственной неполноценности стараются
замаскировать в самоутверждении через
те виды деятельности, где они могут в
большей мере раскрыть свои способности.
Свойственные им с детства обидчивость,
чувствительность, застенчивость мешают
сблизиться с теми, с кем хочется, особо
слабым звеном является реакция на отношение
к ним окружающих. Непереносимость насмешек,
подозрения сопровождаются неумением
постоять за себя, отстоять правду при
несправедливых обвинениях. Редко вступают
в конфликты с окружающими, играя в них
в основном пассивную роль, в конфликтных
ситуациях они ищут поддержки и опоры.
Они обладают дружелюбием, самокритичностью,
исполнительностью. Вследствие своей
беззащитности нередко служат козлами
отпущения, мишенями для шуток.
Преобладающий темперамент – меланхолик,
который характеризуется очень высокая чувствительностью,
очень глубоким внутренним миром. Они
легко ранимы, даже незначительные причины
могут вызвать у них слезы, чрезмерно обидчивы.
Мимика и движения его не выразительны,
голос тихий. Меланхолики очень много
времени посвящают самоанализу, а высокая
чувствительность позволяет им хорошо
понимать детали поведения людей, они
способны сопереживать и чувствовать
их. Меланхолики – творческие натуры,
люди искусства. Они являются очень
хорошими преданными и верными друзьями.
Наша гипотеза подтвердилась. Действительно индивидуально-психологические особенности личности влияют на стрессоустойчивость подростков. Это показывают результаты исследований. Группа №1 более стрессойустойчива благодаря их индивидуальным психологическим особенностям: адекватной самооценки своих возможностей, спокойному, флегматичному отношению к жизни, и живому гипертивному типу характера. Группа №2 нестрессоустойчива из-за индивидуальных психологических качеств: у них тревожно-боязливый тип характера и меланхоличный тип темперамента, который характеризуется сильной чувствительностью, а также заниженная самооценка, не позволяющая им в полной мере оценить свои умственные и внешние данные.
Актуальным моментом научной
работы является её
Список
литературы: