Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:22, реферат
Оптимальный индивидуальный стиль обеспечивает наибольший результат при минимальных затратах времени и сил. Главным аргументом в пользу найденных учителем индивидуальных способов осуществления педагогической деятельности будет личностное и умственное развитие его учеников. Именно выработка своего стиля с учетом, прежде всего, свойств собственной личности, а также специфики требований деятельности, ведет к тому, что учитель меньше напрягается и устает. Поскольку личностные свойства педагога представляют собой гибкую структуру, то и индивидуальный стиль деятельности может меняться.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности формируют три основных фактора. Факторы формирования стиля педагогической деятельности – а) индивидуально-психологические особенности педагога; б) особенности педагогической деятельности; в) особенности обучающихся.
Оптимальный индивидуальный
стиль обеспечивает наибольший результат
при минимальных затратах времени
и сил. Главным аргументом в пользу
найденных учителем индивидуальных
способов осуществления педагогической
деятельности будет личностное и
умственное развитие его учеников. Именно
выработка своего стиля с учетом, прежде
всего, свойств собственной личности,
а также специфики требований деятельности,
ведет к тому, что учитель меньше напрягается
и устает. Поскольку личностные свойства
педагога представляют собой гибкую структуру,
то и индивидуальный стиль деятельности
может меняться.
Педагогическая деятельность, как и любая
другая, характеризуется определенным
стилем, который обеспечивается как спецификой
самой деятельности, так и индивидуально-психологическими
особенностями ее субъекта.
Индивидуальный стиль педагогической
деятельности формируют три основных
фактора. Факторы формирования стиля педагогической
деятельности – а) индивидуально-психологические
особенности педагога; б) особенности
педагогической деятельности; в) особенности
обучающихся.
Индивидуально-психологические особенности
учителя, формирующие стиль педагогической
деятельности, включают индивидуально-типологические
особенности, личностные и поведенческие
особенности. Под особенностями педагогической
деятельности понимаются как условия
осуществления педагогом профессиональной
деятельности, так и содержание дисциплины,
курса, учебного материала. Особенности
обучающихся, имеющие значение для стиля
педагогической деятельности, определяются
такими факторами, как возраст, пол, статус,
уровень знаний и т.д.
В педагогической деятельности, характеризующейся
тем, что она осуществляется в субъектно-субъектном
взаимодействии в конкретных учебных
ситуациях организации и управления учебной
деятельностью обучающихся, эти особенности
соотносятся также с характером взаимодействия,
с характером организации деятельности,
предметно-профессиональной компетентностью
учителя и характером общения.
Стиль педагогической деятельности –
интегративная характеристика деятельности,
отражающая стиль управления, стиль общения,
стиль поведения и когнитивный стиль педагога.
Традиционно для различных видов профессиональной
деятельности, в том числе и педагогической
деятельности, выделяют три стиля управления
– демократический, авторитарный и либеральный.
В стиле выделяется две стороны: содержательная
(содержание процесса межличностного
взаимодействия) и формальная (приемы,
способы, которые используются при данном
стиле управления). В таблице приведена
полная характеристика содержательной
и формальной сторон трех стилей (по Г.М.Андреевой).
Стиль увлеченности педагога совместной
творческой деятельностью с учащимися
является выражением увлеченного, творческого
отношения учителя к своему делу, своей
профессии. Стиль дружеского расположения
в тех случаях, когда он не переходит в
фамильярность, панибратство, является
хорошей предпосылкой взаимодействия
учителя с классом. Дистанция – стиль
общения, обычно избираемый педагогом
с авторитарным стилем управления, благоприятно
сказывается на внешних показателях дисциплины
и организованности учащихся, но может
привести к фрустрированности учеников,
конформизму, снижению уровня притязаний,
неадекватности самооценки. Устрашение
и заигрывание – стили, применение которых
свидетельствует о профессиональном несовершенстве
педагога, его осознанном или бессознательном
страхе перед детьми, желании отделаться
от них.
Наиболее известным в педагогической
литературе является анализ категорий
взаимодействия на уроке по системе Н.Фландерса.
Фландерс выделяет следующие категории
взаимодействия учителя и ученика на уроке:
В системе Фландерса педагогическое общение
разбивается на десять категорий, семь
из которых относится к речи учителя. Речевое
общение учителя подразделено на две основные
категории прямого и непрямого влияния
на учеников.
Хотя в стиле общения педагога решающую
роль играет именно речевое общение, невозможно
игнорировать влияние невербальной коммуникации
как составляющей стиля общения и стиля
поведения учителя. Общение невербального
характера может быть молчаливым (например,
выражение лица), или же внесловным (например,
интонации, с которыми произносится слово
и которые одному и тому же слову придают
несколько разных значений). К средствам
невербального общения можно отнести
вздохи, междометия, одобрительные возгласы
и др.
Не вдаваясь в подробные классификации
стилей общения, рассматриваемые в социальной
психологии, можно выделить наиболее общую
характеристику педагогического общения
– позицию учителя по отношению к ученикам.
Закрытая позиция характеризуется обезличенной,
подчеркнуто объективной манерой изложения,
отсутствием собственных суждений (или
нежеланием их высказывать). При такой
позиции происходит утрата эмоционально-ценностного
подтекста обучения, что не вызывает у
детей ответного желания раскрыться.
Открытой можно назвать позицию учителя
в том случае, если он открывает свой личный
опыт учащимся, сопоставляя свои переживания
с их, отказывается от собственного педагогического
всеведения. В ходе этого осуществляется
диалог учителя с учащимися, для которого
характерны терпимость, умение встать
на точку зрения собеседника, критическое
осмысление своей позиции, доверие.
Показателем компетентности учителя в
общении является, прежде всего, гуманистическая
позиция, а затем уже средства и техники
общения.
Стиль поведения педагога описывается
такими показателями, как личностная активность,
ценности и смыслы, система их взаимодействия.
Наиболее значимыми особенностями стиля
поведения для педагогической деятельности
являются характеристики поведения в
ситуациях конфликта. В ситуациях затруднения,
конфликта люди выявляют десять индивидуальных
стилей поведения: конфликтный, конфронтационный,
сглаживающий, сотруднический, компромиссный,
приспособленческий, стиль избегания,
подавления, соперничества и защиты. Эти
стили поведения всегда сопутствуют тому
или иному индивидуальному стилю деятельности,
составляя его фон и придавая ему соответствующую
эмоциональную окраску.
Особенности когнитивного стиля педагога
формируют особенности его профессионального
мышления и определяют способы принятия
решений в педагогических ситуациях. Наиболее
полно когнитивный стиль педагога описывается
такими характеристиками, как импульсивность
– рефлексивность (степень обдуманности
собственных поступков), простота – сложность
(количество способов оценки событий),
полезависимость – поленезависимость
(степень зависимости от окружения) и гибкость
– ригидность (способность менять способы
поведения, установки и т.д.)
Педагогическое мышление предполагает
знание различных способов выхода из затруднительной
ситуации, оценивание возможных последствий
принятого решения для каждого участника
ситуации, оценку личностных, интеллектуальных
и других качеств учеников и коллег, что
в конечном счете предполагает в каждой
ситуации выбор наилучшей из возможных
альтернатив.\\\\\\\\\\\\\\\\\\
После того как Вы определили свой индивидуальный стиль педагогической деятельности, сопоставьте выделенные особенности со спецификой процесса и результативностью Вашей работы. В случае совпадения на основе предлагаемых рекомендаций составьте индивидуальный план совершенствования своего стиля преподавания и приступайте к его выполнению. По истечении нескольких месяцев (в конце учебного года) оцените, насколько успешной оказалась Ваша работа. В случае необходимости обратитесь за помощью к коллегам.
Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС)
Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно преподавать учебный материал, увлечь учеников преподаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки отличает благоприятный психологический климат.
Однако вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: отсутствие методичности (недостаточная представленность в вашей деятельности закрепления учебного материала, контроля знаний учащихся). Возможны недостаточное внимание к уровню знаний слабых учащихся, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, что обусловливает вашу зависимость от ситуации на уроке.
В результате у ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая активность сочетаются с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками учения.Преодолеть эти недостатки в ваших силах.
Рекомендуем вам
несколько уменьшить количество времени,
отводимого объяснению нового материала;
в процессе объяснения тщательно контролировать,
как усваивается материал (для этого через
определенные промежутки времени можно
обращаться к ученикам с просьбой повторить
сказанное или ответить на вопросы). Никогда
не переходите к изучению нового материала,
не будучи уверенным, что предыдущий освоен
всеми учениками. Внимательно относитесь
к уровню знаний слабых учеников. Тщательно
отрабатывайте весь учебный материал,
уделяя большое внимание закреплению
и повторению. Не бойтесь и не избегайте
«скучных» видов работы – отработки правил,
повторения.Старайтесь активизировать
учащихся не внешней развлекательностью,
а вызвать у них интерес к особенностям
самого предмета.Во время опроса больше
времени отводите ответу каждого ученика,
добивайтесь правильного ответа, никогда
не исправляйте сразу ошибки: пусть ошибившийся
сам четко сформулирует и исправит свой
ответ, а вы помогите ему уточнениями и
дополнениями. Всегда давайте подробную
и объективную оценку каждому ответу.
Повышайте требовательность. Следите,
чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные
работы самостоятельно, без подсказок
и списывания.Старайтесь подробно планировать
урок, выполнять намеченный план и анализировать
свою деятельность на уроке.
Вас отличают очень многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать материал, умение активизировать учеников, вызвать у них интерес к особенностям предмета, умелое варьирование форм и методов обучения.В результате у ваших учащихся прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью и сформированными навыками учения.
Однако вам
свойственны и некоторые
Вы обладаете
очень многими достоинствами: высоким
уровнем знаний, контактностью, проницательностью,
требовательностью, умением ясно и четко
преподать учебный материал, внимательным
отношением к уровню знаний всех учащихся,
объективной самооценкой, сдержанностью.У
ваших учащихся интерес к изучаемому предмету
сочетается с прочными знаниями и сформированными
навыками учения. Однако вашу деятельность
характеризуют и определенные недостатки:
недостаточно широкое варьирование форм
и методов обучения, недостаточное внимание
к постоянному поддержанию дисциплины
на уроке.Вы много времени отводите ответу
каждого ученика, добиваясь, чтобы он детально
сформулировал свой ответ, объективно
оцениваете его, что повышает эффективность
вашей деятельности. В то же время подобная
манера ведения опроса обусловливает
некоторое замедление темпа урока. Это
недостаток можно компенсировать, шире
используя разнообразные методы работы.
Рекомендуем вам чаще практиковать коллективные
обсуждения, проявлять больше изобретательности
в подборе увлекающих учащихся тем.Рекомендуем
проявлять больше нетерпимости к нарушениям
дисциплины на уроке. Сразу и строго потребуйте
тишины на каждом уроке, и в конечном итоге
вам не придется делать такого количества
дисциплинарных замечаний.
Вы обладаете многими достоинствами: высокой методичностью, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, высокой требовательностью.Однако вашу деятельность характеризуют определенные недостатки: неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, предпочтение репродуктивной, а не продуктивной деятельности учащихся, нестабильное эмоциональное отношение к учащимся.В результате у ваших учащихся сформированные навыки и прочные знания сочетаются с отсутствием интереса к изучаемому предмету. Пребывание на ваших уроках для многих из них томительно и не всегда интересно. На ваших уроках нередко отсутствует благоприятный психологический климат. Преодолеть эти недостатки в ваших силах.Рекомендуем вам шире применять поощрения хороших ответов, менее резко порицать плохие. Ведь от эмоционального состояния ваших учащихся зависят и результаты обучения.Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, шире варьировать разнообразные формы занятий. Если вы преподаете иностранный язык, не ограничивайтесь лишь репродуктивными формами работы: заучиванием наизусть текстов, зазубриванием правил. Если вы будете использовать только их, то ваши учащиеся потеряют интерес к предмету, а самое главное – их будет отличать слабая ориентация в языке. Старайтесь использовать различные упражнения для активизации навыков речи: ситуативные диалоги, языковые игры, песни, стихотворения, диафильмы.Если вы преподаете гуманитарные предметы, почаще практикуйте коллективные обсуждения, выбирайте для них темы, которые могут увлечь учащихся.