Интеллект. Его особенности. Виды и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:33, реферат

Описание

Установление количественных и качественных зависимостей этих показателей от уровня развития интеллекта позволил разработать разнообразные методики исследования интеллекта и связанных с ним качеств. Оценка интеллекта как специфической деятельности человека дала начало методикам подобно тесту Айзенка. Установление его структуры породило огромное количество тестов, исследуемых различные аспекты. Так появились тесты логического, образного, творческого и технического мышления.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Что такое интеллект…………………………………………………………..5
Как исследуется интеллект…………………………………………………...6
Виды интеллекта…………………………………………………………….15
Структура интеллекта……………………………………………………….17
Заключение………………………………………

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ПСИХОЛОГИЯ1.docx

— 42.14 Кб (Скачать документ)

возрастом преимущества запоминания осмысленного материала  фактически

обнаруживается  обратное соотношение: чем старше становится младший школьник, те меньше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным.

В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии опосредствованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.

За первые три-четыре года учения в школе прогресс умственного  развития детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и

элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словестно-логического мышления на уровне конкретных понятий.

В этом возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные

способности детей, позволяющие судить об их одаренности.

Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словестно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной и исполнительной. На подготовительной фазе решение задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а на исполнительно фазе этот план реализуется практически. Полученный результат затем соотносится с условиями и проблемами.

Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать логически и

пользоваться  понятиями. 

Подростковый  возраст. 

В подростковом возрасте происходит совершенствование  таких познавательных процессов как память, речь и мышление.

Подростки уже  могут мыслить логически, заниматься теоретическими

рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно рассуждают на

нравственные, политические другие темы, практически недоступные  интеллекту младшего школьника. У старшеклассников наблюдается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т. е. способность к индукции и дедукции. Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста – это умение оперировать гипотезами.

К старшему школьному  возрасту, дети усваивают многие научные  понятия,

обучаются пользоваться ими в процессе решения различных  задач. Это означает сформированность у них теоретического или словестно-логического мышления.

Одновременно  наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательны процессов.

В подростковом возрасте происходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что ребенок переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти.

Подростковый  возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью

подростков, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои

способности, получить высокую оценку с их стороны. В  этой связи подростки на людях стремятся брать на себя наиболее сложные и престижные задачи, нередко проявляют не только высокоразвитый интеллект, но и незаурядные способности. Для них характерна эмоционально-отрицательная аффективная реакция на слишком простые задачи.

Подростки могут  формулировать гипотезы, рассуждать предположительно,

исследовать и  сравнивать между собой различные  альтернативы при решении одних и тех же задач. Сфера познавательных, в том числе учебных, интересов

подростков выходит  за пределы школы и приобретает  форму познавательной

самодеятельности  – стремления к поиску и приобретению знаний, к формированию полезных умений и навыков. Стремление к самообразованию – характерная особенность подросткового возраста.

Мышление подростка  характеризуется стремлением к  широким обобщениям.

Одновременно  с этим складывается новое отношение  к учению, особенно в

последних классах школы. Ее выпускников привлекают предметы и виды знаний, где они лучше могут узнать себя, проявить самостоятельность, и к таким знаниям у них вырабатывается особенно благоприятное отношение. Вместе с теоретическим отношением к миру, предметам и явлениям у подростка возникает особое познавательное отношение к самому себе, выступающее в виде желания и умения анализировать и оценивать собственные поступки, а так же способность вставать на точку зрения другого человека, видеть и воспринимать мир с иных

позиций, чем  свои собственные. Самостоятельность мышления проявляется в независимости выбора способа

поведения. Подростки  принимают лишь то, что лично им кажется разумным,

целесообразным  и полезным. 

Юношеский возраст. 

Ранняя юность – время реального перехода к  настоящей взрослости, первые

признаки которой появляются, как мы уже видели, в подростковом возрасте.

На период ранней юности, традиционно связываемый  с обучением в старших

классах школы, приходится становление нравственного самосознания. К окончанию школы большая часть юношей и девушек представляет собой людей, практически нравственно сформированных, обладающих зрелою и достаточно устойчивой моралью, которая наряду со способностями, мотивами и чертами характера представляет собой четвертое личностное новообразование детства. В юности, больше чем в других возрастах, встречаются акцентированные типы характера, наблюдаются быстрые, непредсказуемые и частые переходы от одного настроения к другому. Юноши и девушки подвержены эмоциям, обидчивы, импульсивны, склонны к категоричным суждениям, к недостаточно продуманным поступкам.

Интеллектуальная  зрелость, в том числе нравственномировоззренческая

готовность старших  школьников ставить и решать различные  жизненные задачи, в этом возрасте очевидна, хотя здесь говорить о ней пока что приходится в общем виде, имея ввиду сравнительно невысокий уровень интеллектуального развития немалого числа современных юношей и девушек.

Старшие школьники  независимо от их индивидуальных особенностей знают,

понимают и  следуют определенным нормам морали. Их нравственное сознание

достигает достаточно высокого уровня зрелости.

Исследование  интеллектуального развития в данном возрасте должно быть

направлено на выявление конкретных мотивов учения, выяснение уровня, на

котором человек может оперировать абстрактными понятиями и связями между

ними, модулировать различные процессы в своем воображении.

Отдельный комплекс тестов должен быть направлен на выяснение  профессиональной

ориентации каждого  конкретного исследуемого, должен выявить  уровень и тип

мышления. Для  этого могут быть использованы технический тест Беннета,

комплекс тестов киотинного характера, устанавливающие связи между

абстрактными  понятиями, моделирующие схемы этих понятий. Исследование

интеллекта не ограничивается одними лишь тестами  интеллектуального развития (тест Айзенка), немало важной задачей является выяснение задатков и

способностей, которые  к этому времени должны ярко проявится. Конкретной же задачей является выяснение потенциала каждого испытуемого в той или иной области человеческой деятельности. В конечном итоге все тесты интеллекта в юношеском возрасте должны быть направлены на определение склонностей старших школьников к той или иной профессии, на выбор жизненного пути. 

Виды интеллекта 

Общий или генеральный фактор (g) интеллекта отражает некое основное качество, необходимое для выполнения всех видов задач. У человека имеется некий набор генов, определяющий свойства общего фактора g. Генетические факторы играют большую роль в определении g, при этом оценки коэффициента наследуемости для общего фактора g варьируют от 40 до 80%.

Однажды приобретенное  знание (как использовать компьютер, формула площади фигуры и т. д.) сохраняется для дальнейшего  использования. Таким образом, можно  обозначить производство знания как  кинетический интеллект, а знание решения проблемы как потенциальный интеллект.

Потенциальный интеллект - это решения и ответы, созданные кинетическим интеллектом. потенциальный интеллект - это решения и ответы, созданные кинетическим интеллектом. Чем больше знаний и опыта мы приобретаем, тем больше становится запас нашего потенциального интеллекта.

Подвижный интеллект - способность не только понимать выученное, но и способность видеть применимость знания к проблемной ситуации и творчески применять знание в новой обстановке.

Со временем интеллектуальная подвижность (решение  проблем, применение информации к контекстной  ситуации) стала восприниматься некоторыми психологами как врожденный потенциал  или интеллект в общем. Можно развить подвижный интеллект, если образовательная программа будет уделять достаточно внимания упорядочению и использованию получаемых студентами знаний.

Совокупный  интеллект – тот, что реализуется как совокупное проявления реакции всего организма на внешние раздражители; Совокупный интеллект всякого организма состоит из совокупности всех интеллектов, входящих в этот организм. При этом для полной правильной функциональности совокупного интеллекта необходимо гармоничное сочетание работы всех интеллектов, слагающих интеллект данного организма.

Наличие рефлекторных свойств интеллекта – проявление интеллектов низкоуровневых составляющих – также необходимо, как и наличие  «предвидения» или «голоса свыше» - проявление сверхсовокупных составляющих интеллекта. 

    Структура интеллекта

Структурный интеллект – тот, что реализуется как проявление реакции частей организма на внешние раздражители;

Субструктурный интеллект – тот, что реализуется как проявление реакций на внешние раздражители самостоятельных организмов, являющихся составляющими данного организма; Интеллект любого организма складывается из интеллектов составляющих его организмов. Но нельзя говорить, что это простая сумма. Интеллект организма – это интеллект организма, а интеллект его частей – это интеллект его частей.

Скорее всего, совокупный интеллект частей организма  – это система рефлексов, например.

Таким образом, имея, что каждый организм обладает интеллектом, мы можем утверждать, что  и каждая молекула данного организма  имеет свой интеллект, и каждая клетка – тоже, и каждый орган – тоже, и каждый атом – тоже. То есть, логично  бы было предположить, что, суммируясь, все эти «единоличные» интеллекты складывают тот интеллект, что считается  интеллектом данного организма.

Интеллект человека – это интеллект человека. А  интеллект совокупности атомов –  это интеллект совокупности атомов. Не более того.

Видимо, интеллект структурируется следующим образом. Организмы, являющиеся структурными частями более высокоуровневого организма, имеют каждый свой интеллект. Совокупность этих интеллектов в пределах более высокоуровневого организма реализуется в некоторую делегированность некоторым организмам функций носителей представительной части интеллектов всех низкоуровневых организмов.

Интеллект, представленный интеллектами структурных частей организма, называется структурным интеллектом.

В части животного  мира этот интеллект представлен  как интеллект рефлекторных свойств: рука отдергивается от горячего предмета – сама; нога от удара молоточком разжимается – сама и т. д.

Сверхсовокупный интеллект – тот, что реализуется как проявление реакции организма, стоящего выше по отношению к данному. Это такой интеллект, влияние которого организм испытывает со стороны организма более высокого уровня по отношению к себе.

Информация о работе Интеллект. Его особенности. Виды и структура