Интеллектуальное поведение животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 15:46, реферат

Описание

С самого начала развития психологии как науки психологов интересовала проблема исследования поведения человека, причин и мотивов этого поведения. И так как человек является субъектом достаточно сложным для изучения, многими учеными предпринимались попытки изучения поведения животных с более низким развитием высших психических функций. Было предпринято множество различных попыток разъединения поведения на более простые детерминанты, с помощью которых далее можно было бы объяснить поведение животных и человека.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………..…3
Основные этапы развития поведения и психики животных ………………………...4
Интеллектуальное поведение животных ……………………………………..………...6
Заключение ………………………………………………………………………………..15
Список литературы ………………………………………………………………..……..16

Работа состоит из  1 файл

Реферат по психологии и педагогике 1.doc

— 90.00 Кб (Скачать документ)

Эта схема построения и привела физиологов и психологов к новой концепции поведения  животных. Эта концепция отличается от классической концепции, трехчленной рефлекторной дуги (стимул, внутренняя реакция и переработка). Адекватной для объяснения поведения животных является не трехчленная дуга, а четырехчленная схема, или схема сложного рефлекторного кольца, в которую включается сложная ориентировочно-исследовательская деятельность животного.

     Известные задачи, поставленные средой, вызывают у обезьяны сложную ориентировочную  деятельность, приводящую к ряду проб; эти пробы выливаются в ряд  операций, которые постепенно сравниваются с исходными условиями. Если выработанные пути согласуются с исходными условиями — задача разрешена, действие прекращается. Если такая согласованность не имеет место, и действие не соответствует исходным явлениям — оно продолжается. В результате возникает такой сложный процесс: проба, операция, сличение и выход, если пробы соответствуют исходным. Американское психологи называют эту схему Т—О—Т—Е, то есть это проба—операция—проба—результат. Видный советский физиолог, профессор Анохин называет механизмом акцептора действия. Соответственно этому последнему представления, определенные условия внешней среды ставят перед животным соответствующую задачу, и у животного возникает известный образ того, как нужно было бы решать задачу. Если действие не соответствует намеченной цели, возникает рассогласование операции и исходного измерения; в этом случае в мозгу идут обратные сигналы о несоответствии действия, и действие снова продолжается. Если же действие оказывается согласованным с исходным намерением — попытки дальнейших проб прекращаются.

     Аппарат намерения, или образа, или акцептора  действия, иначе говоря, механизм сличения намерения и данной операции, является важнейшим элементом для любых  и особенно сложнейших саморегулирующих форм поведения, и его нужно иметь ввиду, анализируя сложное строение интеллектуальной деятельности.

Таким образом, возникает четырёхчленная структура  сложнейшего поведения животного, раздражитель — центральная переработка, совершающаяся в процессе ориентировочной  деятельности — создание известной схемы решения — действие, адекватное существованию нужной задачи.

Так возникает  сложнейшее поведение как саморегулирующаяся система.[1]

Заключение 

     Итак, исходя из вышесказанного, можно сделать  следующие выводы: Животным присущи  формы поведения, которые, на первый взгляд, говорят об их способности к  интеллектуальному поведению. Однако, у животных отсутствуют такие важные психологические процессы, как усвоение общественного, коллективного опыта, не основанного на примере «подражания», а приобретаемого с помощью непосредственного общения в социуме. Весь опыт, который животное может освоить в течение своей жизни, базируется либо на самостоятельном изучении, либо на подражании.

     Человек  в своих психологических качествах  и формах поведения представляется все же социально-природным существом, частично удивительно похожим, а частично коренным образом отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет в то и другое.

     Споры о сходстве и различии в структуре  психики и поведения животных и человека велись достаточно долго, однако стоит отметить, что для  сравнительной психологии человек  – изначально все же «животное», и мотивы деятельности человека отчасти рассматриваются с «животной» точки зрения, с учетом конечно, множества надстроек, смен механизмов поведения и т.д.

         И, конечно,  нельзя не отметить, что  сравнение поведения и психики разных животных (включая человека), стало неотъемлемой частью проблематики различных дисциплин — этологии, социобиологии, когнитивной этологии и антропологии — и превратилось в междисциплинарную область.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Психология  по-русски [Электронный ресурс]/Лекции по общей психологии.

   Лурия А.Р.; web-мастер Малинкин О. – Электрон.Дан.-М.:Психология по-русски, 2000. - режим доступа:http//www.psychology.ru, свободный.- Загл. с экрана.

  1. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. - 712 с.: ил.
  2. Хрестоматия по психологии/ под редакцией А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1977. – 318 с.

Информация о работе Интеллектуальное поведение животных