Интуиция как часть механизма мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 16:08, доклад

Описание

Вот что пишет об этом А. Эйнштейн: "Подлинной ценностью является в сущности только интуиция. Что только не называют интуицией! Это и высший, даже - сверхъестественный дар, единственно способный пролить свет истины на сокровенные тайны бытия, недоступные ни чувствам, блуждающим по поверхности вещей, ни рассудку, скованному дисциплинарным уставом логики. Это и удивительная сила, легко и просто пере носящая нас через пропасть, развернувшуюся между условием задачи и ее решением.

Работа состоит из  1 файл

Интуиция как часть механизма мышления.doc

— 33.00 Кб (Скачать документ)

 Интуиция как часть  механизма мышления

 

Когда ученые пытаются описать и проанализировать процесс своего творчества, они редко  обходятся без ссылок на "догадку", "озарение", "прозрение", "переживание". Интуиция - вот что, по всей вероятности, играет самую существенную, решающую роль в создании новых научных представлений и выдвижении новых идей.

 

 Вот  что пишет об этом А. Эйнштейн: "Подлинной ценностью является  в сущности только интуиция. Что  только не называют интуицией!  Это и высший, даже - сверхъестественный дар, единственно способный пролить свет истины на сокровенные тайны бытия, недоступные ни чувствам, блуждающим по поверхности вещей, ни рассудку, скованному дисциплинарным уставом логики. Это и удивительная сила, легко и просто пере носящая нас через пропасть, развернувшуюся между условием задачи и ее решением. Это и счастливая способность мгновенно найти идею, которая лишь задним числом, в поту и муках будет обоснована рассуждением и опытом. Но вместе с тем это и ненадежный, не систематизированный путь, могущий завести в тупик, бесплодная надежда лентяев не желающих доводить свой мозг до изнеможения наряженными умственными усилиями; наивное дитя познания, чей бессвязный лепет лишен ясного смысла и только после бесчисленных поправок может рассматриваться в качестве информационного сообщения".

 

 Для  Канта интуиция есть источник  знания. И "чистая" интуиция ("чистая  интуиция пространства и времени") является неисчерпаемым источником  знания : из нее берет начало  абсолютная уверенность. Данная  концепция имеет свою историю: Кант в значительной мере позаимствовал ее у Платона, Фомы Аквинского и Декарта.

 

 М.В.Ломоносов  был противником рационализма. Познание, с точки зрения Ломоносова, осуществляется  следующим образом : "Из наблюдений  устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения есть лучший способ к изысканию правды”. Ломоносов вплотную подошел к проблеме соотношения непосредственного и опосредствованного знания как результатов чувственного и теоретического познания и оказал огромное влияние на разработку проблемы интуиции в русской философии.

 

 Первоначально  интуиция означает, конечно, восприятие: это есть то, что мы видим  или воспринимаем, если смотрим  на некоторый объект или его  пристально рассматриваем. Однако  начиная, по крайней мере, уже  с Платона, разрабатывается противоположность между интуицией, с одной стороны, и дискурсивным мышлением с другой. В соответствии с этим интуиция есть божественный способ познания чего-нибудь лишь одним взглядом, в один миг, вне времени, а дискурсивное мышление есть человеческий способ познания, состоящий в том, что мы в ходе некоторого рассуждения, которое требует времени, шаг за шагом развертываем нашу аргументацию.

 

 Как  вытекает из выше сказанного, на протяжении всей истории  развития представлений об интуиции  идет противопоставление восприятий, т. е. чувственных образов понятиям, т. е. логически обоснованным  утверждениям. Возможно, место следует искать в области двух познавательных процессов: при переходе от чувственных образов к понятиям и при переходе от понятий к чувственным образам. Эти два процесса являются качественно-особыми способами формирования чувственных образов и понятий. Отличие их от всех прочих заключается в том, что они связаны с переходом из сферы чувственно-наглядного в сферу абстрактно-понятийного и наоборот. В ходе их развертывания могут быть найдены понятия, не выводимые логически из других понятий, и образы, не порождаемые другими образами по законам чувственной ассоциации.

 

 Разумеется, реконструкция мыслительных процессов,  которые приводят ученого к  открытию, наталкивается на большие  трудности. Однако на основе  гносеологического анализа историко-научного  материала, с учетом данных, накопившихся в психологических исследованиях, можно указать некоторые механизмы интуитивного мышления, с помощью которых в сознании ученых формируются новые представления и идеи (к сожалению, предполагаемый объем данной работы не позволяет привести их подробный анализ).

 

 Вот  один из примеров, взятый из  книги “От мечты к открытию”,  автором которой является Ганс  Селье: "Логика составляет основу  экспериментальных исследований  точно также, как грамматика  составляет основу языка. Однако, мы должны научиться пользоваться математикой и статистикой интуитивно, т. е. неосознанно, так как у нас нет времени для того, чтобы на каждом шагу осознанно применять законы логики.

 

 Раскрытие  закономерностей, определяющих собой  интуицию, - дело весьма трудоемкое, требующее сосредоточения усилий специалистов самых различных областей. В этом существует настоятельная необходимость, так как реальное ускорение научно - технического прогресса связано с качественным приращением в первую очередь фундаментальных, т. е. принципиально новых (и поэтому заранее не программируемых и не выводимых только формальным путем), результатов. Здесь же неизбежно возникает вопрос о роли интуиции в научном познании. "Если есть интуиция, то и есть закономерности, на которые она опирается”.


Информация о работе Интуиция как часть механизма мышления