Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2011 в 13:03, контрольная работа
Интенсивное развитие вычислительной техники и ее широкое использование в АСУ различных уровней и назначения обусловливают актуальность исследований и разработок, связанных с проблемой организации эффективного взаимодействия человека-оператора и ЭВМ в рамках единой системы “человек – ЭВМ”. Эти исследования охватывают широкий спектр вопросов от психологического анализа различных режимов работы ЭВМ (режима с разделением времени, режима пакетной обработки и т. д.) до инженерно-психологической разработки процесса общения человека с ЭВМ при совместном решении задач и оптимизации системы “человек – ЭВМ”.
Введение
1. Характеристика режимов работы оператора.
2. Сравнительная таблица основных функциональных характеристик человека и машины.
3. Особенности стадий проектирования систем "человек-машина"
4. Основная сущность задач проектирования систем "человек-машина"
5. Определяющие принципы инженерно-психологической оценки.
Заключение
Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ
ПСИХОЛОГИИ им. Л.С.ВЫГОТСКОГО
Кафедра
педагогической психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:
Инженерно-психологические
аспекты взаимодействия человека и
ЭВМ
СТУДЕНТА 3 КУРСА ОБУЧЕНИЯ (СРОК ОБУЧЕНИЯ – 5,5 ГОДА)
ГРУППА
А
Варфоломеева
С.В..
Содержание
Введение
1. Характеристика режимов работы оператора.
2. Сравнительная таблица основных функциональных характеристик человека и машины.
3. Особенности стадий проектирования систем "человек-машина"
4. Основная сущность задач проектирования систем "человек-машина"
5. Определяющие принципы инженерно-психологической оценки.
Заключение
Список
литературы
Введение.
Интенсивное развитие
вычислительной техники и ее широкое
использование в АСУ различных
уровней и назначения обусловливают
актуальность исследований и разработок,
связанных с проблемой
С психологической точки зрения автоматизированная система управления есть деятельность людей, опосредованная ЭВМ, т. е. деятельность по преобразованию информации с использованием машин. В зависимости от типа системы управления, в которую включен человек, ее назначения и от используемой техники можно выделить различные формы взаимодействия в системе “человек – ЭВМ”. В одних случаях человек принимает решение и выполняет управляющие действия, а функции ЭВМ состоят в сборе, первичной обработке, хранении информации и выдаче ее по требованию человека. В других – ЭВМ работает в режиме советчика, предлагая человеку те или иные варианты возможных решений; функции человека состоят в том, чтобы выбрать из этих вариантов наиболее целесообразный, внести уточнения и т.п. В третьих – функции управления разделяются между человеком и ЭВМ, в четвертых – за человеком остаются функции контроля и резервирования, а управление в целом осуществляется ЭВМ.
Таким образом, в системах управления с ЭВМ человек выполняет самые разнообразные функции, начиная с технического обслуживания аппаратуры и кончая принятием ответственных решений на высших уровнях управления. Следовательно, инженерно-психологический анализ АСУ связывается с решением комплекса весьма сложных задач. Понятно, что при этом задачи инженерной психологии не должны ограничиваться проектированием и оценкой только согласующих средств, таких как индикаторные устройства и пульты ввода информации, хотя они, без сомнения, делают возможным, ускоряют, расширяют или усиливают взаимодействие человека с ЭВМ.
Инженерно-психологический анализ должен включать и задачи распределения функций между человеком и ЭВМ, и оптимизацию взаимодействия в целом. В настоящее время уже можно указать исходные пункты решений названных задач. Такими исходными пунктами исследований организации взаимодействия могут служить, с одной стороны, теория решения задач человеком в режиме диалога с ЭВМ, а с другой – количественное исследование и формализация факторов эффективного взаимодействия человека с ЭВМ.
Проблема организации взаимодействия – комплексная проблема, требующая для своего решения использования во взаимосвязи методов и результатов, заимствованных из самых различных областей математики, техники, психологии. В инженерно-психологической литературе намечаются три пути улучшения взаимодействия. Первый путь связывается с дальнейшим совершенствованием средств отображения информации, созданием принципиально новых средств, развитием математического обеспечения, теории и техники проектирования систем.
Второй путь – это развитие специальных психологических исследований, направленных на оптимизацию условий деятельности пользователей, распределение функций и т. п.
И, наконец, третий путь – раскрытие закономерностей обучения и подготовки людей к работе в человеко-машинных системах, поиск средств и способов преодоления психологического барьера при работе с ЭВМ, учет индивидуальных особенностей и т. д.
1. Характеристика режимов работы оператора.
Нормальный (оптимальный) режим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работе технических устройств. Обстановка является привычной, рабочие действия осуществляются в строго определенном порядке, мышление носит алгоритмический характер. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий. Труд в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью. Под критическими режимами работы понимаются режимы, ведущие к полной, либо частичной утрате системой выполняемых функций, либо утрате объекта, либо утрате объекта и гибели оператора (экипажа). Предупреждение критических режимов осуществляется за счет оказания помощи оператору по действиям в сложных и аварийных ситуациях. Эти ситуации характеризуются высокой вероятностью перехода в необратимые (катастрофические) ситуации. Аварийные условия требуют от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы. Экстремальный режим в самом общем смысле - это режим работы в условиях, выходящих за пределы оптимума. Отклонения от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия или, иначе говоря, вызывают напряжение.
2. Сравнительная таблица основных функциональных характеристик человека и машины.
Создание
эффективной системы человек-
В таблице приведена иллюстрация различий, присущих основным элементам человеко-машинной.
Основные функциональные характеристики человека и машины
На человека следует возлагать выполнение функций по: | Машине следует поручать: | |
распознаванию ситуации в целом по её многим сложно связанным характеристикам, а также при неполной информации о ней; | выполнение всех видов математических расчётов; | |
осуществлению функций индуктивного вывода, т.е. обобщению отдельных фактов в единую систему; | выполнение однообразных, постоянно повторяющихся операций, реализуемых по заданному алгоритму; | |
решению задач, в которых отсутствует единый алгоритм или нет четко определённых правил обработки информации; | хранение и динамическое представление больших объёмов однородной информации; | |
решению
задач, в которых требуется гибкость
и приспособляемость к |
решение задач, требующих дедуктивного вывода, т.е. получения на основе общих правил решений для частных случаев; | |
решению
задач с высокой |
выполнение действий, требующих высокой скорости реакции на команду. | |
Всё
в действительности гораздо сложнее,
требует тонкого анализа
Человечеством создано огромное разнообразие человеко-машинных систем, ориентироваться в котором достаточно трудно.
В инженерной психологии сформулирован принцип преимущественных возможностей. Согласно этому принципу, рациональное распределение функций между человеком и машиной должно осуществляться так, чтобы человеку поручались те функции, которые позволяют ему наиболее эффективно реализовать свои возможности, а машине -- те, которые требуют выполнения стереотипных операций, высокого быстродействия и точности. Другими словами, возникает необходимость сравнения человека и машиной в отношении возможностей приема, хранения и переработки информации. Анализ позитивных и негативных сторон человека и машины привел некоторых исследователей к выводу, что машина будущего должна основываться на тех же принципах обработки информации, какими пользуется человек.
В то же время следует иметь в виду, что если в математико-логическом аспекте машине можно передать любую трудовую функцию, для которой составлена программа ее выполнения, то с психологической точки зрения (в отличие от этого) машине могут быть переданы только те функции, которые формализованы и психологически характеризуются тем, что они фиксированы и однозначно определены. Требуется еще значительная работа по определению критериев «психологической целесообразности» передачи ЭВМ той или иной трудовой функции человека. Интересные приложения для решения задачи распределения функций могут возникнуть в связи с идеей создания так называемых «сбалансированных» систем «человек-машина», т.е. систем, где оба партнера являются активными.
Решение
задачи распределения функций тесно
связано с психологическим
3. Особенности стадий проектирования систем "человек-машина".
Проектирование систем "человек - машина" занимает видное место в работах по инженерной психологии. Само проектирование СЧМ традиционно анализируется по основным блокам: средства отображения информации (сокращенно - СОИ), органы управления или средства ввода информации (сокращенно - СВИ), рабочее место оператора. Рассмотрим каждый из этих блоков подробнее.
Средства отображения информации (СОИ). Сами СОИ различаются по следующим критериям:
ѕ по способу использования СОИ: контрольные, быстрые ("да-нет"); качественные (насколько возрастает или падает параметр); количественное чтение информации (численные значения в аналоговой или цифровой форме) - это для больших СОИ;
1) по форме сигнала: цифровые, буквенные, фигурные;
2) по степени детализации: интегральные или детальные.
Выделяются основные подходы в совершенствовании СОИ:
1. Структурно-психологический (в основе - статистика, позволяющая выбирать наиболее оптимальные стратегии, совершать предпочтительные выборы при построении информационных образов объекта);
2. Системно-лингвистический (построение оптимальных языков, диалоговых систем);
3. Графоаналитический (табличное программирование, экспертная оценка, теория графов - строится "картинка" распределения потоков информации).
Перспективные подходы в совершенствовании СОИ:
1. Разработка многоканальных (многофункциональных) индикаторов;
2. Разработка полисенсорных (полимодальных) СОИ, т.е. воздействующих на различные органы чувств;
3. Объемное отображение информации ("плюс" - со стереоскопическим эффектом);
4. Разработка индикаторов с возможностью предсказания дальнейшего развития процесса - выход на совместное принятие решения человеком и машиной.
5. Органы управления или средства ввода информации - СВИ.
Можно
выделить общую схему инженерно-
1. Анализ характеристик объекта управления: анализ статистических характеристик; анализ динамических характеристик; определение целей и задач системы.
Информация о работе Инженерно-психологические аспекты взаимодействия человека и ЭВМ