Инженерно-психологические аспекты взаимодействия человека и ЭВМ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2011 в 13:03, контрольная работа

Описание

Интенсивное развитие вычислительной техники и ее широкое использование в АСУ различных уровней и назначения обусловливают актуальность исследований и разработок, связанных с проблемой организации эффективного взаимодействия человека-оператора и ЭВМ в рамках единой системы “человек – ЭВМ”. Эти исследования охватывают широкий спектр вопросов от психологического анализа различных режимов работы ЭВМ (режима с разделением времени, режима пакетной обработки и т. д.) до инженерно-психологической разработки процесса общения человека с ЭВМ при совместном решении задач и оптимизации системы “человек – ЭВМ”.

Содержание

Введение
1. Характеристика режимов работы оператора.
2. Сравнительная таблица основных функциональных характеристик человека и машины.
3. Особенности стадий проектирования систем "человек-машина"
4. Основная сущность задач проектирования систем "человек-машина"
5. Определяющие принципы инженерно-психологической оценки.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Инженерная псих.контрольная.doc

— 97.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

  Государственное образовательное учреждение высшего

  профессионального образования

  РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

  ИНСТИТУТ  ПСИХОЛОГИИ им. Л.С.ВЫГОТСКОГО 
 

                                                            Факультет психологический

  Кафедра педагогической психологии 
 
 
 
 

Громова Ксения Михайловна

 

  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

Инженерная  психология

 

  Инженерно-психологические  аспекты взаимодействия человека и  ЭВМ 

  СТУДЕНТА 3 КУРСА ОБУЧЕНИЯ (СРОК ОБУЧЕНИЯ – 5,5 ГОДА)

  ГРУППА  А 
 
 
 
 
 

Преподаватель

 

  Варфоломеева  С.В.. 
 

Москва

                                                            2010 
 

  Содержание

  Введение

  1. Характеристика режимов  работы оператора.

  2. Сравнительная таблица  основных функциональных характеристик человека и машины.

  3. Особенности стадий  проектирования систем "человек-машина"

  4. Основная сущность  задач проектирования  систем "человек-машина"

  5. Определяющие принципы  инженерно-психологической  оценки.

  Заключение

  Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение.

Интенсивное развитие вычислительной техники и ее широкое  использование в АСУ различных  уровней и назначения обусловливают  актуальность исследований и разработок, связанных с проблемой организации  эффективного взаимодействия человека-оператора и ЭВМ в рамках единой системы “человек – ЭВМ”. Эти исследования охватывают широкий спектр вопросов от психологического анализа различных режимов работы ЭВМ (режима с разделением времени, режима пакетной обработки и т. д.) до инженерно-психологической разработки процесса общения человека с ЭВМ при совместном решении задач и оптимизации системы “человек – ЭВМ”. К сожалению, выполненные к настоящему времени исследования весьма фрагментарны и их результаты не дают возможности представить состояние проблемы в целом. Однако имеющиеся данные дают основание для постановки и исследования ряда весьма важных инженерно-психологических вопросов.

С психологической  точки зрения автоматизированная система  управления есть деятельность людей, опосредованная ЭВМ, т. е. деятельность по преобразованию информации с использованием машин. В зависимости от типа системы управления, в которую включен человек, ее назначения и от используемой техники можно выделить различные формы взаимодействия в системе “человек – ЭВМ”. В одних случаях человек принимает решение и выполняет управляющие действия, а функции ЭВМ состоят в сборе, первичной обработке, хранении информации и выдаче ее по требованию человека. В других – ЭВМ работает в режиме советчика, предлагая человеку те или иные варианты возможных решений; функции человека состоят в том, чтобы выбрать из этих вариантов наиболее целесообразный, внести уточнения и т.п. В третьих – функции управления разделяются между человеком и ЭВМ, в четвертых – за человеком остаются функции контроля и резервирования, а управление в целом осуществляется ЭВМ.

Таким образом, в системах управления с ЭВМ человек  выполняет самые разнообразные  функции, начиная с технического обслуживания аппаратуры и кончая принятием  ответственных решений на высших уровнях управления. Следовательно, инженерно-психологический анализ АСУ связывается с решением комплекса весьма сложных задач. Понятно, что при этом задачи инженерной психологии не должны ограничиваться проектированием и оценкой только согласующих средств, таких как индикаторные устройства и пульты ввода информации, хотя они, без сомнения, делают возможным, ускоряют, расширяют или усиливают взаимодействие человека с ЭВМ.

Инженерно-психологический  анализ должен включать и задачи распределения  функций между человеком и ЭВМ, и оптимизацию взаимодействия в целом. В настоящее время уже можно указать исходные пункты решений названных задач. Такими исходными пунктами исследований организации взаимодействия могут служить, с одной стороны, теория решения задач человеком в режиме диалога с ЭВМ, а с другой – количественное исследование и формализация факторов эффективного взаимодействия человека с ЭВМ.

Проблема организации  взаимодействия – комплексная проблема, требующая для своего решения  использования во взаимосвязи методов и результатов, заимствованных из самых различных областей математики, техники, психологии. В инженерно-психологической литературе намечаются три пути улучшения взаимодействия. Первый путь связывается с дальнейшим совершенствованием средств отображения информации, созданием принципиально новых средств, развитием математического обеспечения, теории и техники проектирования систем.

Второй путь – это развитие специальных психологических  исследований, направленных на оптимизацию  условий деятельности пользователей, распределение функций и т. п.

И, наконец, третий путь – раскрытие закономерностей  обучения и подготовки людей к  работе в человеко-машинных системах, поиск средств и способов преодоления  психологического барьера при работе с ЭВМ, учет индивидуальных особенностей и т. д.

    1. Характеристика режимов работы оператора.

  Нормальный (оптимальный) режим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работе технических устройств. Обстановка является привычной, рабочие действия осуществляются в строго определенном порядке, мышление носит алгоритмический характер. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий. Труд в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью. Под критическими режимами работы понимаются режимы, ведущие к полной, либо частичной утрате системой выполняемых функций, либо утрате объекта, либо утрате объекта и гибели оператора (экипажа). Предупреждение критических режимов осуществляется за счет оказания помощи оператору по действиям в сложных и аварийных ситуациях. Эти ситуации характеризуются высокой вероятностью перехода в необратимые (катастрофические) ситуации. Аварийные условия требуют от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы. Экстремальный режим в самом общем смысле - это режим работы в условиях, выходящих за пределы оптимума. Отклонения от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия или, иначе говоря, вызывают напряжение.

  2. Сравнительная таблица  основных функциональных характеристик человека и машины.

  Создание  эффективной системы человек-оператор заключается в поиске оптимального сочетания возможностей машины и  человека.

  В таблице приведена иллюстрация  различий, присущих основным элементам  человеко-машинной.

  Основные функциональные характеристики человека и машины

   
  На  человека следует возлагать выполнение функций по:   Машине  следует поручать:    
  распознаванию ситуации в целом по её многим сложно связанным характеристикам, а также  при неполной информации о ней;   выполнение всех видов математических расчётов;    
  осуществлению функций индуктивного вывода, т.е. обобщению  отдельных фактов в единую систему;   выполнение  однообразных, постоянно повторяющихся  операций, реализуемых по заданному  алгоритму;    
  решению задач, в которых отсутствует единый алгоритм или нет четко определённых правил обработки информации;   хранение  и динамическое представление больших  объёмов однородной информации;    
  решению задач, в которых требуется гибкость и приспособляемость к изменяющимся условиям, особенно задач, появление которых заранее трудно предвидеть;   решение задач, требующих дедуктивного вывода, т.е. получения на основе общих правил решений для частных случаев;    
  решению задач с высокой ответственностью в случае возникновения ошибки.   выполнение  действий, требующих высокой скорости реакции на команду.    
           

  Всё в действительности гораздо сложнее, требует тонкого анализа содержания деятельности оператора и учёта  возникающих артефактов. Несмотря на значительный прогресс в создании сложных  технических систем, человек во многих случаях незаменим. Особенно это касается его возможностей по работе в условиях неполноты информации и использовании эвристических методов решения проблем. Кроме того, только человек обладает способностью учитывать разнокачественный, в том числе и социальный, опыт для достижения своих целей.

  Человечеством создано огромное разнообразие человеко-машинных систем, ориентироваться в котором  достаточно трудно.

  В инженерной психологии сформулирован  принцип преимущественных возможностей. Согласно этому принципу, рациональное распределение функций между человеком и машиной должно осуществляться так, чтобы человеку поручались те функции, которые позволяют ему наиболее эффективно реализовать свои возможности, а машине -- те, которые требуют выполнения стереотипных операций, высокого быстродействия и точности. Другими словами, возникает необходимость сравнения человека и машиной в отношении возможностей приема, хранения и переработки информации. Анализ позитивных и негативных сторон человека и машины привел некоторых исследователей к выводу, что машина будущего должна основываться на тех же принципах обработки информации, какими пользуется человек.

  В то же время следует иметь в  виду, что если в математико-логическом аспекте машине можно передать любую трудовую функцию, для которой составлена программа ее выполнения, то с психологической точки зрения (в отличие от этого) машине могут быть переданы только те функции, которые формализованы и психологически характеризуются тем, что они фиксированы и однозначно определены. Требуется еще значительная работа по определению критериев «психологической целесообразности» передачи ЭВМ той или иной трудовой функции человека. Интересные приложения для решения задачи распределения функций могут возникнуть в связи с идеей создания так называемых «сбалансированных» систем «человек-машина», т.е. систем, где оба партнера являются активными.

  Решение задачи распределения функций тесно  связано с психологическим исследованием  основных функций, выполняемых оператором в АСУ. Одной из наиболее важных функций, как известно, является функция принятия решений, посредством которой оператор выявляет проблемы, осуществляет диагностику, прогноз и планирование. Понятно, что уровень изученности процесса принятия решений человеком будет во многом определять пути и методы организации эффективного взаимодействия человека и машины.

  3. Особенности стадий  проектирования систем "человек-машина".

  Проектирование  систем "человек - машина" занимает видное место в работах по инженерной психологии. Само проектирование СЧМ традиционно анализируется по основным блокам: средства отображения информации (сокращенно - СОИ), органы управления или средства ввода информации (сокращенно - СВИ), рабочее место оператора. Рассмотрим каждый из этих блоков подробнее.

  Средства  отображения информации (СОИ). Сами СОИ различаются по следующим  критериям:

  ѕ по способу использования СОИ: контрольные, быстрые ("да-нет"); качественные (насколько  возрастает или падает параметр); количественное чтение информации (численные значения в аналоговой или цифровой форме) - это для больших СОИ;

  1) по форме сигнала: цифровые, буквенные, фигурные;

  2) по степени детализации: интегральные или детальные.

  Выделяются  основные подходы  в совершенствовании  СОИ:

  1. Структурно-психологический (в основе - статистика, позволяющая выбирать наиболее оптимальные стратегии, совершать предпочтительные выборы при построении информационных образов объекта);

  2. Системно-лингвистический (построение оптимальных языков, диалоговых систем);

  3. Графоаналитический (табличное программирование, экспертная оценка, теория графов - строится "картинка" распределения потоков информации).

  Перспективные подходы в совершенствовании  СОИ:

  1. Разработка многоканальных (многофункциональных) индикаторов;

  2. Разработка полисенсорных (полимодальных) СОИ, т.е. воздействующих на различные органы чувств;

  3. Объемное отображение информации ("плюс" - со стереоскопическим эффектом);

  4. Разработка индикаторов с возможностью предсказания дальнейшего развития процесса - выход на совместное принятие решения человеком и машиной.

  5. Органы управления или средства ввода информации - СВИ.

  Можно выделить общую схему инженерно-психологического проектирования:

  1. Анализ характеристик объекта  управления: анализ статистических  характеристик; анализ динамических характеристик; определение целей и задач системы.

Информация о работе Инженерно-психологические аспекты взаимодействия человека и ЭВМ