Искусство делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 23:51, контрольная работа

Описание

Человек – социальное существо, его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей.
Становление личности инд

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие «межличностные отношения».………………………4
Глава 2. Процесс формирования межперсональных отношений……...6
Глава 3. Эмпатия как механизм развития межличностных отношений…………………………………………………………………………9
Заключение………………………………………

Работа состоит из  1 файл

юля.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

       Как свидетельствуют результаты экспериментальных  исследований в России и за рубежом, симпатия является одной из основных форм проявления эмпатии Она обусловлена принципом подобия определенных биосоциальных особенностей общающихся людей Принцип подобия представлен в многочисленных работах И. С Кона, Н. Н. Обозова. Т, П. Гавриловой, Ф, Хайдера, Т. Ньюкома, Л. Фестингера, Ч. Осгуда и П. Танненбаума.

       Если  принцип подобия у общающихся не проявляется, то это говорит об индифферентности чувств Когда же у  них фиксируется несоответствие и особенно противоречие, то это  влечет дисгармонию (дисбаланс) в когнитивных структурах и приводит к появлению антипатии.

       Как показывают результаты исследований, чаще всего межличностные отношения  основываются на принципе подобия (сходства), а иногда и на принципе дополнительности. Последний выражается в том, что, например, при выборе товарищей, друзей, будущих супругов и др. люди бессознательно, а иногда и осознанно, выбирают таких лиц, которые могут удовлетворить взаимные потребности. На основе этого могут развиваться позитивные межперсональные отношения.

       Проявление симпатии может интенсифицировать переход от одной стадии межличностных отношений к другой, а также расширять и углублять интерперсональные отношения. Симпатия, как и антипатия, может быть однонаправленной (без взаимности) и разнонаправленной (с взаимностью).

       Очень близко к понятию «эмпатия» понятие «синтотостъ» , под которым понимается способность приобщаться к эмоциональной жизни другой личности, обусловленная потребностью в эмоциональном контакте. В отечественной литературе данное понятие встречается довольно редко.

       Различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. В ходе развития эмпатийности как  свойства личности формируется эмоциональная  отзывчивость и способность прогнозировать эмоциональное состояние людей. Эмпатия может быть в разной степени осознанной. Ею могут обладать один или оба партнера по общению. Уровень эмпатийности экспериментально определялся в исследованиях Т П. Гавриловой и Н. Н. Обозова. Лица с высоким уровнем эмпатии проявляют заинтересованность в других людях, пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Для лиц, обладающих низким уровнем эмпатийности, характерны затруднения в установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность.

       Эмпатия может проявляться не только в  реальном общении людей, но и при восприятии произведений изобразительного искусства, в театре и т. д.

       Эмпатия как механизм формирования межличностных  отношений способствует их развитию и стабилизации, позволяет оказывать  поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается. На основе механизма эмпатии становится возможным эмоциональное и деловое импонирование.

       Условия развития межличностных отношений. Межличностные отношения формируются в определенных условиях, которые влияют на их динамику, широту и глубину.

       В городских условиях по сравнению  с сельской местностью достаточно высокий  темп жизни, частая сменяемость мест работы и жительства, высокий уровень  общественного контроля. В результате — большое количество межличностных контактов, их кратковременность и проявление функционально-ролевого общения. Это приводит к тому, что межличностные отношения в городе предъявляют более высокие психологические требования к партнеру. Чтобы поддерживать тесные связи, общающимся нередко приходится расплачиваться потерей личного времени, психическими перегрузками, материальными ресурсами и т. д.

       Исследования  за рубежом свидетельствуют, что  чем чаще люди встречаются, тем привлекательнее  они кажутся друг другу. По-видимому, и наоборот, чем реже встречаются знакомые, тем быстрее межличностные отношения между ними ослабляются и прекращаются. Пространственная близость особенно влияет на межличностные отношения у детей. В случае переезда родителей или перехода детей из одной школы в другую контакты у них, как правило, прекращаются.

       Важное  значение в формировании межличностных  отношений имеют конкретные условия, в которых люди общаются. Прежде всего это связано с видами совместной деятельности, в ходе которой  устанавливаются межперсональные контакты (учеба, работа, отдых), с ситуацией (обычная или экстремальная), этнической средой (моно- или полиэтническая), материальными ресурсами и т. д.

       Общеизвестно, что межличностные отношения  быстро развиваются (проходят все этапы  вплоть до доверительного) в определенных местах (например, в больнице, поезде к др.). Данное явление, по-видимому, обусловлено сильной зависимостью от внешних факторов, кратковременной совместной жизнедеятельностью и пространственной близостью. К сожалению, сравнительных исследований по межличностным отношениям в названных условиях у нас проводится не очень много.

       Значение  временного фактора в интерперсональных  отношениях зависит от того, в какой  конкретной социокультурной среде  они развиваются.

       По-разному  влияет временной фактор в этнической среде. В восточных культурах развитие межличностных отношений как бы растянуто во времени, а в западных — «спрессовано», динамично. Работ, представляющих исследования влияния временного фактора на межличностные отношения, в нашей литературе почти не встречается.

       Для измерения различных аспектов межличностных  отношений существуют многочисленные методики и тесты. Среди них диагностика  межличностных отношений Т. Лири (доминирование—подчинение, дружелюбие—агрессивность), методика «Q-сортировка» (зависимость—независимость, общительность—необщительность, принятие борьбы—избегание борьбы), тест описания поведения К. Томаса (соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление), методика межличностных предпочтений Дж. Морено по измерению социометрического статуса в группе (предпочтение—отвержение), опросник эмпатических тенденций А. Меграбяна и Н. Эпштейна. методика уровня эмпатических способностей В. В. Бойко, методика И. М. Юсупова для измерения уровня эмпатийных тенденций, авторские методики В. Н. Куницыной, анкетная методика В. Азарова по изучению импульсивности и волевой регуляции в общении, методика оценки уровня общительности В. Ф. Ряховского и др.

       Проблема  межличностных отношений в отечественной  и зарубежной психологической науке в определенной степени изучена. Научных исследований по межличностным отношениям в настоящее время проводится весьма мало. Перспективными проблемами являются: совместимость в деловых и межличностных отношениях, социальная дистанция в них, доверительность в разных типах интерперсональных отношений и ее критерии, а также особенность межперсональных связей в различных видах профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

       Категория «общение» является одной из центральных в психологической науке наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения». «Сквозной характер» проблемы общения становится понятным, если дать одно из типичных определений межличностного общения. В соответствии с этим определением, межличностное общение — это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотноше ний и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуля цию совместной деятельности участников этого процесса.

       За  последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих  на правлений исследований в психологической  науке и особенно в социальной психологии. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия. Из предмета исследования общение одновременно пре вратилось и в способ, принцип изучения вначале познавательных процессов, а затем и личности человека в целом

       Впервые в отечественной литературе межличностные (межперсональные) отношения анализировались  в 1975 г. в книге «Социальная психология».

       Проблема  межличностных отношений в отечественной  и зарубежной психологической науке  в определенной степени исследована. В монографии Н. Н. Обозова обобщены результаты эмпирических исследований отечественных и зарубежных специалистов. Это наиболее глубокое и обстоятельное исследование и в настоящее время сохраняет свою актуальность. В последующих публикациях проблеме межличностных отношений уделяется мало внимания. За рубежом эта проблема анализируется в справочниках по социальной психологии.

       Список  использованной литературы:

       1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект ПРЕСС,

       2. Бодалев А. А. Психология общения. Москва-Воронеж, 1996.

       3. Mайерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

       2000.

       4. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 151 с. 

       5. Резников Е. Н. Межличностные отношения // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999. - 687 с. - С. 516-523.

Информация о работе Искусство делового общения