Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:27, контрольная работа
Методы изучения (исследования) качеств, свойств и способностей учащихся: наблюдение, беседа, анкетирование, моделирование. Их сущность, правила использования. Содержание и форма анкет определяются задачами исследования и условиями, в которых предполагается проводить анкетирование. Варианты типовых анкет.
Тольяттинский
Государственный Университет
РЕФЕРАТ
по психологии ФКиС
на тему:
Исследование
личности учащегося: методы наблюдения,
беседы и анкетирования
Выполнил:
студент 5-го курса
группы С-502
Загуменнов М.А.
Проверил:
Гогунов
Е.Н.
Тольятти 2006
Каждый человек имеет свои психологические особенности. Люди отличаются друг от друга по способностям, чертам характера, особенностям темперамента, проявлениями воли, эмоциональностью, потребностями и интересами.
Педагогам свойственно забывать, что у каждого школьника есть индивидуальные черты. Такой учитель организует свою педагогическую деятельность по шаблону, стремясь к тому, чтобы все ученики делали все одинаково.
Шаблонный подход в педагогическом процессе свидетельствует о нарушении одного из главнейших дидактических принципов современности - индивидуализации воспитания и обучения.
Если учитель, вынужденный работать по единой для всех учебной программе, с первых занятий с учащимися стремится выделять то индивидуальное, что проявляется у каждого школьника, чтобы в последующем найти достойное применение индивидуальным особенностям своих воспитанников, то он раскрывает возможности ярче проявиться их талантам.
Талант - это совокупность способностей человека, которая не только приводит деятельность к успешному результату, но и определяет оригинальность этой деятельности.
Как отмечают психологи, при организации индивидуального подхода не бывает конфликтов между педагогом и учащимися, так как учитель создает условия, позволяющие сохранить индивидуальность школьников, интуитивно стремящихся к этому.
Составить объективное представление о личности школьника можно только при условии использования ряда методов изучения (исследования) его качеств, свойств и способностей. К наиболее доступным из них следует отнести следующие: наблюдение, беседу, анкетирование, моделирование определенных ситуаций и тестирование.
Метод наблюдения заключается в целенаправленном сборе фактов о поведении и деятельности определенного ученика. Наблюдение относится к одному из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящее в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Существуют различные приемы и методики наблюдения за поведенческими реакциями человека, позволяющие опытному наблюдателю проникнуть во внутренний смысл тех или иных внешних проявлений.
Существуют различные приемы и способы наблюдения и интерпретация различных поведенческих реакций людей, по которым можно судить о типологических чертах характера, особенностях интеллектуальной сферы человека, степени эмоциональной возбудимости и пр.
В целом метод наблюдения называют еще "спланированным восприятием", используется при изучении личности человека, характера взаимоотношений в коллективе, его социально-психологического климата. Результаты наблюдений могут быть представлены в виде дневниковых записей или по специально разработанной схеме, а также фиксироваться в особом протоколе. Более надежными будут данные наблюдения, записанные с помощью технических средств, а потом коллективно проанализированные участниками исследования. Основное достоинство метода заключается в том, что он представляет данные о реальном, естественном поведении и деятельности человека, а не их мнение об этом.
Метод беседы, как правило, является вспомогательным и может быть использован в случаях, когда учитель ясно представляет себе, что должен узнать об ученике из беседы. Беседа позволяет выявить индивидуально-психологические особенности личности: склонности, интересы, вкусы и другое. Беседа всегда должна быть планово организована в соответствии с задачами исследования. Вопросы, задаваемые в беседе, могут представлять собой как бы задания направленные на выявление качественного своеобразия изучаемого процесса, но при этом такие задания должны быть максимально естественным и нестандартны. Будучи таковой беседа не должна носить шаблонно-стандартный характер, она всегда должна быть максимально идеализирована. Учитель должен заранее составить план беседы, предварительно определив ее стиль, содержание, направленность, используемые средства и эмоциональную окраску.
Метод анкетирования следует использовать, чтобы определить отношения учащихся между собой, к одному конкретному школьнику, к предмету, к учебной деятельности и т.д. Результаты, полученные учителем в процессе исследования, никогда не разглашаются для всего класса, а используются учителем только в целях улучшения организации учебно-воспитательного процесса.
При изучении личности школьника учитель физической культуры обязан соблюдать следующие правила:
- наблюдать за учеником нужно в естественных условиях обучения и воспитания;
- прежде всего следует определить главные личностные черты учащегося;
- отдельные особенности личности ученика необходимо рассматривать в совокупности с другими, характеризующими его личность;
- важно выявлять положительные черты личности школьника, на которые необходимо опираться при его обучении и воспитании;
- не следует упускать из виду и отрицательные черты ученика;
- не надо торопиться с оценками учащегося. Следует помнить, что нужен только объективный подход (важно учитывать не только свое мнение, но и оценки окружающих, данные ряда исследования личности школьника, динамику формирования качеств личности);
- важно вскрывать причины проявления негативных черт в личности ученика;
- необходимо выяснять тенденцию в развитии той или иной черты личности (прогресс - регресс);
- для полноценного изучения личности ученика нужно исследовать его в различных ситуациях, планомерно и систематически;
- целесообразно изучать школьника в коллективе (группе), выявлять учащихся, которые могут оказывать влияние на данного ученика, сравнивать поведение изучаемого школьника в группе и когда он один;
-
следует учитывать мотивы (побудительные
причины) тех или иных действий и поступков
школьников.
Варианты типовых анкет
Содержание и форма анкет определяются задачами исследования и условиями, в которых предполагается проводить анкетирование.
Типовая
анкета для опроса участников международных
соревнований имеет следующий вид (разработана
в ЦНИИФКе; приводится с некоторыми изменениями
в соответствии с современными положениями;
вводная часть отсутствует, так как анкетировались
спортсмены разных национальностей и
разъяснения исследователями давались
лично):
Анкета
для спортсмена - участника международных состязаний
Когда Вы начали заниматься спортом, каким видом спорта?
______________________________
Когда Вы начали
принимать участие в состязаниях, и по
какому виду спорта (на каких дистанциях)?
______________________________
а) для юниоров (до
18 лет) ______________________________
б) для юниоров (после 18 лет) ______________________________
в) для взрослых (после 21 года) _____________________________
Сколько раз Вы принимали участие в состязаниях на протяжении года?
______________________________
Ваши лучшие результаты:
Вид спорта | Год | |||||
199... | 199... | 200... | 200... | 200... | 200... | |
В какие дни недели Вы тренируетесь и на что преимущественно направлена в эти дни тренировка (развитие силы, быстроты, Выносливости, совершенствование техники и т.д.)?
Дня недели | Месяцы | |||||||
Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | И т.д. | |
Понедельник
Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье |
Как Вы тренируетесь в соревновательном периоде (дайте краткое описание)?
Принимаете ли Вы участие в состязаниях в зимние месяцы, и по каким видам спорта?
Фамилия, Имя _______________Дата рождения __________________
Спортивный клуб _____________ Профессия (род занятий) _________
Вид спорта ______________ Рост _________________ Вес __________
Домашний адрес _______________ Фамилия тренера _____________
Подпись спортсмена:
______________________________
Для учета и систематизации спортивных результатов целесообразно разработать специальные таблицы. И рассылают спортсменам в двух экземплярах для систематического заполнения. Один экземпляр спортсмен оставляет у себя для личного анализа, другой в конце года высылает научному работнику. Примерная форма подобной таблицы (ЦНИИФК) имеет следующий вид:
Таблица учета спортивных результатов
Вид спорта _____________________ Фамилия, имя _____________
Дата рождения _____________Рост ________ Вес ________ Город ____
С какого года специализируетесь в избранном виде спорта _____
Фамилия тренера _____________________ Личный рекорд __________
Год, месяц | Число | ||
Тренировочных
занятий |
соревнований | стартов в соревнованиях | |
2004
г. Январь
Февраль Март |
Вид | Результаты | Дата выступления | Наименование соревнования | Город, стадион | Примечание | |||
Место | ||||||||
Учету
подлежит не только уровень спортивных
результатов, их стабильность, но и достижения
в ответственных соревнованиях, темпы
роста результатов. Например, опрашиваемый
спортсмен по своим результатам может
далеко отставать от спортсменов международного
класса, однако сроки, за которые он достиг
этих результатов, могут говорить о его
большой перспективности.
1. Ашмарин Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании. Учебное пособие. ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1973.
2. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.: ФиС, 1980.
Информация о работе Исследование личности учащегося: методы наблюдения, беседы и анкетирования