Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 15:24, курсовая работа
Цель работы:
- помочь ребенку справиться с эмоциональным дискомфортом, обрести веру в себя и свои силы, овладеть чувством контроля и стать более ответственным, полагаясь на себя, научиться понимать себя и других;
- помочь родителям лучше понимать своего ребенка, его потребности и желания.
Введение ……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Методы психотерапии…………………………………………………..8
1.1.Индивидуальная психотерапия с детьми……………………………………8
1.2. Психотерапия семьи в целом……………………………………………….11
1.3. Бихевиоральная терапия……………………………………………………16
1.4. Десенсибилизация…………………………………………………………..17
1.5. Сенсибилизация……………………………………………………………..17
1.6. Структурирование терапевтического процесса и его завершение………18
Глава 2. Исследование методов игровой психотерапии………………………20
2.1. Изучение методов игровой психотерапии………………………………...20
2.2. Практическое применение метода………………………………………..23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………27
При игре соблюдается ряд правил, способствующих лучшей организации психотерапевтического процесса: 1) игра используется как средство диагностики, терапии и обучения; 2) выбор игровых тем отражает их значимость для врача и интерес для больного; 3) руководство игрой строится так, чтобы способствовать развитию самостоятельности и инициативы детей; 4) спонтанные и направляемые врачом игры представляют две взаимодополняющие фазы единого игрового процесса, в котором главное - возможность импровизации; 5) соотношение спонтанных и направленных компонентов игры зависит не столько от возраста детей, сколько от клинических и личностных особенностей. При острых невротических реакциях преобладает спонтанный компонент игры, при невротических развитиях делается акцент на направленном восстановлении нарушенных
отношений. Невротические состояния требуют индивидуально подбираемой композиции игры; 6) игра не комментируется врачом; 7) направленное воздействие осуществляется посредством характера воспроизводимых персонажей моделируемой игровой ситуации.
Игровая терапия (инсценировки) наиболее успешна в возрасте 4-7 лет, когда происходит интенсивный процесс ролевого развития личности. Целесообразно ее использование и в более младшем (подвижные, предметные игры) и старшем возрасте (драматизация). У подростков игра проводится без кукол и игрушечного реквизита, в той или иной воображаемой обстановке.
Примером игровой методики устранения страха может служить игровая терапия девочки 3 лет, у которой появились заикание и боязнь темноты после ночного испуга, причину которого она не могла объяснить. Прием проходил спустя несколько дней после ночного эпизода. В спонтанной игре с куклами было заметно избегание "волка". В то же время она охотно играла с другими игрушками. Я обратили на это внимание родителей, которые вспомнили, что незадолго до заболевания они читали дочери сказку "Красная Шапочка". Возникло предположение об отражении сказки в кошмарном сновидении. По ее сюжету была проведена игра, в которой мать изображала посредством управляемой куклы доброго волка. При этом девочка уже не обнаруживала прежней остроты страха, что явилось результатом совмещения угрожающего образа с эмоционально близким для нее лицом. В дальнейшем роль волка исполняла я, постепенно наделяя его соответствующими атрибутами поведения. Как и в игре с матерью, у девочки отмечалась лишь незначительная ответная реакция страха. При перемене ролей, когда девочка изображала волка, надев на руку тряпичную куклу, она кричала и угрожала Красной Шапочке, роль которой исполняла я. При обратном изменении ролей у девочки отсутствовали реакции страха. Она стала лучше засыпать дома, прекратились страхи темноты, в течение недели полностью нормализовалась речь.
В настоящее время игровая психотерапия нашла широкое применение не только в стационарной и амбулаторной психотерапевтической практике, но и в системе преподавания, а также в больницах общего профиля.
Игровая психотерапия оказалась эффективной при решении самых разнообразных детских проблем. В частности, она рекомендуется при невротических и соматоформных расстройствах у детей; для улучшения эмоционального состояния детей после развода родителей; для снижения тревоги у госпитализированных детей; для облегчения состояния при психосоматических заболеваниях (бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, нейродермит и т. д.); для ослабления агрессивности в поведении; для улучшения успеваемости Детей с затруднениями в обучении; для коррекции эмоционального состояния детей, подвергшихся насилию или живущих в условиях психической напряженности («заброшенные» дети), и т. д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Раттер М “Помощь трудным детям”, М., “Прогресс”, 1987.
2. Лэндрет Г.Л. “Игровая терапия: искусство отношений”, М., Международная педагогическая академия, 1994.
3. Байярд Р.Т., Байярд Д. “Ваш беспокойный подросток”, М., “Семья и школа”, 1995.
4. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия.: Питер, 2007.
5. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2004.
6. Александров А.А. Психотерапия. Учебное пособие: Питер, 2004.
Информация о работе Исследование методов игровой психотерапии