Исследование особенностей самосознания подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 18:44, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить особенности самосознания подростков , а так же условия и факторы, влияющие на него.

Объект исследования – подростковый возраст.

Предмет исследования – особенности самосознания в подростковом возрасте.

Работа состоит из  1 файл

настя курсовая 2 курс.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

области.

     В каждой культуре формируются преобладающие  типы демонстрируемого поведения и притязаний на признание. Сегодня среди российских подростков существует многообразие типов с определяющейся идентичностью: тип законопослушный, ориентирующийся на нормативность и самоограничение; тип отчужденный, ориентирующийся на интеллектуальную и социальную независимость; тип агрессивно отчужденный, ориентирующийся на утверждение себя через нарушение нормативности и др. Тенденции, определяющие формирование типов социальных ориентаций подростков как значимых для притязаний на признание, следует выявлять и изучать в соответствии с каждым поворотом социальной ситуации, изменяющей общественное умонастроение. [1, c. 92] 
 

1.3. Лидерство в подростковом возрасте.

     Отрочество  - период, когда человек прорастает из детства в новое состояние, переживает начало становления своей личности. Именно в отрочестве начинает проявляться тенденция к личностному развитию, когда сам подросток прилагает усилия к становлению как личности. В этот период происходит явная интенсификация развития одновременно в двух направлениях: 1) стремление к освоению и овладению всем диапазоном социального пространства (от подростковых групп до политической жизни страны и международной политики); 2) стремление к рефлексии на свой внутренний, интимный мир. Одни подростки производят впечатление малых детей, а другие интеллектуально, морально и социально-политически развитых людей. Поэтому-то мы наблюдаем это типичное для нашего времени, для нашей культуры разделение диапазона возрастного спектра на два уровня, где на нижнем располагаются инфантильные дети, подростки по возрасту, а на верхнем- те, кто символизирует своими психическими и социально-политическими достижениями потенциальные возможности возраста. Именно эти подростки демонстрируют способность не быть поглощенными обществом, входить в него с горячностью отрочества и не давать обществу располагать ими по своему усмотрению. Получая от общества массовидные шаблоны в оценке национальных, политических, религиозных или атеистических идей, такой подросток может достаточно успешно ориентироваться в ценностях и, обладая развитой рефлексией, сознательно искать собственное решение на любую социально значимую проблемную ситуацию. [5, c. 301]

     В подростковом возрасте многие отроки начинают стремиться утвердить себя в качестве лидера. Подростки, готовые  к социально-политической рефлексии, становятся практическими лидерами, они выступают как образец для инфантильных сверстников и положительно влияют на их ориентацию и продвижение в процессе учебы. По существу, эти подростки и есть лидеры. Лидерство - это способность человека с открытым сознанием рефлексировать и соответственно оказывать влияние на людей, превращая их в единомышленников, направляя их усилия на достижение общих значимых целей. На вершине своего развития лидер формирует у себя ответственное отношение к себе, другим людям, природе и предметному миру. В контексте этого определения для подростков остро выступает феномен взаимодействия «Мы» и «Я». Отроческое «Мы» и отроческое «Я» нередко противоборствуют в рамках самосознания, что проявляется в мотивах, в отдельных поступках и нередко в общей линии поведения. «Мы» - это способность к идентификации с другими, это умение слиться со всеми в эмоциональных ситуациях и в ситуациях социального выбора; это умение от рефлексировать себя как часть единого, это способность обрести радость от пребывания в конкретной общности. «Я» - это способность к обособлению от других; это умение остаться наедине с собой, выйти из ситуации групповой соединенности; это умение от рефлексировать себя как уникальную, ни на кого не похожую личность; это способность обрести радость от пребывания в сообществе с самим собой. «Мы» и «Я» - социальное общее и социальное индивидуальное, - две ипостаси человеческой сущности, которые в развитой личности представлены достаточно полно и уникально. Отрок стремится познать и пережить обе ипостаси и обрести себя между этими двуедиными полюсами.

     Начав в отрочестве созидание своей  личности, начав сознательно строить  способы общения, молодой человек  продолжает этот путь совершенствования  значимых для себя качеств в юности. Однако у одних - это духовный рост через идентификацию с идеалом, а у других - выбор для подражания антигероя и связанные с этим последствия развития личности.

     Лишь  к концу юношеского возраста молодой  человек начинает реально овладевать защитными механизмами, которые не только позволяют ему внешне защищать себя от стороннего вторжения, но и укрепляют его внутренне. Рефлексия помогает предугадать возможное поведение другого и подготовить встречные действия, которые отодвинут безапелляционное вторжение; занять такую внутреннюю позицию, которая может защитить больше, чем физическая сила. В этот период жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни.

     Отрочество, подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации. В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его.

В современном  информационном обществе стремление подростка  к статусу взрослого мечта малодоступная. Поэтому в отрочестве подросток обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. Подросток психологически попадает в зависимость от предметного мира как ценности человеческого бытия. Живя в предметном мире с момента появления на свет, сызмальства осваивая его по функциональному назначению и эстетической значимости, подросток начинает фетишировать этот мир. Благодаря тому что он входит в подростковые сообщества, которые представляют себя через присущие времени и возрасту знаковые системы, в состав которых подпадают и определенные вещи, подросток превращается в потребителя: потребление вещей становится содержанием его жизни. Приобретая вещи в личное владение, он обретает ценность в собственных глазах и в глазах сверстников. Именно через присущие подростковой культуре вещи происходит регулирование отношений внутри возрастных групп. для подростка становится значимым обладание определенным набором вещей, чтобы поддерживать свое чувство личности. [4, c. 119]

     Конечно, вещи - среда обитания, условие духовного  и физического развития, желанная и необходимая собственность. Однако общество потребления предлагает вниманию подростка выбор и регулярное обновление массы вещей, которые не могут принять участия в его развитии и вовсе не обязательны для его благополучного бытия. Современный подросток подпадает в большой мере под внушающее воздействие побуждающей рекламы, порабощающей вещной потребности, подавляющее воздействие даров; под знаковые манипулирования сознанием через так называемые жестуальные предметы.

     В современном мире вещи могут стать растлителем подростков по многим причинам: 1) став основной ценностью, побуждающей мотивацию и представления о полноте жизни; 2) став фетишем, превращающим в раба вещей; 3) поставив в зависимость от дарителей и побуждая тем самым к зависти и агрессии.

     Современный «отровеский бизнес» не только не решает проблемы «Подросток в мире вещей», но по-своему порабощает подростка.

Стремление  обрести себя как личность порождает  потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я».

     Стремление  осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство личности требуют  от отрока обособления от семейного «Мы», доселе поддерживающего в нем чувство защищенности традициями и эмоциональной направленностью на него. Однако реально находиться наедине со своим «Я» подросток еще не может. Он еще не способен глубоко и объективно оценивать самого себя; он не способен в одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, которой он стремится стать. Его потерянное «Я» стремится к «Мы». Но на этот раз это «Мы» составляют сверстники. [1, c. 103]

     Отрочество - это период, когда подросток  начинает ценить свои отношения со сверстником. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и Т.П. дружба дает также возможность через доверительные отношения глубже познать другого и самого себя. При этом именно в отрочестве человек начинает постигать, как глубоко (а иногда и непоправимо для дружбы) ранит измена, выражающаяся в разглашении доверительных откровений или в обращении этих откровений против самого друга в ситуации запальчивых споров, выяснении отношений, ссор, дружба, таким образом, не только учит прекрасным порывам и служению другому, но и сложным рефлексиям на другого не только в момент доверительного общения, но и в проекции будущего.

     Дружба  в отрочестве, так же как и общение  в группе, благодаря стремлению подростков к взаимной идентификации повышает конформность во взаимоотношениях. Если отроки в семье негативисты, то в  среде сверстников они нередко конформисты. Правда, этот конформизм группового общения может весьма быстро перемениться на взаимный негативизм, но все-таки конформизм преобладает.

     Стремление  к созиданию проявляется и  в сфере осваиваемых идей и  знаний. До инерции детства большая часть подростков остро реагирует на свои восприятия, память, речь, мышление и старается придать им блеск и глубину; они переживают радость от приобщения к познанию; моральные ценности, качества личности, также становятся для них объектом самовоспитания. Интенсивно умственно работая и столь же интенсивно бездельничая, подросток постепенно осознает себя как личность. Стремятся переосмыслить то, что они сделали предметом о сексуального постижения и, прочувствовав, выдать и утвердить это как продукт своего собственного мышления. Отрочество благодаря потребности познать себя и стремлению открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Тем более что именно в отрочестве диапазон полярных чувств чрезвычайно велик. У подростка пылкие чувства, подчас ничто не может остановить его в стремлении к избранной цели: для него не существует в этот миг ни нравственных препон, ни страха перед людьми и даже перед лицом смерти. Глаза его исторгают пламень страсти, взгляд непреклонен. Кроме собственной цели - весь мир ничто.

     Подросток через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу  идентификации с собой и с  другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления. Все  это помогает ему отстаивать свое право быть личностью.  
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Исследование особенностей самосознания подростков. 
 

2.1.Методики исследований особенностей самосознания подростков.

     Подростки восстают против излишней опеки и  нежностей, а грубость со стороны подростка является своеобразной формой борьбы за свою самостоятельность, за утверждение своей взрослости как в собственных глазах, так и в глазах окружающих. Следует бережно, с пониманием относиться к внутреннему миру подростка, его переживаниям, увлечениям. Умейте выслушать подростка, согласиться с ним, если он прав, переубедить, если он ошибается. Требования, предъявляемые подростку должны быть разумно аргументированы. Выбор воспитательных воздействий, средств поощрения и наказания должен определяться замечательной формулой, предложенной А.С.Макаренко: «Как можно больше требований к человеку, но и как можно больше уважения к нему».

     Применительно к подростковому возрасту особенно важна вторая часть этой формулы, так как родители нередко забывают о ней.

     Уважение  к личности подростка делает вас  действительно данным своему ребенку. К сожалению, некоторые родители понимают это только так: обеспечить материально, дать образование, оградить от неприятностей. Но быть нужным –  это значит и разделить его  тревоги и сомнения, его радости и печали; это значит «быть настроенным на его волну», чутко улавливая малейшие, такие важные перепады его эмоций.

     Это значит, что подросток всегда будет  чувствовать так необходимую  ему в это время свободу  и самостоятельность, уважение и доверие.

Знание  основных тенденций развития подростка, индивидуальных особенностей своего ребенка  поможет родителям на средства и  методы конкретного воздействия, выбрать  правила и формы взаимодействия с ним. Следует помнить, что каждый подросток личность, складывающаяся под воздействием множество факторов.

Помочь  подростку взрослеть это значит научить его анализировать поступки и отношения людей, разбираться  в мотивах поведения, в причинах и следствиях поступков не только окружающих его людей, но и в своих собственных. Подросток нередко склонен не замечать недостатки в своем поведении. Необходимо научить критически относиться к себе, к своим поступкам и отношениям.

Подросток начинает оценивать более критично слова и посту взрослого, у  него неизмеримо возрастают требования к поведению и отношению взрослого, к его социальной позиции и гражданский облику. И наряду с этим должна неизмеримо возрастать ответственность взрослого за свое собственное поведение, за свои нравственные качества и отношения. Требовательность взрослого к себе нужна всегда быть выше уровня требований к нему подростка. Это из главных оснований родительского авторитета.

Знание  своего ребенка поможет вам занять правильную позицию во взаимоотношениях с ним. При этом очень важно  иметь в виду только индивидуальное своеобразие, но и общие закономерности, контрастную картину развития.

Чтобы понять взаимоотношения старшеклассника  с родителями, необходимо знать, как  меняются с возрастом функции  этих отношения связанные с ними представления. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких ипостасях: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует себя защитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений; как образец, пример подражания, воплощение мудрости и лучших человеческих качеств; как старший друг и советчик, которому можно доверить соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняются.

Информация о работе Исследование особенностей самосознания подростков