Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:20, курсовая работа
Учитывая актуальность проблемы межличностных супружеских отношений на современном этапе развития общества, в данной работе ставится цель:
проанализировать исследования в области межличностных супружеских отношений как отечественных, так и зарубежных ученых, работающих в области социальной философии, социальной психологии, социологии, философии культуры, феминистики; выявить степень практического использования научных разработок.
Для реализации указанной цели представляется необходимым решить следующие задачи: показать значимость супружеских отношений в социальной политике государства с учетом изменения положения женщины в современных межличностных отношениях; рассмотреть состояние проблемы супружеских отношений в современной научной и популярной литературе; выявить методики диагностики межличностных супружеских отношений; показать общее и особенное в предложенных методиках; определить практическую значимость методик; использовать один из методов психодиагностики супружеских отношений в практической деятельности.
Введение. ..............................................................................................3-5
Глава1. Ценностно-мотивационные аспекты межличностных супружеских отношений как предмет социально-психологического исследования.......................................................................................................5-37
1.1. Роль социальной психологии в исследовании семьи и брака.................................................................................................................... 5-10
1.2. Исследование социально-психологических различий между мужчинами и женщинами в становлении и развитии супружеских отношений......................................................................................................... 10-31
1.3. Некоторые методики диагностики межличностных супружеских отношений..................................................................................................... 31-37
Глава 2................................................................................................38-45
Гипотеза исследования.
Описание выборки.
Описание методов диагностики и психокоррекции.
Ход эксперимента.
Выводы про итогам проведенного исследования.
Заключение....................................................................................... 46-47
Библиография....................................................................................48-50
Приложение №1 ................................................................................50
Глава 2. Эмпирическое исследование с использованием тестов: опросник удовлетворенности браком, психогеометрического и проективного (рису-нок несуществующего животного).
Гипотеза исследования: конфликт в сфере удовлетворения потребностей супругов возникает в результате рассогласованности представлений супругов относительно реализации собственных потребностей, потребностей партнера и ожиданий по отношению к партнеру.
Описание выборки.
В экспериментальном исследовании принимало участие 10 супружеских пар:
N п/п Имя Возраст Стаж семейной Брак Профессия
1. Василий 43 12 2 брак охранник
Татьяна 35
2. Александр 40 19 1 брак бухгалтер
Надежда 39
3. Андрей 32 11 1 брак конструктор
Светлана 30
4. Андрей 35 10 2 брак портной
Надежда 38
5. Александр 44 18 1 брак инженер
Елена 38
6. Наташа 36 2 2 брак секретарь
Геннадий 37
7. Александр 41 11 2 брак врач
Наташа 37
8. Геннадий 38 3 2 брак водитель
Елена 32
9. Игорь 31 8 1 брак охранник
Галина 30
10. Игорь 28 9 1 брак продавец
Лариса 28
Описание методов диагностики.
1. Тест-опросник удовлетворенности браком - предназначен для эспресс-диагностики степени удовлетворенности-
При выбранном испытуемым варианте ответа (а, б или в) начисляется определенное количество баллов (2; 1; 0). Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.
Для проведения экспресс-диагностики испытуемого по суммарному баллу, предложена удобная таблица, в которой ось суммарных баллов теста разбивается на 7 категорий:
0 - 16 баллов - абсолютно не благополучные
17 - 22 - неблагополучные
23 - 26 - скорее неблагополучные
27 - 29 - переходные
29 - 32 - скорее благополучные
33 - 38 - благополучные
39 - 48 - абсолютно благополучные.
Данная методика не только констатирует картину существующих супружеских отношений, но и дает возможность понимания субъективного мира, исследуемого во всей его сложности, расширяется диапазон психической реальности как для психолога, так и для обследуемого человека.
Методика выполняет функцию введения в психокоррекционную работу, подготавливает клиента для осознания скрытых многоуровневых его отношений с другими людьми.
2. Психогеометрический тест - используется в форме варианта, основанного на наблюдении элементов поведения, позволяет мгновенно определить форму (или тип) личности интересующего вас человека, дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения человека на обыденном, понятном каждому человеку языке, составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.
В качестве обобщенных категорий наблюдения для экспресс-диагностики используется: 1. внешний вид (стиль одежды, соответствие его ситуации, прическа, опрятность и т.п.); 2. речь (логичность, уверенность, эмоциональность, громкость и т.п.); язык тела (характер позы, походки, жестов и т.п.); психологические особенности поведения (стремление к лидерству, общительность, доминантность, эмоциональная чувствительность и т.п.).
Следя за поведением интересующего вас человека и фиксируя частоту указанных категорий в его поведении, можно таким образом определить его тип сначала предварительно. Более точный диагноз требует длительного наблюдения и анализа.
Для варианта психогеометрического теста в форме опросника используется следующая инструкция: «Посмотрите на 5 фигур, изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту фигуру, в отношении которой Вы можете сказать: «Это - я». Постарайтесь почувствовать свою форму. Если Вы испытываете сильное затруднение, выберете из фигур ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под N1. Теперь проранжируйте оставшиеся 4 фигуры в порядке Вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами».
Фигура, которую обследуемый поставил на 1-е место или по которой наблюдатель выделил больше элементов поведения, - это основная фигура (или субъективная форма обследуемого). Она дает возможность определить его доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные 4 фигуры - это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию его поведения. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для испытуемого наибольшие трудности.
В случае опроса, при отсутствии фальсификации, 1-я выбранная фигура соответствует восприятию обследуемым себя на уровне сознания, 2-я - на уровне подсознания, а 3-я - на уровне бессознательного.
Таблица «Содержание категорий наблюдения типа личности» и стимульный материал для опросного варианта методики прилагается.
3. Проективный тест - «рисунок несуществующего животного» (РНЖ) - требует объединения с другими методами или тестами и включается как вспомогательный диагностический прием с целью выяснения и уточнения черт личности, проблем и социальных установок. В проективном рисовании главным посредником в познании личности испытуемого является образ его фантазии. Предполагается, что в малоструктурированной ситуации содержание фантазийной продукции в основном определяется имплицитными структурами индивидуального опыта испытуемого, опосредующими процесс рисования. Несмотря на то, что процесс проекции протекает без достаточного контроля сознания, он подчинен и сознательным установкам. Рисунок правомерно отнести к области невербальной (в данном случае графической) коммуникации.
В проективном рисовании главным посредником в познании личности испытуемого является образ его фантазии. Важными характеристиками невербального канала коммуникации являются его связь с эмоциями, играющим определяющую роль в формировании образов фантазии, и связь рисунка с метафорами речи.
В самом общем виде процесс интерпретации состоит в следующем: то, что содержится в рисунке (местоположение, детали и их взаимоотношения) буквально переносится на личность рисовавшего в качестве его метафорического описания на привычный профессиональный жаргон. Пример: типы - «личность с шипами» - склонность к защитной агрессии; «большие уши» - повышенная заинтересованность в информации о себе и др.
Методика РНЖ в данном случае используется для более глубокого понимания межличностных отношений в семье, раскрывает картину существующих отношений, выявляет социальные установки и черты личности, влияющие на данные отношения, выполняет функцию введения в психокоррекционную работу и подготавливает клиента для осознания скрытых, многоуровневых отношений в семье.
Согласно инструкции теста РНЖ, испытуемому предлагается нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем. Для проведения теста необходим карандаш средней твердости, стандартный лист белой бумаги, расположенный вертикально.
Ход экспериментального исследования.
Супружеская пара №1. Василий и Татьяна.
1-я встреча - 3.06.97, время - 18.30-19.30. Проведение теста-опросника удовлетворенности браком.
2-я встреча - 6.06.97., время - 18.30-19.30: обсуждение результатов теста0опросника удовлетворенности браком; проведение психогеометрического теста.
3-я встреча - 10.06.97, время - 18.30. - 20.00: обсуждение результатов психогеометрического теста; проведение теста РНЖ.
4-я встреча - 12.06.97, время - 17.00.-19.00: обсуждение результатов тестирования по всем проведенным тестам; рекомендации по устранению моментов, мешающих достичь более глубокого понимания.
Все встречи проходили совместно с обоими супругами, в атмосфере доверия, взаимопонимания и достаточной степени открытости.
Супружеская пара №2. Александр и Надежда.
1-я встреча - 15.06.97, время - 18.00-19.30: проведение теста-опросника удовлетворенности браком.
2-я встреча - 18.06.97, время - 18.00-19.30: обсуждение результатов теста-опросника удовлетворенности браком; проведение теста РНЖ.
3-я встреча - 21.06.97, время - 12.00-14.00: обсуждение результатов всех проведенных тестов; консультация по выявленным проблемным зонам; формирование новых форм поведения в конфликтных ситуациях.
Тестирование, обсуждение результатов и консультирование проводилось совместно. Супруги удовлетворены проведенной работой.
Супружеская пара №3. Андрей и Светлана.
1-я встреча - 30.06.97, время - 19.00.-20.30. Светлана. Проведение теста-опросника удовлетворенности браком, психогеометрического теста и теста РНЖ.
2-я встреча - 2.07.97, 17.30-19.00: обсуждение результатов проведенных тестов.
3-я встреча - 4.07.97, время - 18.00-19.30. Андрей. Проведение теста-опросника неудовлетворенности браком, психогеометрического теста и теста РНЖ.
4-я встреча - 8.07.97, время - 17.00-19. Обсуждение результатов тестирования.
5-я встреча - 14.0.97, время - 19.30-21.00: совместная консультация супругов. Рекомендации по восстановлению здорового психоэмоционального климата в супружеских отношениях.
Супружеская пара №4. Андрей и Надежда.
1-я встреча - 21.07.97, время - 19.00-21.00: проведение теста-опросника удовлетворенности браком, тестов психигеометрического и РНЖ Тестирование супругов проводилось совместно.
2-я встреча - 25.07.97, время - 17.30-19.00. Надежда: обсуждение результатов тестирования. Рекомендации по изменению отношения к себе, как фактору, препятствующему пониманию супругов.
3-я встреча - 29.07.97, время - 19.00-20.30. Андрей: обсуждение результатов тестирования.
4-я встреча - 2.08.97, время - 12.00-14.00: совместное консультирование рекомендации по выявленным проблемных зонам.
Супружеская пара №5. Елена и Александр.
1-я встреча - 6.08.97, время - 18.30-21.00: проведение теста-опросника удовлетворенности браком и психогеометрического теста.