Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
Пермский
национальный исследовательский политехнический
университет
Лысьвенский
филиал
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине «История государственного
управления в России»
Выполнила:
Студентка группы
ЗГМУ-10-1
Шифр 10-09
Карпова Ю.А.
Преподаватель:
Романова
Е.Л.
г. Лысьва
2012 г.
1
Земские соборы русского государства
в XVI - XVII веках
- Возникновение соборов
1549 год можно считать годом
рождения земских соборов - условно,
потому что корни сословно - представительных
учреждений восходят к более
раннему времени. Собор середины
XVI века относится к решающему
моменту в истории России, когда
началось проведение крупных
реформ, направленных к укрощению
государственного аппарата, когда
определился курс внешней политики
на востоке.
Земский собор возник в XVI веке
как орган, долженствующий заменить
кормленщиков. Это был “парламент
чиновников” . Форма земского собора,
возможно, была навеяна городовыми советами,
о существовании которых можно догадываться
на основе докладов начала XVII века.
Земские соборы общегосударственного
характера, требовавшие участия
представителей господствующего
класса всей земли, в какой
- то мере заменили княжеские
съезды и вместе с думой
унаследовали их политическую
роль. В то же время земский
собор - это орган, пришедший
на смену вечу, восприняв традиции
участия общественных групп в
решении правительственных вопросов,
но заменив присущие ему элементы
демократизма началами сословного
представительства.
- Типы соборов
- Соборы, занимающиеся вопросами общегосударственными.
Так сказать “большой политики”
. Это земские соборы в полном смысле этого
слова.
- Совещания царя с войнами накануне походов.
Их лучше именовать “войсковыми собраниями”
(это название предложил Н. Е. Носов) .
- Третью группу соборов составляют такие,
на которых разбирались дела как церковные,
так и государственные, в частности судебные.
- Была, очевидно, еще одна категория собраний,
на которых Иван IV обращался с воззваниями
или политическими декларациями к людям
разных чинов.
- Периодизация земских соборов
Историю земских соборов можно
разделить на 6 периодов.
- Время Ивана Грозного (с 1549 года) . Соборы,
созываемые царской властью, уже сложились.
Известен и собор, собранный по инициативе
сословий (1565 год) .
- Со смерти Ивана Грозного до падения
Шуйского (с 1584 до 1610 года) . Это время, когда
складывались предпосылки гражданской
войны и иностранной интервенции, начинался
кризис самодержавия. Соборы выполняли
функцию избрания на царство, причем иногда
становились орудием враждебных России
сил.
- 1610 - 1613. Земский собор при ополчениях
превращается в верховный орган власти
(и законодательной, и исполнительной)
, решающий вопросы внутренней и внешней
политики. Это время, когда земский собор
играл наиболее крупную и наиболее прогрессивную
роль в общественной жизни.
- 1613 - 1622. Собор действует почти непрерывно,
но уже в качестве совещательного органа
при царской власти. Через них проходит
вопросов текущей действительности. Правительство
стремится опереться на них при проведении
финансовых мероприятий (сбор пятинных
денег) , при восстановлении подорванного
хозяйства, ликвидации последствий интервенции
и предотвращении новой агрессии со стороны
Польши.
- С 1622 года деятельность соборов прекращается
до 1632 года.
- 1632 - 1653. Соборы собираются сравнительно
редко, но по большим вопросам политики
- внутренней (составление Уложения, восстание
в Пскове) и внешней (русско - польские,
и русско - крымские отношения, присоединение
Украины, вопрос об Азове) . В этот период
активизируются выступления сословных
групп, предъявляющих требования правительству,
помимо соборов, также через челобитные.
- После 1653 до 1684. Время затухания соборов
(небольшой взлет был в 80-х годах) .
- Вопросы, рассматриваемые на земских собраниях
Если присмотреться к вопросам,
которыми занимались соборы, созывавшиеся
церковной властью, то прежде всего
надо выделить из них четыре, которые утвердили
проведение крупных государственных реформ:
судебных, административных, финансовых
и военных. Это соборы 1549,1619,1648,1681-82 годов.
Таким образом, история земских соборов
тесно связана с общей политической историей
страны. Приведенные даты падают на узловые
моменты в ее жизни: реформы Ивана Грозного,
реставрация государственного аппарата
после гражданской войны начала XVII века,
создание Соборного уложения, подготовка
петровских преобразований. Судьбам политического
устройства страны были посвящены, к примеру,
и совещания сословий в 1565 году, когда
Грозный уехал в Александрову слободу,
и приговор, вынесенный земским собранием
30 июня 1611 года в “безгосударное время”
.
Наиболее часто на соборах
рассматривались вопросы внешней
политики и налоговой системы
(по преимуществу в связи с
военными нуждами) . Таким образом, через
обсуждения на заседаниях соборов проходили
крупнейшие проблемы, стоявшие перед Российским
государством.
- Земский собор 1549 года
Совещание продолжалось два дня.
Было три выступления царя, выступление
бояр, наконец, состоялось заседание
боярской думы, принявшей о неподсудности
(кроме как по крупным уголовным
делам) боярских детей наместникам.
Б. А. Романов пишет, что земский
собор состоял как бы из
двух “палат” : первую составляли бояре,
окольничие, дворецкие, казначеи, вторую
- воеводы, княжата, дети боярские, большие
дворяне. Летописец, описывающий собрание,
не говорит, из кого состояла вторая “палата”
(курия) : из тех, кто оказался в то время
в Москве, или из тех, кто был вызван правительством
в Москву специально.
Соборов с 1549 по 1683 года состоялось
около 60.
- Избранная рада. Реформы
Перед новым правительством встал
вопрос о путях преобразования
государственного аппарата. Первые
шаги к реформам выразились
в созыве 27 февраля 1549г. расширенного
совещания на котором присутствовала
Боярская дума, освященный собор,
воеводы, а также боярские дети
и “большие” дворяне (очевидно,
московские) . Февральское совещание 1549г.
(“Собор примирения” ) было фактически
первым Земским собором. Его созыв ознаменовал
превращение Русского государства в сословно-представительную
монархию, создание центрального сословно
- представительного учреждения. Чрезвычайно
важно было то, что важнейшие государственные
мероприятия начинают приниматься с санкции
представителей господствующего класса,
в числе которого значительную роль играли
дворяне.
Решение Собора 1549г. показало, что
правительство собиралось в дальнейшем
использовать поддержку как боярства,
так и дворян. Оно было явно не в пользу
феодальной аристократии, так как она
должна была поступиться рядом своих привилегий
в пользу основной массы служивого люда.
Отмена подсудности дворян (в дальнейшем
Судебник 1550г.) означала постепенное оформление
сословных привилегий дворянства.
В связи с тем, что в феврале
1549г. было решено “давать суд”
если человек обратился с челобитным
на бояр, казначеев и дворецких, создается
особая Челобитная изба, которой ведал
А. Адашев и, возможно, Сильвестр. 1
Автор Пискаревского Летописца дает ее
расположение у Благовещения в Кремле.
Но в действительности местонахождение
Челобитной избы не вполне ясно: у Благовещения
находилось помещение казны. Не будучи
формально казначеем, Адашев в 50х годах
XVI в. фактически возглавлял деятельность
государственной казны. 2 Но во всяком
случае связь возникновения Челобитной
избы с реформами середины века несомненна.
В Челобитную избу поступали челобитные
на имя государя, здесь же по ним принимались
решения- Челобитная изба была бала своего
рода высшим апелляционным ведомством
и контрольным органом, надзиравшим над
другим правительственным учреждением.
Одновременно с “Собором примирения”
происходили заседания и церковного
собора, который установил церковного
празднования еще 16 “святых”
и рассмотрел жития этих “чудотворцев”
. В условиях роста реформационного
движения церковь канонизацией
своих видных деятелей стремилась
укрепит свой падающий авторитет.
После февральских соборов правительственная
деятельность в 1549г. развернулась
в различных областях. Рост народных
движений в городе и деревне
заставил возобновит проведение губной
реформы, после торжества Шуйских в 1542г..
27 сентября 1549г. был выдан губной наказ
крестьянам Кириллова монастыря. Этот
наказ свидетельствовал о росте влияния
дворянства. Теперь губные дела передавались
в ведение выборных губных старост из
числа детей бояр.
Формирование различных изб происходило
по функциональному различию, а
не по территориальному. Это свидетельствовало
о значительном успехе централизации
управления. 1 Однако част изб не
порывала окончательно с территориальным
принципом управления.
1549г. был годом активного наступления
на иммунитетные привилегии духовных
феодалов. 4 июня 1549г. в Дмитров послали
грамоту, согласно которой ряд монастырей
лишался права беспошлинной торговли
в Дмитрове и других городах. Но крупные
монастыри привилегии сохраняли.
К концу 1549г. все настойчивее
стали раздаваться голоса, подталкивающие
правительство на проведение
реформ. Царю подал свой проект
Ермолай-Еразм, предполагавший ценой некоторых
уступок предотвратить возможность новых
волнений. Он начал меры по унификации
системы поземельного обложения, по обеспечению
землей служивого люда.
Разносторонностью и вдумчивостью
отличались проекты И. С. Пересветова,
защитника сильной самодержавной власти.
Централизация суда и финансов, кодификация
законов, создание постоянного войска,
обеспеченного жалованием, - вот некоторые
из предложений этого “овинника” - публициста,
выражавшего думы и чаяния передовой части
дворянства, затронутого реформационно
- гуманистическим движением. 2 Изначально
в царских вопросах ставилась задача издания
законов, которые должны были восстановит
порядок, существовавший при Иване III и
Василии III. Ссылка на “отца” и “деда”
, встречающаяся в законодательстве означала,
что реформам старались придать вид мероприятий
направленных против тех злоупотреблений
властью боярами, которыми были” наполнены”
несовершеннолетние годы Ивана IV.
После постановки об отмене
местничества в проекте изгалялся
ряд соображений о необходимости навести
порядок в вотчинном и поместном праве.
По мнению автора проекта, необходимо
было провести проверку земельных владений
(вотчин, поместий) и кормлений с целю выяснения
размеров владений и исполнения воинских
обязанностей служилыми людьми. Нужно
было перераспределить имеющийся в распоряжении
служебный фонд, чтобы обеспечить малоземельных
и безземельных феодалов. Но этот проект
нарушал исконные вотчинные права феодальной
аристократии, поэтому проект осуществления
не получил.
К числу финансовых реформ
относится проект ликвидации
проездных пошлин (мыта) внутри стран.
Таможенные перегородки между
отдельными землями Русского
государства, отражавшие незавершенности
процесса изживания экономической
раздробленности, препятствовали
дальнейшему развитию товарно-денежных
отношений.
Если подвести итоги рассмотрению
царских “вопросов” , то можно констатировать
далеко идущие намерения правительства
удовлетворить земельные требования дворян
за счет боярского землевладения, укрепить
армию и государственные финансы.
- Как проходила Земская реформа
Последняя из реформ, к которой приступили
в начале 50-х годов и которой суждено было
приобрести особенно важное значение,
- введение земских учреждений и переход
к отмене кормлений. “Земскую реформу
можно считать четвертым ударом по кормленной
системе, нанесенным в ходе реформ” .
2 Она должна была привести к окончательной
ликвидации власти наместников путем
замены ее местными органами управления,
выбранными из зажиточных черносошного
крестьянства и посадских людей. В осуществлении
земской реформы были заинтересованы
зажиточные круги посадского населения
и волостного крестьянства. Усиление классовой
борьбы, в форме разбоев, и неспособность
наместнического аппарата успешно осуществить
подавление народных масс - вот те основные
причины, которые делали проведение реформы
местного управления неотложной. Губная
и земская реформы по мере их осуществления
приводили к созданию сословно - представительных
учреждений на местах отвечавших интересам
дворянства, верхов посада и зажиточного
крестьянства, Феодальная аристократия
поступалась некоторыми своими привилегиями,
но смысл реформы был направлен по преимуществу
против трудящихся масс в деревне и городе.
В 1684 году состоялся созыв и роспуск
земского собора о вечном мире с
Польшей. Тем самым и закончилась
история земских собраний, созывавшихся
на протяжении более ста лет. Земские
соборы имели очень большое значение
в истории России, этим и объясняется
тот факт, что их изучению посвящено
огромное количество работ различных
ученых - историков. Создание земских
соборов было большим шагом в
совершенствовании государственной
системы управления и стало ключевым
моментом в развитии нашей страны
как демократического государства.